Как коллективисту выстроить персональный бренд | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как коллективисту выстроить
персональный бренд

Личный брендинг часто принимают в штыки, потому что он ассоциируется с торговлей: человек словно бы заворачивает себя в нарядную упаковку, чтобы привлечь «покупателей».

Автор: Дори Кларк

Как коллективисту выстроить персональный бренд

читайте также

МТС. Оседлать цунами

Три бесценных правила принятия решений

Питер Брегман

Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех

Андрей Лукашевич

«Делай! — Не хочу!»

Арт Маркман

В Индии существует поговорка про крабов в корзине — того, кто пытается выкарабкаться, свои же и утянут обратно. В Австралии — про цветы, где самому высокому отрубают верхушку. В Японии забивают торчащий гвоздь. Едва ли не в каждой стране имеется присказка о том, что бывает с теми, кого сочтут выскочками.

Но в Штатах, где уверенность в себе считается нужным и ценным качеством, все обстоит как раз по-другому. Тут советуют создавать личный бренд и выгодно выделяться среди коллег. Для иностранных специалистов, выросших в другой культуре и вынужденных адаптироваться к правилам жизни в США или в иных западных странах, где в ходу личный бренд, это может стать одним из главных препятствий на пути к построению успешной карьеры.

Мы много ездим, выступая с лекциями и проводя семинары, и всюду слышим от руководителей и менеджеров среднего звена примерно одно и то же: «Да, я понимаю, как важно создать персональный бренд, но я просто не могу!» Это понятно. Исследование Энди Молински доказало, что создание личного бренда, умение подать себя относится к одной из шести основных сфер культурных различий — тех самых, где при общении людей из разных стран возникают проблемы. Так, индийский менеджер, участвовавший в проведенном Энди опросе, счел персональный бренд «греховным» — это, пожалуй, чересчур, но столь жесткая реакция как раз и указывает на то, как нелегко дается похвальба людям родом из Китая, Индии или Кореи, где традиционно ценятся скромность, сдержанность и самоконтроль, а не умение раздувать собственную репутацию.

Но создавать личный бренд весьма полезно, в особенности потому, что таким образом вы контролируете чужое мнение и ваш вклад в общее дело не останется незамеченным. Как же помочь иностранным специалистам перестроиться? Вот несколько полезных советов.

Ребрендинг идеи личного брендинга. Если вы выросли в культуре смирения и скромности, сама идея привлечь к себе внимание и тем более хвастаться своими достижениями кажется отвратительной. Однако эти чувства можно преодолеть, если провести «ребрендинг» самой идеи персонального брендинга. Например, перестаньте считать это проявлением эгоцентризма и задумайтесь, кому, кроме вас, будет от такой рекламы польза. Скажем, если профессор издает книгу, он тем самым рекламирует не только себя, но и свой университет. Если вы завоюете репутацию первоклассного эксперта, то клиенты будут постоянно обращаться в вашу компанию или организацию.

Вопрос подлинности. Личный брендинг часто принимают в штыки, потому что он ассоциируется с торговлей: человек словно бы заворачивает себя в нарядную упаковку, чтобы привлечь «покупателей», и при этом отступается от себя подлинного. Но это неверно: мы призываем к вдумчивой и честной самооценке, а это совсем другое дело. Если вы ясно понимаете свои возможности и откровенно говорите о них, то вы как раз противостоите пустому хвастовству. Вы честно и ясно объясняете, в чем ваше преимущество и в чем слабость, а также какую ценность вы представляете для других людей. И тем самым вы воздаете должное тем личностям, которые помогли вам стать тем, что вы из себя представляете, — своим боссам и наставникам, учителям и родителям. Рассматривайте персональный брендинг как свой долг по отношению к тем, кто вложил время и силы в ваше воспитание и развитие — и тогда вам не придется этого стыдиться.

Пойдите с самим собой на компромисс. Даже если ваша родная культура не поощряет разговор о себе, все же сами вы, скорее всего, понимаете преимущества личного брендинга. Так заключите с собой компромисс и поищите такой вид персонального брендинга, который вас устроит. По работе мы не раз сталкивались с профессионалами, которые поначалу отказывались от мысли о саморекламе, а в итоге вполне примирились с личным брендингом — для этого достаточно было внести несложные поправки, подогнать этот процесс под конкретного человека. Энди недавно общался с молодой сотрудницей из Непала, которая затруднялась рекламировать себя и свои достижения в Штатах, поскольку в ее культуре принято группу ставить выше индивидуума. Выход она нашла в том, что соединила эти два подхода: она говорила о своих личных достижениях, но в контексте разговора об общих успехах группы. Подход оказался удачным: женщина вскоре нашла хорошую работу.

Но приходится адаптироваться и в другую сторону: недавно, проводя курс лекций в Азии, Дори пришлось кое-что изменить в своих «американских» привычках. В Штатах она отвечает на комплименты простым «спасибо»: ответ в стиле «О, что вы, ничего особенного» показался бы оскорбительным человеку, который ее похвалил, и свидетельствовал бы о чрезвычайно заниженной самооценке. Но в Азии такого ответа от человека ждут и по нему судят, нахал он или порядочный. Не так-то легко приглушить в себе воспитанную Америкой самоуверенность, но Дори старается.

Некоторые люди с порога отметают искусство персонального брендинга, ибо оно противоречит их самым существенным ценностям. Но если принять во внимание перечисленные выше советы и если несколько видоизменить сам подход к личному брендингу, можно вполне сохранить самоуважение и при этом быть отмеченным по заслугам.

Блог подготовлен при участии Энди Молински. Он преподаватель организационного поведения в Международной бизнес-школе Брандейского, автор книги «Глобальная адаптация: как приспособиться к требованиям различных культур, не потеряв себя».

Читайте по теме: