Нездоровый разговор: чем опасны частные обсуждения дел компании
Эми ЭдмондсонЛюдям свойственно ворчать по поводу начальника, скучных собраний или, на первый взгляд, бестолковых указаний сверху. Строго говоря, подобное ворчание не причиняет никакого вреда: всем иногда нужно выпустить пар.
Но очень плохо для организации, когда большинство обсуждений по важным вопросам проходят в частном порядке, а не на официальных встречах, где можно вдумчиво подойти к решению проблем при участии тех, кто уполномочен менять курс.
Из недавних сообщений о компании Boeing стало известно о целой эпидемии частных обсуждений о лайнере 737 Max. В личной переписке сотрудники активно выражали тревогу по поводу Max на стадии его разработки и с нескрываемым презрением отзывались о некоторых принимаемых решениях, применяемых технологиях и даже клиентах компании. 117 страниц внутренней переписки, недавно переданные в Конгресс США, рисуют картину гибельной культуры Boeing, нашедшей отражение в многочисленных частных обсуждениях. Сотрудники компании называли авиакомпании, пользующиеся услугами Boeing, некомпетентными и «идиотами» и не стеснялись в выражениях в адрес регулирующих органов и высшего руководства.
Как отмечает командир воздушного судна «Салли» Салленбергер в The New York Times, «Мы уже видели это кино в местах вроде Enron».
Частные разговоры ведутся потому, что люди считают неприемлемым говорить правду публично. Они происходят, когда сотрудники усваивают, что на собраниях они должны соглашаться с начальником или большинством, даже если не одобряют обсуждаемое решение или план. Поскольку мы все хотим выражать свое мнение и быть услышанными, то не можем молчать вечно. Тогда мы обращаемся к коллегам — тем, с кем можем говорить без обиняков, — и высказываем, что думаем на самом деле.
Вот как можно определить, что в вашей организации частные разговоры уже не в пределах нормы.