Что делать, если вы вынуждены работать не там, где вам хочется | Большие Идеи

? Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если вы вынуждены работать не там, где
вам хочется

Четыре стратегии, которые помогут не забыть о вашей цели

Автор: Дори Кларк

Что делать, если вы вынуждены работать не там, где вам хочется
Jorg Greuel/Getty Images

читайте также

Эпохи менеджмента: краткая история

Рита Гюнтер Макграт

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Внутренняя тишина: «гуру Кремниевой долины» — о силе неделания

Райан Холидей

За что я люблю Starbucks

Тони Шварц

Почти у любого профессионала бывают периоды, когда карьерный путь отклоняется от ожидаемого — например, когда случаются сокращение, перевод на новую должность, релокация или возникают проблемы со здоровьем или необходимость ухаживать за близкими. Пандемия, безусловно, может усугубить эту ситуацию, особенно для работающих родителей, поскольку им приходится сталкиваться сразу с несколькими стрессовыми факторами.

В краткосрочной перспективе действия ясны: если вы или ваш супруг потеряли работу, необходимо найти источник дохода. Если школы закрыты, кому-то из вас нужно остаться дома с детьми и помогать с удаленным обучением. Если на вас лежит забота о детях и других членах семьи, необходимо обеспечить себе достаточную гибкость, чтобы управляться с домашними делами.

К сожалению, чтобы удовлетворить эти срочные потребности, требуется поставить перед собой более долгосрочные цели, чем кажется на первый взгляд. За год пандемии многим приходилось отказываться от повышения, чтобы сохранить гибкий график работы, оставаться работать в сфере, из которой они планировали уходить, или соглашаться ради денег на должности, для которых они слишком компетентны или которые им не интересны.

Эти решения болезненны, но они могут быть необходимы в краткосрочной перспективе. Однако временное отступление от своих профессиональных целей вовсе не означает, что все потеряно. Очень важно (и вполне возможно) даже в напряженном рабочем графике держать в голове долгосрочную карьерную траекторию, чтобы потом быстро перестроиться и вернуться на намеченный путь.

Во время подготовки к написанию книги «The Long Game: How to Be a Long-Term Thinker in a Short-Term World» я обнаружила множество способов, которыми пользуются профессионалы для обретения контроля над своей карьерой. Ниже представлено четыре стратегии, которые может применить каждый из вас.

Взгляните на ситуацию иначе

Никому не нравится ощущение профессионального застоя или «движения вспять». Исследование, проведенное профессором Гарвардской школы бизнеса Терезой Амабиле, продемонстрировало, что один из важных показателей настроения и уровня удовлетворенности сотрудников — это чувство продвижения к значимой цели. Если ваши карьерные решения видятся вам как откат назад, скорее всего, вскоре вы будете испытывать недовольство, злость и стыд. Вместо этого постарайтесь расширить свое видение ситуации: работа не единственная составляющая вашей жизни; даже если вы временно лишаетесь прогресса в этой части, вы продолжаете продвигаться к таким же (или даже более) важным целям из других сфер — например, обеспечиваете экономическую стабильность семьи или проводите с ней больше времени.

Определите новые возможности для обучения

Если вы работаете не на том месте, о котором мечтали, можно относиться к нему просто как к источнику заработка. Более того, даже такую ситуацию можно воспринимать как отличную возможность для развития навыков и самообучения. К примеру, одна моя знакомая руководительница не решилась уволиться в условиях экономической неопределенности и теперь старается улучшить навыки общения в конфликтных ситуациях благодаря коммуникации со своей коллегой с не самым простым характером. Вы также можете обнаружить скрытые возможности в своей работе, которые будут совпадать с вашими интересами (например, исследование новой технологии) или помогут вам построить свою сеть контактов.

Выйдите за рамки стандартных вариантов

Выбор может казаться суровым: следовать мечте или сдаться перед лицом необходимости. Но творческий подход открывает больше возможностей, чем мы могли себе представить (и уж точно больше, чем было изначально). К примеру, один из моих клиентов — начинающий предприниматель, чье дело значительно пострадало от пандемии. Когда возникли финансовые трудности — и друг стал звать его в свою компанию, предприниматель оказался перед выбором: не бросить ли бизнес и не принять ли предложение о работе в корпорации, схожей с той, что он покинул год назад. После нашей консультации он осознал, что выбирать можно более чем из двух вариантов. Сейчас он обсуждает со своим приятелем возможность сотрудничать с ним в качестве консультанта по договору: это даст ему финансовую безопасность и позволит развивать свое предпринимательское видение. Помните: пространство выбора почти всегда гораздо шире двух вариантов, и большинство предложений всегда можно обсудить.

Уделяйте понемногу времени своим целям

Пандемия погрузила почти всех в состояние выгорания и перегрузки. В таких обстоятельствах кажутся бесплодными мечтаниями попытки выкроить время на долгосрочное профессиональное развитие. Но ценны даже небольшие вложения, если мы инвестируем свое время правильно.

Например, можно во время занятий спортом или поездок по делам вместо музыки прослушивать подкасты или аудиокниги, посвященные профессиональному развитию — за год вы «прочтете» десятки книг. Известный своей продуктивностью профессор Уортонской школы бизнеса Адам Грант использует следующую технику: минуты между совещаниями, которые обычно тратятся на болтовню или социальные сети, он старается посвятить текущим микроцелям. Отправка письма, скачивание статей по нужной теме и прочие подобные мелочи могут показаться незначительными, но исследование Амабиле показывает, что даже такие маленькие шаги могут создавать ощущение движения вперед — а оно необходимо для положительного отношения даже к нелюбимой работе.

Прошедший год был непростым для всех. Когда что-то идет не по плану, проще всего критиковать себя. Но если с достоинством и сочувствием к себе следовать этим четырем простым стратегиям, вы сможете завершить все необходимые дела и достичь того будущего, которое себе представляли ранее.

Об авторе

Дори Кларк (Dorie Clark) — консультант, спикер, преподаватель Школы бизнеса Фукуа Университета Дьюка, автор книг «Entrepreneurial You», «Reinventing You» и «Stand Out».