Критика как инвестиция в сотрудника | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Критика как инвестиция
в сотрудника

Главный секрет эффективной критики — она должна исходить от союзника, а не от врага.

Автор: Лайан Дэви

Критика как инвестиция в сотрудника

читайте также

Сколько покровителей вам необходимо?

Сильвия Энн Хьюлетт

Когда стажеру за 40

Коен Фишман Кэрол

Хотите победить? Скажите коллегам, что проигрываете

Джона Бергер

Что скрывается за облачными вычислениями

Главный секрет эффективной критики — она должна исходить от союзника, а не от врага. К сожалению, за 17 лет работы консультантом я убедилась, что чувства менеджеров, вынужденных делать сотрудника замечания, их дискомфорт при подаче «негатива» приводит к тому, что реципиент воспринимает замечание отнюдь не как поддержку. Исследование Зенгера и Фолкмана, проведенное в 2014 году, только подтвердило эту давно известную проблему: 43% управленцев признали, что делать замечания для них — это «трудная, вызывающая сильный стресс задача».

К несчастью, если, критикуя подчиненного, вы сами напряжены и полны тревоги, это отразится на коммуникации (кто-то становится слишком резок, другой мямлит), и собеседник не сможет понять вас и исправить ошибку. Хуже того: дискомфорт критика будет зеркально отражен слушателем, и в итоге вместо того, чтобы укрепить доверие, вы только все больше запутаете.

Прежде чем подумать, как изменить подобную практику, потратьте минутку на другой вопрос: допускали ли вы ошибки, превращающие «разбор полетов» в напряженную ситуацию? Во-первых, устанавливаете ли вы безопасную дистанцию — сидя за столом или же не входя в кабинет подчиненного, создавая таким образом впечатление, будто планируете пути для отхода? Во-вторых, не имеете ли вы обыкновения, торопливо сообщив свои претензии, тут же скрыться, чтобы избавить себя от лишних мучений, а как подчиненный примет ваши замечания — этого вы и знать не хотите? И, наконец, вы произносите категорические суждения (например: «Вы вели себя грубо»), не оставляя возможности для комментариев или оправданий (это вы могли бы сделать, сформулировав иначе: «Ваш тон показался мне резким, что с вами случилось?»). Такое замечание звучит как приговор, в то время как завершив его вопросом, вы бы оставили собеседнику возможность высказаться и разделили с ним ответственность.

Нужно подавать критику как желание помочь вашему коллеге, инвестицию в его успех. И если вы сами понимаете, что своим замечанием помогаете, а не вредите, то не будете так сильно переживать. А потому до начала разговора проверьте себя. В том ли вы настроении, чтобы эффективно провести разговор? Не мешают ли эмоции правильно воспринимать ситуацию? В какой мере критика учитывает ваши ценности и установки, а не только поведение коллеги? Не пытайтесь проводить разговор, пока не сможете честно подтвердить для себя, что приступаете к нему как друг.

Читайте материал по теме: Интроверты, экстраверты и динамика в группе

Приступая к разговору, задайте верный контекст, выразив свое желание поддержать коллегу, а затем поясните, какую именно ситуацию вы хотите обсудить. Начните чуть издалека: «Вы знаете, как важен сингапурский проект и нам нужно во всем друг другу помогать, чтобы добиться успеха». Затем проговорите саму ситуацию: «На встрече руководящего комитета в понедельник [произошло то-то и то-то]». Описывая смутившее вас поведение коллеги, выражайтесь кратко и объективно, избегая субъективных оценок и осуждения. Не говорите клишированных фраз вроде «вы проявили крайнее неуважение», а попробуйте выразиться конкретнее: «Вы трижды меня перебили». Не стесняйтесь упоминать даже невербальное поведение: «Когда я заговорил, вы отвернулись». Желательно описать ситуацию настолько точно, чтобы собеседник вынужден был кивнуть в подтверждение.

Затем можно перейти к субъективным проблемам, объяснить, как подействовало на вас поведение этого коллеги. Только не приписывайте ему никакого тайного умысла, говорите лишь о том, как вы это восприняли. Например: «Мне показалось, из-за того, что вы трижды меня перебили, снизился мой авторитет в глазах представителей других отделов». Используйте обороты «Я думаю», «я чувствую», подчеркивая, что передаете свои ощущения, а не представляете истину в последней инстанции.

Эти три шага — описать ситуацию, конкретно описать поведение и поделиться своими чувствами — необходимы для эффективного разговора. Но это еще не все. Нужно еще понять, были ли вы услышаны. Вы же пока не знаете, как вас понял ваш собеседник и что он почувствовал, не убедились, что это поведение не будет повторяться. Поскольку вы — не агрессор, а друг, все эти вопросы важны для вас.

Чтобы убедиться, что критика услышана, понята и будет применена, передайте с этого момента ответственность вашему собеседнику, задав ему вопрос, требующий развернутого ответа. В нашем примере этот вопрос можно было бы сформулировать так: «Как, по вашему мнению, восприняли это другие члены комитета?» или: «Каким образом вы могли бы в следующий раз предоставить мне возможность высказаться?».

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

И с этого момента переключайтесь из режима монолога в режим диалога. Теперь у вас есть шанс узнать позицию другого человека. Вы ощущаете произошедшее как знак неуважения к вам, но это лишь ваше толкование событий и не более того. Что думает по этому поводу ваш собеседник? Поскольку вы — союзник и друг, вам важно увидеть ситуацию с обеих сторон. Может быть, ваше выступление затянулось? Может быть, вы упустили какие-то важные аспекты? Покажите, что открыты для критики — это способствует доверию.

Этот цикл — говорить и выслушивать — необходимо повторить два-три раза, чтобы действительно понять и свою позицию, и позицию вашего коллеги. «Вы перебили, потому что увидели какое-то упущение, но что, если я как раз собирался поговорить об этом?». Не завершайте разговор, пока вы оба не поймете, каким образом вам лучше впредь справляться с такими ситуациями. Когда собеседник скажет: «Хорошо, в следующий раз я не стану вмешиваться, я только спрошу, собираетесь ли вы затронуть этот вопрос» — тут вы и увидите, что он вас понял.

Позитивные замечания также доходят лучше, если формулировать их конкретно, говорить о последствиях такого поведения и реакции на него. И опять-таки нужно проверять с помощью открытого вопроса, правильно ли собеседник вас понял. Например: «Когда на встрече с боссом вы поспорили с ним и попросили рассмотреть мое предложение, я увидел, что благодаря вам мою идею услышали, а иначе не обратили бы на нее внимания. Что вы посоветуете мне делать впредь, чтобы начальник прислушивался к моим предложениям?» Такая формулировка действует гораздо лучше, чем натянутое: «Спасибо за обратную связь».

И позитивная, и негативная критика — это инвестиция в коллегу, доказательство, что вы готовы потерпеть небольшое неудобство ради укрепления отношений. И это работает лишь при условии, что самой формой коммуникации вы подтвердите: мы — одна команда.

Читайте по теме: