читайте также
В течение прошлого года много говорилось о готовности к «новой норме». Однако остается неясным, что это означает и когда начнется эпоха новой нормальности. Во время пандемии кому-то пришлось умерить свои карьерные амбиции по семейным обстоятельствам или в связи с необходимостью заботиться о здоровье, а другие почувствовали карьерный застой по причине форс-мажоров, возникших в деятельности компании или целой сферы на рынке.
Пока рано объявлять конец пандемии. Однако с началом вакцинации и открытием границ в некоторых странах надежда на перемены становится все прочнее. Именно сейчас полезно спросить себя, каким образом вы можете снова взять под контроль свою карьеру. (К слову, наше собственное исследование показало, что оппортунистическое мышление является одной из основополагающих черт предпринимательского склада характера.)
По мере формирования гибридных офисов и гибридной профессиональной идентичности мы приближаемся к моменту, который социологи называют «пороговым», к переходу (порой дискомфортному) от одного образа жизни к другому. Такие моменты характеризуются не только неопределенностью, но и новыми возможностями. Мы определили три ключевых аспекта в работе, на которые повлияла пандемия и которые могут помочь успешно перестроить дальнейшую карьеру. Чтобы это произошло, нужно подойти к ним осмысленно и стратегически.
Стиль работы
За этот год, когда мы были вынуждены адаптироваться к особым подходам, мы узнали, какой стиль работы лучше всего нам подходит. Пандемия стала уникальным экспериментом, который позволил оценить, что нам необходимо в профессии, и определить подходящий для нашего темперамента стиль работы.
Одни преуспели в удаленном режиме и не хотят отката назад. Другие заскучали по компании своих коллег и, охваченные одиночеством, поняли, что им по душе офисная жизнь. Пандемия подтвердила возможность виртуальной работы, а от полученной привилегии (которой когда-то была удаленка) очень сложно отказаться. Метааналитические исследования продемонстрировали, что удаленная работа либо не оказывает негативного влияния, либо имеет определенные преимущества — например, повышает уровень продуктивности и удовлетворенности работой и улучшает семейные отношения. Можно ожидать, что в дальнейшем позитивные эффекты будут только усиливаться благодаря росту технологических возможностей и все большей восприимчивости организационной культуры к идее, что рабочие результаты куда важнее местонахождения сотрудников.
Это означает, что мы получим больше свободы формировать и даже контролировать рабочие условия во многих сферах. Вскоре выходит книга Дори Кларк «The Long Game», в которой рассказывается история Аннмари Нил, успешной HR-руководительницы, которой еще до пандемии в течение 25 лет удавалось договариваться с работодателями и работать из небольшого городка, расположенного в горах в Колорадо. Потенциальным нанимателям она задавала вопрос: «Вы хотите привлечь лучшего кандидата на эту позицию или лучшего в вашем регионе?» После пандемии все большему количеству работодателей придется задаться этим вопросом.
Компания и руководители
Кризисное время — настоящая проверка лидерских качеств: в сложных обстоятельствах хорошие руководители преуспевают, а плохим становится невозможно скрыть свои неудачи. Во время пандемии многие узнали новое о своем начальнике и старшем руководстве компании. Насколько справедливо и уважительно они отнеслись к своим сотрудникам? Как они справились с неопределенностью? Что они поставили в приоритет: краткосрочные или долгосрочные перспективы?
С этим новым пониманием ситуации по мере стабилизации пандемической обстановки может усилиться текучка кадров, которую в прошлом году сдерживали непростые обстоятельства. (Согласно данным одного из исследований, почти половина сотрудников готовы уйти с работы, если им не разрешат выбрать гибридный режим труда.) Учитывая, что все больше компаний становятся открыты к виртуальным форматам, сотрудникам также предоставляется более широкий выбор, поскольку они больше не ограничены условиями территориальной близости к работодателю. Сегодня перед вами открываются невиданные доселе возможности найти компании, разделяющие ваши ценности, и объединить с ними свои усилия, не обращая внимания на географию.
Сеть профессиональных контактов
Прошлый год показал нам, на кого мы можем рассчитывать. Кто из коллег протянул руку помощи перед важным дедлайном или в трудную минуту, когда возникли домашние сложности? Кто из них остался на связи, а кто перешел на исключительно деловое общение, обращаясь к вам только тогда, когда что-то было нужно от вас? Мы возвращаемся к личному взаимодействию на работе и в путешествиях и обретаем более ясное представление о том, кто становится более близок, а от каких людей следует отдалиться, поскольку они проявили меньшую степень заботы и ответственности, чем мы от них ожидали.
Более того, после года изоляции оказалось гораздо труднее знакомиться с новыми людьми. По этой причине многие профессионалы изголодались по новым связям. Если вы сейчас постараетесь организовать какое-нибудь мероприятие (неважно, онлайн или офлайн, в зависимости от возможностей и условий безопасности), скорее всего, вы получите невероятные преимущества первопроходца, поскольку многие чувствуют потребность в объединении. Вы сможете зарекомендовать себя как человек с хорошими связями и возможностями и, может быть, войдете в круг знакомств интересных и влиятельных людей, до которых раньше было сложно добраться, — сейчас это сделать проще по вполне понятной причине, что приглашений поступает совсем немного. Это пороговый момент для построения новых отношений, уникальная возможность установить более глубокую связь с доверенными коллегами и серьезно расширить сеть своих контактов.
Одним словом, кризис подарил нам большую гибкость и большее количество возможностей для построения карьеры, которая принесет удовольствие. Известный теоретик и политический деятель Антонио Грамши однажды отметил: «Кризис заключается именно в том, что старое уже умирает, а новое еще не может родиться; в этом междуцарствии возникает множество разнообразнейших патологий». Прошедший год стал временем вызовов и непростых условий, но, если взглянуть на происходящее с оптимизмом, можно понять, что он даст дорогу чему-то новому и лучшему.
Об авторах
Дори Кларк (Dorie Clark) — стратегический консультант и профессиональный спикер, преподаватель Школы бизнеса Фукуа Университета Дьюка, автор книг «Entrepreneurial You», «Reinventing You» и «Stand Out».
Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic) — главный специалист по кадрам в ManpowerGroup, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, а также член Гарвардской лаборатории по предпринимательству и финансам. Автор книги «Why Do So Many Incompetent Men Become Leaders? (And How to Fix It)».
* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена