Готовы ли вы «продать» идею»? | Большие Идеи

? Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Готовы ли вы
«продать» идею»?

Почему к предстоящему разговору нужно готовиться именно в форме разговора

Автор: Джон Коттер

Готовы ли вы «продать» идею»?

читайте также

Пережить рецессию и вырваться вперед

Уолтер Фрик

Ваш новый гендиректор случайно не бывший консультант?

Гретхен Гэветт

Акцент делу не помеха?

Фридегер Марша,  Хуань Лора

Как блокчейн может спасти от фейков

Амелия Леопольд,  Кэтрин Харрисон

Новые идеи продвигать очень трудно, и меня постоянно просят свести все советы к одной всеобъемлющей формуле: «Что самое главное нужно сделать, чтобы увеличить шансы ''продать'' идею на ближайшей встрече?» Вопрос непростой, но Лорн Уайтхед, соавтор моей книги «Buy-In: Saving Your Good Idea from Getting Shot Down», имеет на этот счет твердое мнение: «Не отваживайтесь на экспромт, даже если располагаете всей информацией, если идея стопроцентно надежна, если рассчитываете на дружественную аудиторию». Готовиться необходимо всегда.

Беда в том, что многие сводят подготовку к «прогону» собственного выступления. Но так далеко не уедешь. Подумайте: перед экзаменом по физике, на котором вам предстоит решить одну из сотен задач, вы не ограничитесь перечитыванием учебника, вы тренируетесь решать задачи. В этом ведь вся суть экзамена (мне пришлось убедиться в этом на собственном горьком опыте, когда я поступил на инженерный факультет).

Вроде бы странно звучит, но большинство людей никогда в жизни не отрабатывает предстоящий разговор именно в форме разговора, то есть не прикидывает возможные доводы против и как на них отвечать. Роковое упущение! Людям кажется, будто они готовы к разговору. Они прокручивают в голове свое выступление, в которое включены вроде бы и контраргументы — но «холодные», уже опровергнутые. Часто выступающие заранее вспоминают весь процесс, который привел их к окончательному решению, то есть могут провести слушателей через все промежуточные этапы — и им кажется, будто мысль подвижна и любое возражение удастся отразить слету. Увы, это не так.

Сколько бы мы ни выговаривали свои аргументы, интонация может все-таки выдать обиду, разочарование или даже неуважение к собеседнику, когда придется отвечать на один дурацкий вопрос за другим. И мы часто этого даже не замечаем за собой. И все эти бесконечные репетиции не подготовят нас к замешательству, отсрочкам, высмеиванию и запугиванию — четырем тактическим ходам противников нашей идеи. А в итоге обсуждение быстро сходит с нужной колеи, и вернуться к делу не удается.

Что тут может помочь? Практика, настоящая практика. Лучший прием — попросить коллегу подыграть вам: пусть он нападает со всех сторон на вашу идею, а вы будете изобретать ответы на все случаи жизни. Проверьте, как вам удастся отстаивать свою идею в разговоре с теми, кто относится к этой затее и к вам хорошо, но при этом способен внимательно слушать и честно критиковать.

А если нет таких коллег, то постарайтесь сами внимательно продумать наиболее вероятные нападки. Например, если скорее всего кто-то из присутствующих заметит, что уже пробовал нечто в этом роде и ничего не получилось, нужно будет объяснить, что изменилось или как вы подстрахуетесь, чтобы избежать провала. Имеет смысл подготовить записи о подобных ситуациях и держать их наготове. Это похоже на шахматы: продумайте наперед несколько ходов с учетом возможных действий «противника».

Если вы это не делаете и просто перебираете пункты своего выступления, не задумываясь, какие вам могут представить вопросы и возражения, то это нельзя назвать иначе, как самоуспокоенностью: и вы, и ваша идея весьма уязвимы. Повторю еще раз: главное испытание заключается в умении решать задачи, не надо выучивать учебник по физике наизусть. Конечно, вы должны помнить все подробности своего проекта. Но этого мало: нужно продумать, как вам будут возражать и что вы ответите на аргументы. Только так вы подготовитесь по-настоящему, и у вас появится реальный шанс «продать» свою идею.

Об авторе. Джон Коттер (John Kotter) — профессор кафедры лидерства им. Мацуситы в Гарвардской школе бизнеса, директор по инновациям в Kotter International, консалтинговой фирме, которая помогает руководителям применять стратегию ускорения. В апреле 2014 года вышла его новая книга «Accelerate».