Почему неоднородным командам важна психологическая безопасность | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему неоднородным командам важна
психологическая безопасность

Три принципа управления разнообразным коллективом

Авторы: Хенрик Бресман , Эми Эдмондсон

Почему неоднородным командам важна психологическая безопасность
MirageC/Getty Images

читайте также

Как команде строиться

Марина Иванющенкова

Что такое эмоциональный интеллект

Марк Цукерберг: «Я совершил все ошибки, которые вы только можете себе представить»

Марк Цукерберг

Китай: мифы и реальность

Майер Эрин,  Шэнь И Элизабет

Мы часто спрашиваем руководителей, как социокультурное разнообразие внутри коллективов влияет на эффективность работы. Подавляющее большинство опрошенных убеждено, что многообразные команды имеют превосходство, особенно если проект связан с инновациями. Доводы все те же: разные точки зрения, идеи и мнения — необходимое условие для прорывных достижений в конкурентной среде.

На практике, однако, команды сотрудников с неодинаковым опытом часто уступают более однородным группам. Почему? Сложности в коммуникации мешают первым реализовать их бесспорный потенциал. Все просто: люди со схожим бэкграундом придерживаются общих норм и представлений о том, как себя вести, расставлять приоритеты и в каком темпе выполнять работу. Когда члены коллектива имеют различный опыт, их само собой разумеющиеся привычки часто не согласуются между собой; и даже понятия о том, что может служить «доказательством» и обоснованием какого-либо мнения, в разных сферах неодинаковы. Результат — непонимание и разочарование. Действительно, ранее опубликованные исследования показывают, что в среднем демографическое разнообразие негативно влияет на результаты команды.

Наше исследование в высокоинновационном контексте разработки лекарственных средств показывает, что ключом к раскрытию преимуществ культурного разнообразия в команде может быть психологическая безопасность — общая уверенность в том, что никто не будет отвергнут или высмеян за высказывание своих идей, вопросов или опасений.

Исходные данные

Теория о том, что психологическая безопасность может быть ключом к реализации потенциала в многообразных командах, не нова. Не хватало эмпирических доказательств. Поэтому мы решили проверить эту идею опытным путем, проанализировав 62 команды разработчиков лекарственных средств в шести крупных фармацевтических компаниях с разным уровнем социокультурного многообразия в каждом случае. От команд требовалось работать с внешними партнерами, выдерживать сжатые сроки и разрабатывать препараты, соответствующие высоким нормативным стандартам безопасности и эффективности. Мы оценили команды по критерию многообразия на основе составного индекса (включающего пол, возраст, стаж работы и функциональную квалификацию) и измерили уровень психологической безопасности с помощью одного из существующих опросников. Кроме того, мы получили оценки эффективности команд от старших руководителей компаний, которые не знали о выставленных нами баллах по другим показателям.

Вот что мы обнаружили. Как и предсказывалось, многообразие в среднем оказывало небольшое негативное влияние на результаты работы команды. Но в случае высокого уровня психологической безопасности оно положительно коррелировало с результативностью. Напротив, при большой степени социокультурного и этнического многообразия в командах с более низкой психологической безопасностью снижение эффективности труда оказывалось более значительным, чем в среднем. Несмотря на то что это лишь одно исследование в одной отрасли и для подтверждения выводов требуются дополнительные работы, наши данные можно считать убедительным обоснованием влияния психологической безопасности на достижение результатов командами с многообразным составом.

Еще один вывод — особенно важный, если учесть, что в США люди массово увольняются, — заключается в том, что между многообразием и уровнем удовлетворенности в командах наблюдается обратная связь: чем выше в среднем многообразие, тем ниже удовлетворенность сотрудников. Но если рассматривать часть выборки, состоящую из команд с высоким уровнем психологической безопасности, то с ростом уровня многообразия показатели удовлетворенности повышаются. Иными словами, в обстановке психологической безопасности легче реализовать те возможности, которые несет многообразие, в отношении как производительности труда, так и личного благополучия.

Командам, отличающимся неоднородным составом, и в первую очередь их руководителям мы рекомендуем три метода, которые позволят создать психологически комфортную среду: фрейминг, вопросы и преодоление границ.

Фрейминг

Фрейминг помогает сотрудникам прийти к общему пониманию контекста работы. Для многообразных команд особенно актуальны два аспекта: обоснование целей встреч и акцент на ценности опыта.

Пусть совещания станут местом для обмена информацией. В большинстве случаев совещания неявно преподносятся как встречи, проводящиеся, чтобы сообщить актуальные сведения и принять решения. При такой подаче — предполагающей критический анализ и оценочные суждения — люди менее склонны высказываться, задавать вопросы, выражать опасения, предлагать новые идеи. Чтобы изменить такое восприятие ситуации по умолчанию, полезно прямо обозначить в начале совещания в качестве его целей обмен мнениями и информацией. Кроме того, не забывайте систематически приглашать людей с разными точками зрения присоединиться к разговору, одного за другим. Слушайте и запоминайте то, что они хотят сказать, прежде чем перейти к обсуждению возможных выводов из предложенных ими идей и принятию решений.

Преподносите различия и разногласия как источник ценности. Все мы склонны расстраиваться из-за несовпадения мнений или точек зрения. Даже если мы признаем, что разногласия создают ценность и дают возможность узнать что-то новое, бывает непросто справиться с интуитивным стремлением к согласию. Важно прямо обозначать, что разногласия — это полезно. Например, скажите: «Вероятно, на этой встрече у нас будут непохожие точки зрения, в результате чего мы придем к более полному пониманию проблемы (или задач проекта)».

Вопросы

Лучший способ мотивировать людей поделиться мыслями — попросить их это сделать. Вот так просто. Когда руководители групп — и все остальные — демонстрируют искренний интерес, который позволяет выявить идеи, когда все вдумчиво выслушивают ответы, уровень психологической безопасности в коллективе растет. Задавать вопросы особенно важно в командах с неоднородным составом — учитывая количество представленных в них точек зрения. Это вряд ли получится само собой: у любого в команде есть свои белые пятна, пробелы в знаниях или понимании, о которых человек может и не подозревать. Мало того, практически никогда мы не задаем вопросов о том, в чем, как нам кажется, у нас нет сомнений.

Готовность слушать — действительно слушать — то, что говорят другие, не является данностью, особенно в неоднородном коллективе. Этот навык требует практики и готовности задавать правильные вопросы.

Открытые вопросы. Наиболее эффективные вопросы для привлечения различных точек зрения и разностороннего опыта не имеют заранее определенных ответов и мотивированы желанием узнавать новое. Например: «А что вы наблюдаете в вашей среде?» или: «Что говорят вам клиенты?»

Вопросы, которые помогают культивировать совместную ответственность и устанавливать причинно-следственные связи. Действенным инструментом являются и вопросы, отражающие сложность интеграции разных точек зрения. Например: «В чем мои действия могли осложнить вашу задачу? Чем я могу помочь?» Сравните эту позицию (выражающую системную оценку происходящего) с ситуацией, когда не учитывается вероятность того, что вы также способствовали возникновению проблем или вызовов: «Как вы создали такую ситуацию? Что будете теперь делать?»

Преодоление границ

Фрейминг и вопросы помогают создать психологически безопасную среду. Но если рассуждать еще более конкретно, что могут сделать отдельные члены команды, чтобы выйти за границы имеющихся профессиональных компетенций и личного опыта? Что им действительно нужно знать друг о друге, чтобы добиться успеха в совместной работе? Необязательно изучать всю историю жизни и весь прошлый опыт коллег. Но необходимо выяснить, в чем ваши цели, навыки и точки зрения сходятся. Любые два человека — или члены всей команды — могут сделать это, запросив следующую информацию друг о друге.

? Надежды и цели. Чего вы хотите достичь?

? Ресурсы и навыки. Что вы можете предложить другим?

? Проблемы и препятствия. Что вызывает затруднения? Что вас беспокоит?

Мы обнаружили, что эти вопросы удивительно эффективны и служат основой для продвижения вперед. Все они непосредственно связаны с работой, ни один из них не является слишком личным, но в ответе на каждый требуется, чтобы вы открылись и показали себя чуть более уязвимым для остальных.

В то время как разнообразный опыт, как правило, является необходимым условием для прорывных достижений, особенно при разработке инноваций, его редко бывает достаточно. Командам, состоящим из непохожих сотрудников, нужна комфортная среда — психологическая безопасность. Важно, чтобы люди задавали вопросы и обменивались идеями. И в поддержании такой обстановки в команде лидеры и другие члены коллектива играют решающую роль. Важно использовать фрейминг, задавать вопросы и быть готовым делать все возможное для объединения несовпадающих точек зрения. Когда это удается, команды получают больше, чем просто повышение производительности труда. Эффективное руководство также создает более здоровую профессиональную среду и дает возможность получить положительный опыт работы в группе.