читайте также
«Когда человеку уступают, он и сам должен уметь уступать», — утверждал легендарный спикер Конгресса Сэм Рейберн. В соответствии с этим девизом он и управлял Палатой представителей.
И этот афоризм Рейберна касается не только переговоров в собрании законодателей: умение договариваться необходимо при взаимодействии с коллегами в любой компании и любой отрасли. Хочешь что-то получить — нужно что-то дать. Проще говоря, всегда нужен компромисс.
Ныне многие люди стали относиться к компромиссу с подозрением, будто от них требуют поступиться принципами. На самом деле готовность к компромиссу — признак сильной веры: веры в свою организацию, ради которой человек идет на уступки.
Звучит легко, а на практике добиться этого трудно.
Для начала нужно понять точку зрения другого человека или группы людей. Самомнение часто мешает нам разглядеть то, что видят другие, и, хуже того, не дает признать плюсы чужого мнения. Человеку свойственно глубоко привязываться к собственным идеям, что не позволяет ему изучить и понять точку зрения другого индивидуума. Мы отбрасываем чужие слова, даже не вдумавшись в их суть, или же отвергаем их смысл, толком даже не поразмыслив над ним. Когда мы так поступаем, мы отрезаем всякую возможность компромисса.
Чтобы понять чужую точку зрения, нужно задавать открытые вопросы или формулировать утверждения, которые также стимулируют дальнейший разговор:
- Расскажите мне о ____.
- Почему вы думаете, что?
- Как сделать это лучше?
- Пожалуйста, помогите мне разобраться в этой проблеме.
Когда разговор строится таким образом, все участники могут выразить свое мнение и внести соответствующие предложения. Это способствует более глубокому уровню понимания. Но что делать, если такой метод не сработает?
Читайте материал по теме: Два типа людей, с которыми никогда не стоит вести переговоры
Если диалог не помогает, есть иной способ прийти к пониманию: попытаться встать на место собеседника, разделить его опыт. Например, вы могли бы наведаться на рабочее место коллеги, разобраться, какие люди и какие факторы влияют на его решения. Пообщаться с его боссом. Если выяснится, что как раз начальник и противится компромиссу, то скорее всего переговоры с подчиненными зайдут в тупик, но попробовать всегда стоит. Пусть сейчас вы компромисса не достигнете, может быть, в другой раз удастся.
Если вы натолкнетесь на непреодолимое препятствие, помните: ключевое слово — это уважение. Действуйте так, чтобы собеседник проникся к вам уважением, и всегда сами обходитесь с ним соответствующе. Так закладываются основы взаимного доверия, что существенно облегчает достижение заветного компромисса.
Уважение не мешает людям спорить (и даже весьма пылко), но при этом не ссориться. Вы можете сколь угодно яростно отстаивать свое мнение, однако нет причин злиться на собеседника. И это освобождает: в итоге обе стороны направляют свой энтузиазм в конструктивное русло. Не надо поступаться принципами, ведь и вы, и ваш собеседник — люди твердых убеждений.
Наверное, никто не сформулировал преимущества компромисса так точно, как футбольный тренер Винс Ломбарди: «Личная преданность общему делу — вот что способствует работе коллектива, компании, общества и всей нашей цивилизации». И хотя лидерство как таковое — это индивидуальное усилие конкретного индивидуума, оно должно быть сосредоточено на том, что требуется вашей организации для достижения успеха.
Читайте материал по теме: Как разговаривать с нервным человеком
И чтобы добиться этого, не нужно обладать каким-то особенно высоким статусом. Можно руководить равными себе, просто подавая им хороший пример — такой пример, которому люди не вынуждены следовать, а следуют охотно, потому что уважают ваше мнение и признают вашу способность устроить все, как надо.
Читайте по теме: