Стратегия – это не шахматная партия | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия – это не
шахматная партия

Мы живем в эпоху распада, когда скорость важнее масштаба и поэтому стратегическому планированию следует придать новый смысл и новую роль.

Автор: Грег Сателл

Стратегия – это не шахматная партия

читайте также

Онлайн-платформам вроде Uber или Airbnb не нужен особый подход в регулировании

Алан Льюис,  Роберт Хейзлхерст

Шесть стратегий для уставших работающих родителей

Дейзи Даулинг

Как сказать «нет», не сжигая мостов

Холли Уикс

Дайте волю эмоциям

Макговерн Гейл

Легендарных стратегов больше нельзя сравнивать с шахматными гроссмейстерами, которые знают положение и возможности каждой фигуры на доске и могут продумать игру на несколько ходов вперед.

Пришло время отправить эту метафору на свалку истории. Стратегия больше не похожа на игру в шахматы, поскольку на доске больше нет аккуратных линий. Отрасли стали безграничными. Конкурентные угрозы и возможности кардинальных изменений могут прийти откуда угодно. Поэтому стратегия — это больше не прерывистая линия ходов, а процесс углубления и расширения связей.

Первым человеком, серьезно задумавшимся о том, как функционирует бизнес, был Рональд Коас. В 1937 году в своей новаторской работе он доказывал, что фирмы приобретают конкурентоспособность путем уменьшения транзакционных издержек, особенно относящихся к информации. По его мнению, фирмы могли расти до тех пор, пока организационные издержки не сводили на нет транзакционные преимущества.

В 80-е годы Майкл Портер развил эту идею и сделал ее более применимой для управленческой практики с помощью концепции цепочек сбыта. Его идеи позволили менеджерам внедрить схему для создания конкурентных преимуществ. Увеличивая масштаб, компании могли повышать эффективность по всей длине цепочки сбыта как с помощью совершенствования операций, так и благодаря усилению позиций на переговорах с поставщиками и клиентами. Издержки могли снижаться еще больше по мере продвижения фирмы вверх.

Читайте материал по теме: От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Конкурентоспособность была суммарной эффективностью, а эффективность создавалась с помощью эффекта масштаба.

Мир, изображенный Коасом и Портером, был сравнительно устойчивым. Транзакционные издержки были похожи на сорняки, которые менеджеры могли постепенно выкорчевать. После установки четких границ между конкурентами стратегия заключалась главным образом в том, чтобы, по словам Ричарда Румельта из Калифорнийского университета, использовать «относительную силу для преодоления относительных слабостей».

Но сегодня мы живем в мире ускоряющихся реакций, где эффективность в области издержек может улучшаться экспоненциально, аннулируя преимущества, связанные с эффектом масштаба. Далее: технологические циклы стали короче периодов планирования. Следовательно, в процессе планирования и воплощения любой конкретной стратегии относительная сила и относительные слабости, скорее всего, изменятся — иногда радикально.

Итак, мы живем в эпоху распада, когда скорость важнее масштаба и поэтому стратегическому планированию следует придать новый смысл и новую роль. Мы больше не можем планировать; мы можем только подготавливаться. Это требует того, что Рита Гюнтер Маграт называет переходом от концепции «учимся планировать» к идеи «планируем учиться».

Кода Джефф Безос создал Amazon, его целью было продавать книги, конкурируя с традиционными продавцами вроде Barnes & Noble. Однако сегодня Amazon — это нечто гораздо большее, чем розничный продавец. Он предлагает фирмам услуги облачных сервисов, производит «железо» для компьютеров и создает телевизионные программы. Он непосредственно конкурирует с такими компаниями, как Microsoft, Walmart и Neflix.

Читайте материал по теме: Почему Amazon регулярно пересматривает свою бизнес-модель

Но Amazon — это не конгломерат, а платформа. То, что фирма предлагает в качестве услуги другим компаниям, — это та же самая облачная архитектура, которая обеспечивает работу его онлайн-магазина, и она же поставляет потребителям развлекательные программы. Чем дальше Amazon распространяет свои связи в новые области, тем глубже становятся возможности в ее сердцевине. Вот почему, анализируя конкурентов этой компании, невозможно говорить о «положении Amazon в отрасли». Вместо этого разумнее рассматривать ее как своеобразную экосистему.

В 1937 году, когда Коас написал свою знаменитую работу, транзакционные издержки были намного более тяжелым бременем. Сегодня самые ценные ресурсы корпорации не привязаны к физическому месту и существенно не амортизируются в процессе использования, а также легко поддаются распределению. Мир изменился, и стратегия тоже должна трансформироваться.

Многие спорят о том, что влечет за собой этот сдвиг. Например, Макгрэт в своей замечательной книге «Конец конкурентного преимущества» настаивает, что устойчивое конкурентное преимущество для компаний более недостижимо, и мы должны удовлетвориться лишь преимуществом во времени. По ее мнению, вместо того чтобы концентрироваться на конкретном наборе сильных сторон, фирмы должны постоянно перемещаться туда, где пастбища свежее и зеленее. И все же я не уверен, что это суждение верно. Очевидно, что есть много компаний, таких как Amazon, Walmart и Apple, которые способны не только сохранять свои конкурентные преимущества, но и углублять их с течением времени. Они действительно расширили свою сферу деятельности, но эффективность их основного бизнеса также выросла.

Изменение заключается в том, что конкурентное преимущество — это больше не суммарная эффективность, оно стало суммой всех факторов. Поэтому стратегия должна быть сосредоточена на углублении и расширении информационных ресурсов, поиске талантов, улучшению связей с партнерами и потребителями. По существу бренды перестали быть просто одним из активов. Они стали платформами для сотрудничества.

Читайте по теме: