Почему советы директоров ошибаются при назначении топ-менеджеров | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему советы директоров ошибаются при
назначении топ-менеджеров

Новые отчеты, выпущенные McKinsey и PwC, рисуют весьма печальную картину обеспечения преемственности в сегодняшних корпорациях.

Автор: Клаудио Фернандес-Араос

Почему советы директоров ошибаются при назначении топ-менеджеров

читайте также

Зачем и как менеджеру нужно рассказывать команде о себе

Джиа Стормс

Что делать, если босс помешан на контроле

Карен Диллон

Увлечения сотрудников могут пойти на пользу вашей компании

Сальвадор Арагон,  Селия де Анка

Как творческим людям найти свое место в деловом мире

Адам Розенвах ,  Джесси Файстер,  Стюарт Фридман

Новые отчеты, выпущенные McKinsey и PwC, рисуют весьма печальную картину обеспечения преемственности в сегодняшних корпорациях. Согласно первому исследованию (опросу 1195 топ-менеджеров), более половины тех, кто оказался на самых высоких постах в компаниях, признались, что на новом месте не в силах сплотить коллег вокруг поставленных ими задач. Более трети сказали, что им вообще не удалось добиться своих целей. Тем временем в PwC подсчитали: экономические издержки того, что крупные транснациональные корпорации неудачно выбирают своего высшего руководителя — гендиректора, превышают $100 млрд в год!

Обе консалтинговые компании дают полезные рекомендации, которые помогут решить проблему. McKinsey описывает процесс разработки эффективного плана интеграции нового руководителя, а PwC рассказывает о самых лучших способах передачи полномочий от одного генерального к другому. Но эти советы не учитывают одну очень важную составляющую всего спектра проблемы преемственности, а именно: способность совета директоров адекватно оценивать личные и профессиональные качества кандидатов.

Стали бы вы нанимать хирурга, который не учился медицине, или поручили бы решение о крупном инвестиционном вложении человеку, никогда не изучавшему финансы? Конечно, нет!

Но очень часто организации оставляют кадровые решения насчет самых влиятельных в организации людей членам совета директоров, которые, вполне возможно, являются экспертами в других сферах бизнеса, но удручающе некомпетентны и неопытны в оценке способностей топ-менеджеров. За последние полгода у меня было множество встреч с председателями номинационных комитетов самых крупных глобальных компаний. На каждом из таких собраний я спрашивал, сколько присутствующих изучало основные понятия всестороннего рассмотрения кандидата. Обычно положительно отвечало не более 30% присутствующих, а бывало, что не поднималось ни одной руки! Исследования, проведенные нашей фирмой, Egon Zehnder, также показывают, что большинство членов совета директоров акционерных компаний никогда не участвовали в назначении нового CEO или участвовали лишь однажды.

Читайте материал по теме: Преемственность в компаниях: опыт Юго-Восточной Азии

Это означает, что многие люди, ответственные за ключевые назначения в компании (то есть решения, которые влияют не только на карьеру людей и судьбу компаний, но и на целые отрасли и экономику в целом), не имеют четкого представления о принципах оценки или не понимают разницы между результатами, знаниями, навыками и потенциалом. Мало кто из них читал исследования о том, как грамотно нанимать людей на работу, и еще меньше понимают действенность и надежность различных методов оценки (тестов, интервью и проверки рекомендаций), а также лучшие способы их осуществления на практике. А еще большинство директоров не осведомлено о самых важных лидерских качествах и не в силах применить их к реальным ситуациям в своих организациях. И уж практически никто из них не имеет представления о концепции и условиях «переносимости» таланта из компании в компанию.

Однако на них нельзя возложить всю вину за это упущение. Эрих Диердофф и Роберт Рубин из Университета Де Поля провели масштабное исследование, призванное проверить соответствие типичной программы MBA реальным потребностям рынка. Оказалось, что навыки, оцениваемые как самые важные в реальной корпоративной жизни, — это в первую очередь управление человеческим капиталом, процессом принятия решений, а также стратегией и инновациями. Но ученые выяснили, что эти аспекты — одни из самых редких среди обязательных к прослушиванию в программах MBA. Только 29% бизнес-школ предлагали студентам два или более предмета, касающихся управления человеческим капиталом. Всего в 19% школ было два или более курса об управлении процессом принятия решений. Заметьте, что деловому администрированию уделяют столь же серьезное внимание целых 87% бизнес-школ!

Но в наше время способность сотрудников и их руководителей к постоянной адаптации и инновациям определяет будущее большинства организаций на рынке. Поэтому членам советов директоров стоит заняться самообразованием в сфере оценки качеств руководителей. Назначения на высшие посты нельзя основывать на интуиции или поверхностной диагностике. Наоборот, члены совета должны сделать все возможное, чтобы узнать и применить лучшие приемы для принятия кадровых решений.

Читайте по теме: