Кто владеет интернетом? | Большие Идеи

? Маркетинговая стратегия

Кто
владеет интернетом?

Интернет стал главным средством информации и коммуникации, с ним связывают развитие бизнеса и общества. Но ведет ли он страны к демократии или становится инструментом тотальной слежки? И останется ли он свободным или превратится в супермонополию?

Автор: Евгения Чернозатонская

Кто владеет интернетом?

читайте также

Сканворд для лидера

Мясоедов Сергей

Может ли бережливое производство положить конец эксплуатации рабочих?

Грег Дистелхерст

Человек человеку круг

Марина Иванющенкова

Пример для подражания

Елена Евграфова

В марте 1916 года на банкете в честь Американской теле­фонной и телеграфной компании, наследницы корпорации Bell, в Вашингтоне собралось 800 человек: сенаторы, адмиралы, основатели Bell, министры правительства Вудро Вильсона. У каждого столового прибора телефонный аппарат. На стене — гигантская электрифицированная карта, показывающая сеть телефонных линий, уже проложенных и будущих. Президент AT&T Теодор Вейл демонстрирует новые возможности телефонии — междугородние звонки. После обеда всем присутствующим предлагают снять трубки. На связи генерал Першинг, находящийся в Аль Пасо, у самой мексиканской границы. «Здравствуйте, генерал Першинг! Как там на границе?» — «На границе все спокойно». Аудитория поражена. Человеческий голос, преобразованный в электромагнитные волны, преодолел пространство от океана до океана. Но и это еще не все. Демонстрируется новейшее изобретение: беспроводной телефон, прообраз нынешнего мобильного. И в завершение — первая в истории человечества мультимедийная презентация: радио транслирует гимн Old Glory прямо в телефонные трубки, а на экране плещется американский флаг. Все встают. Воистину, распространению информации больше нет преград: каждый может говорить с каждым.

Этой сценой — триумфаль­ного приобщения элит к но-вым технологиям — начинается книга «Master Switch: The Rise and Fall of Information Empires» («Главный рубильник: рассвет и закат информационных империй») профессора права Колумбийского университета Тима Ву.

Но AT&T и другие информационно-коммуникационные гиганты прошлого века: радио-, теле- и кинокомпании — интересны ему не сами по себе. В их развитии он подметил закономерность, которая, возможно, позволит предсказать будущее главной технологии нашего века — интернета. «Средства коммуникации, — пишет Ву, — проходят путь от чьего-то хобби до чьей-то отрасли, от канала, доступного всем, — к централизованной сети, контролируемой одной-единственной корпорацией, от открытой системы — к закрытой». И лишь когда закрытость и централизация становится абсолютными, регулятор или смелые предприниматели разбивают монополию и цикл повторяется снова.

Исключений не бывает: радио, телевидение, телефония, кино — во всех этих индустриях и во всех странах есть или были свои гиганты- монополисты. Можно самому снять кино, но распространять его без поддержки могущественной студии мало кому удавалось. Можно выйти в радиоэфир, но кто вас будет слушать? Чем крупнее сеть, тем труднее с ней конкурировать новому игроку, потому что в информационно- коммуникационной сфере размер — это главное. Консолидация и стремление соединить контент и каналы и прибрать все к рукам присущи любой информационной экосистеме.

В 1930-е годы Голливуд представлял собой олигополию из нескольких студий, они поделили между собой не только актеров-звезд, режиссеров и продюсеров, но также дистрибуцию и даже кинотеатры. AT&T 70 лет существовала как супермонополия, подмявшая под себя междугородную, местную, беспроводную и офисную телефонию, производство коммутационного оборудования, модемов, автоответчиков. Затем она по требованию регулятора разделилась, но спустя 15 лет вновь возродилась как единое целое, став крупнейшим оператором сотовой связи, беспроводного телевещания и широкополосного интернета.

Казалось бы, интернет — как раз и есть исключение из правил, доказывающее, что полной централизации можно избежать. Он открыт для всех. Благодаря ему возникла небывалая прежде множественность дискурсов, в том числе политических. Но у Ву большие сомнения в том, что и в будущем интернет останется столь же открытым и децентрализованным. Надо напомнить, что интернет — это сеть сетей, соединяющая их по каналам, проводным или беспроводным, которые кому-то принадлежат. Широкополосная связь сейчас главное поле борьбы, ведь все остальные средства информации — кино, радио, телефония, телевидение — стре­мительно перемещаются в интернет. Поэтому ставки чрезвычайно высоки и угроза тотального контроля информационного пространства реальнее, чем когда бы то ни было. Все помнят, как рьяно несколько лет назад Microsoft навязывала пользователям свой браузер. Но и Google под влиянием логики бизнеса может отказаться от принципа открытости, предупреждает Ву. Уже сейчас поток посетителей поисковика «гонят» на те сервисы, которыми владеет сама Google. Есть и принципиально закрытые системы, они известны всем — iPhone, iPod, iPad. У Apple в альянсе с мобильными операторами хватит ресурсов, чтобы отсечь любые неугодные ей продукты. Например, она упорно не пускала на свои устройства бесплатную программу интернет-телефонии Skype. Лишь вмешательство Федеральной комиссии по коммуникациям в 2009 году заставило Apple отменить свой запрет. Информационная отрасль в XXI веке приобрела небывалую власть: она проникла во все аспекты нашей жизни — экономический, культурный, социальный, личный. От покупок по кредитным картам до музыки, зрелищ и общения с друзьями. Провайдеры всех этих услуг многое узнают о нас по нашим транзакциям и действиям в интернете. Чтобы составить представление о человеке, городе или стране, теперь достаточно проанализировать запросы в поисковой системе. Например, если в Приморье преобладают запросы со словами «протесты», «Владивосток», «автомобили», нетрудно заключить, что продавцы машин во Владивостоке готовы выйти на площадь, чтобы добиться снижения ввозных пошлин. О государственном контроле в интернете пишет в своей книге «The Net Delusion: The Dark Side of Internet Freedom» («Мания сети: оборотная сторона свободы в интернете») Евгений Морозов, молодой выходец из Белоруссии, ныне работающий в Стэнфорде. Примерам несть числа: все знают о государственном блокировании Google и «Википедии» в Китае и об отключении интернета в Египте во время революции.

Газета «Ведомости» в декабре 2011 писала о попытках ФСБ заблокировать в социальной сети «В контакте» группы, организующие сбор «революционеров» для выхода на протестные митинги.

Но не надо обманывать себя: сеть сама по себе не построит граждан­ское общество. Интернет как синоним демократии — довольно распространенная идеологема в Соединенных Штатах, и потому в сети весьма активны поборники «демократии ради демократии». Но демократические движения, затеянные в интернете, на реальную жизнь влияют мало. «Если бы интернет провели в отдаленные российские деревни, люди вряд ли устремились на сайты правозащитников. Скорее всего, их больше интересовали бы порносайты… Киберутописты думали с помощью сети построить улучшенную версию ООН, а получили всего лишь улучшенную версию цирка, своего рода Cirque de Soleil», — пишет Морозов.

Google возвещает, что сетевые технологии сделают мир лучше и свободнее и что все стартапы Силиконовой долины должны объединиться в борьбе за свободу слова и прочие демо­кратические ценности. Но, по мнению Морозова, эта доктрина — такой же мыльный пузырь для демократии, каким для фондового рынка были акции интернет-компаний до кризиса доткомов. А тем временем великое изобретение 1990-х — Всемирная паутина, позволяющая каждому создавать собственные страницы и свободно бродить по сети, все сильнее контролируется интернет-гигантами Google, Facebook* и Amazon — предупреждает Ву.

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена