Как сделать так, чтобы опытные сотрудники не утаивали свои знания | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как сделать так, чтобы опытные сотрудники не утаивали
свои знания

Кроме финансовых стимулов есть и личные, которые побуждают иных специалистов к сдержанности и скупости.

Автор: Дороти Леонард

Как сделать так, чтобы опытные сотрудники не утаивали свои знания

читайте также

Стоит ли идти в лобовую атаку на нереальный план?

Борис Щербаков

Стив Возняк: «Даже если вы занимаетесь хорошими вещами, люди находят в этом плохие стороны»

Елизавета Серьгина / "Ведомости"

Три правила Xiaomi: когда и как инвестировать в экосистему

Лян Чэнь,  Тони У. Тун,  Яньтин Го

Почему у вашей компании ничего не получается

Рон Каруччи

На вопрос, не поделится ли он накопленными за свою долгую карьеру знаниями с коллегами, собравшийся на пенсию авиаинженер ответил громко смеясь: «С какой стати? Я им больше ничего не должен – я посвятил компании 35 лет своей жизни, и пусть попробуют обойтись без меня. А еще лучше, – добавил он, подмигивая, – пусть наймут меня консультантом за двойную оплату».

Вот в двух словах сразу целый ряд причин, по которым ветераны корпоративного фронта предпочитают унести с собой основанные на опыте и знании конкретного бизнеса знания, свое личное ноу-хау. Эти личные знания, несомненно, представляют ценность для компании, и от них зависят не только текущие успехи, но и будущие. Знания бывают технические, как в представленном выше примере с инженером, и менеджерские – опытный руководитель приобретает умение выявлять и решать проблемы, знает ключевых клиентов или обладает собственной подробной инструкцией по инновациям в том или ином коллективе.

Если уходящие на пенсию унесут свои знания с собой, оно будет потеряно навсегда. В исследовании механизма передачи знания мы убедились, что от таких потерь организации несут большие убытки. Конечно, к тому времени, как специалисты соберутся на пенсию, часть их знаний может попросту морально устареть, но по-прежнему важны те навыки, ноу-хау и способности, которые применяются в той или иной критической ситуации – как в обычной компании, так и инновационной. Вот этим глубинным знанием компания не вправе разбрасываться.

Конечно, недостаток времени или ресурсов может ограничить возможности передачи знания. Но главное препятствие в передаче его обычно остается незамеченным, а это как раз склонность эксперта хранить всю ценную информацию при себе. Из финансовых соображений, из самолюбия, из обиды на фирму люди предпочитают ни с кем не делиться опытом – я перечисляю три основных мотива. Но эти три проблемы руководители могли бы вовремя заметить и решить.

Читайте материал по теме: 5 приемов для грамотного руководства командой

Начнем с финансовых стимулов. Многие компании приглашают пенсионеров обратно на прежние должности, причем с двойной оплатой: гонорары консультанта присоединяются к пенсии. В опросе, который мы проводили в рамках проекта «Critical Knowledge Transfer: Tools for Managing Your company’s Deep Smarts», 42% респондентов ответили, что основной способ сохранить знания – именно такая «вращающаяся дверь». Как только человек достигает возраста, в котором закон запрещает продлевать договор со штатными сотрудниками, он, едва сняв свой корпоративный бейджик, тут же прикрепляет его обратно и вновь входит в ту дверь, в какую входил на протяжении многих лет и десятилетий. И зачем ему, спрашивается, собственными руками готовить преемников?

Но полагаться на пенсионеров и звать их обратно – недальновидно. Это обходится дороже, а благополучной передачи знания не гарантирует. В конце концов старое поколение все равно уйдет и все равно произойдет утрата ценных знаний. Известны прецеденты, когда удавалось устранить финансовый стимул для утаивающих знания. Так, в Международных исследовательских центрах при корпорации GE пенсионеров приглашают обратно исключительно на должности наставников и менторов, им платят за то, чтобы они делились знаниями с молодыми сотрудниками, а не за участие в операционной деятельности организации. Это недавняя и пока еще неясная по последствиям перемена. Но GE нужно было найти способ передать новому поколению ученых и инженеров те глубинные знания, которыми были обеспечены, а также тысячи патентов на уникальную продукцию GE, чтобы репутация фирмы в будущем не пострадала. Кроме того, GE разработала программу передачи знаний, рассчитанную на тех, кто еще не выходит на пенсию: так передача ценной информации становится системой.

Читайте материал по теме: Почему вашей компании так нужны новобранцы

Но кроме финансовых стимулов есть и личные, которые побуждают иных специалистов к сдержанности и скупости. Часто в организации имеются люди, к которым все обращаются в определенной ситуации, то есть их ноу-хау – основа их авторитета и статуса. Приятно видеть, как коллеги зависят от тебя, полагаются на твои решения сложных проблем, а если передать эти дорогой ценой доставшиеся знания молодым специалистам, не пострадает ли собственный авторитет? Зачем расставаться со столь ценными знаниями?

Если вы – руководитель, то не позволяйте никому приобретать монопольные знания. Сразу создавайте систему, которая предотвратит проблему задолго до того, как эксперту придет пора выходить на пенсию. В некоторых компаниях сотрудников не повышают до тех пор, пока они не воспитают себе преемника. То есть репутация сотрудника зависит не только от мастерского выполнения обязанностей, но и от того, как он сумеет выучить другого. В других организациях, например в Nucor Steel, компенсационные выплаты зависят от общих результатов команды. Это вынуждает коллег помогать друг другу, опытных специалистов – передавать свои знания другим членам коллектива. Такие стратегии поощряют делиться знаниями и взаимодействовать, а накопление и утаивание знаний в культуре подобных компаний влечет за собой взыскание.

Труднее всего иметь дело с теми экспертами, которые разочаровались в своей фирме и уходят с недовольством. Тот авиаинженер, с которого мы начали разговор, всегда ощущал, что его недостаточно ценят. От умения и старания таких специалистов, как он, зависят жизни экипажей и пассажиров, но статус у них в корпорации довольно невысок. «Мы оставались невидимками. Никто из руководителей даже не интересовался, что мы там делаем», – заявил он. Возможно, это его впечатления, а не реальное положение дел, но это достаточно веская причина, чтобы отказаться передавать молодым инженерам свой опыт.

Обращайте внимание на тех, кто может таить такую досаду. От личности руководителя в огромной степени зависит, чувствуют ли себя эксперты ценимыми по заслугам. Первый шаг – признать высокое качество работы. Как показали в своем исследовании Тереза Амабиле и Стивен Крамер, простые меры – частая похвала, празднование промежуточных достижений, своевременная помощь, когда нужно устранить какие-то препятствия, приносят большие и сразу очевидные дивиденды: повышается продуктивность и креативность.

Читайте материал по теме: 4 ошибочных мнения о том, как надо руководить поколением Y

А еще накапливаются и долгосрочные преимущества. В ряде компаний, с которыми мы работали над проблемой сохранения и передачи глубинных знаний, эксперты готовы были отплатить добром и оставить о себе добрую память. Они охотно делились знаниями, накопленными за многие годы. Разумеется, эта готовность проистекает не только из корпоративной культуры организации, но также из личных особенностей. Исследования (в том числе и наши) подтвердили: охотнее всего в роли менторов выступают те люди, у кого был хороший начальник, который охотно делился накопленными знаниями и опытом. Иными словами, культура наставничества склонна к самовоспроизводству.

Способность передавать глубинные знания преемникам не просто полезна, а, как выразился один из менеджеров, с кем мы недавно работали, «абсолютно необходима». Ни одна компания не может позволить себе роскошь отпускать специалиста на пенсию вместе с его бесценными знаниями.

Читайте по теме: