Конец изоляции
Марина ИванющенковаМенеджмент — довольно консервативная сфера. Изменения в ней происходят постепенно, и даже очень хорошим идеям требуется время, чтобы найти сторонников и стать нормой в управлении. Однако пандемия заметно ускорила большинство процессов. Например, о том, что компании должны не только думать о прибыли, но и учитывать интересы стейкхолдеров, говорили и раньше, но именно сейчас теория стремительно превращается в практику. Пандемия привела к географической изоляции, но одновременно выявила ценность партнерства со всеми заинтересованными сторонами. Одна из статей в этом номере, например, посвящена выстраиванию продуктивных связей с акционерами, которые помогают принимать более разумные решения.
Многие руководители сегодня пересматривают принципы взаимодействия с персоналом. Пандемия изменила отношение людей к работе — теперь им как никогда важно чувствовать себя частью компании, разделять ее миссию, а не просто механически делать свое дело. Лидеры должны быть чуткими, внедрять политику прозрачности и объяснять всем цели организации. Партнеры фирмы Bain пишут о том, как подготовить штат к постпандемийной экономике, — в частности, говорят о формировании корпоративной культуры, в которой сотрудники будут чувствовать поддержку со стороны работодателя и понимать, куда движется бизнес.
Без хорошего отношения к людям компаниям будет непросто решить кадровые проблемы. А их становится все больше. Многие сотрудники, привыкшие к удаленке, не хотят возвращаться в офис, а кто-то и вовсе собирается оставить работу. Кэрол Фишман Коэн пишет, что с февраля 2020 года с рынка труда США ушло 3,5 млн человек. Поэтому организации отказываются от прежних стереотипов — например, если раньше они старались не нанимать людей, прервавших свою карьеру, то теперь запускают программы по их возвращению (о намерении взять на работу тысячу таких сотрудников недавно заявил Amazon). Кэрол Фишман Коэн, которая когда-то ушла с рынка труда на 11 лет, объясняет, как «возвращенцам» перезапустить карьеру.
Для успешного развития бизнеса необходимо также живое общение с клиентами. Многие организации автоматизируют контакты с потребителями, но технологические решения часто несовершенны и вызывают у людей раздражение. В такой ситуации выиграют компании, которые смогут наладить прямую коммуникацию с потребителями. Профессор Гарварда Райан Бьюэлл дает рекомендации по работе с клиентами во время и после пандемии.
Подобные веяния требуют изменений в поведении лидеров. Руководители часто высокомерны и эгоцентричны, а это не способствует теплым отношениям с окружающими. Чтобы вырваться из ловушки власти, управленцам стоит обуздать свое эго и наладить честную обратную связь со стейкхолдерами. Умение прислушиваться к другим и сотрудничать всегда дает хороший результат.
Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор журнала «Harvard Business Review Россия».