Критиковать меньше, делать больше | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Критиковать меньше,
делать больше

Следует игнорировать любителей покритиковать и приветствовать тех, кто предлагает реальное решение проблем.

Автор: Стивен Берглас

Критиковать меньше, делать больше

читайте также

Страсти по лидеру

Маккоби Майкл

Как справиться с бунтом на корабле

Ричард Бояцис

Полезный хаос

Сергей Белоусов

Три принципа успешного управления проектами

Эрик Найт

Строгими критиками часто выступают по-настоящему талантливые, умные и деятельные люди. К сожалению, у них есть один схожая черта — они критикуют так, словно диагностируют тяжелую болезнь, которую непременно необходимо вылечить (причем хирургическим путем). Кажется, что они живут согласно известному высказыванию Марка Твена: «Ничто так не нуждается в исправлении, как чужие привычки!»

Иными словами подобные личности часто страдают от диагноза: «Раз вы это заметили, то так оно и есть». Приведем пример. На ваш взгляд коллега N обладает неким недостатком. И вы считаете своим долгом порицать его за этот недостаток, независимо от того, как это реально отражается на его работе или на общем климате в коллективе.

Особенно неприятно то, что сам критикующий абсолютно уверен в своем праве порицать других людей. Ведь ему кажется, что он «видит» их недостатки.

Например, как-то во время ужина один мой клиент спросил меня, не смогу ли я помочь ему. «Наш бухгалтер Диана предана фирме на все 100%. Но она просто невыносима. Диана не просто контролирует расходы, она готова загрызть любого, кто, по ее мнению, растрачивает деньги зря, плохо ведет учет или не согласует траты с бизнес-планом. Вроде ничего серьезного, все по мелочам, но если она решит, что кто-то мухлюет с финансовыми отчетами, например запишет туда ланч, который нельзя назвать деловым, то она накинется на него как боксер Мухаммед Али на Формана. Она так достает моего директора по продажам, что он клянется, что уволится, если я только не выгоню ее первой».

Клиент не был готов к моему ответу. «Думаю, что Диана сама ведет нечестную игру и прикарманивает деньги. Готов поспорить, что это именно так», — предположил я.

Справившись с шоком, он воскликнул: «Да Диана могла бы стать священником, если бы церковь разрешила это женщинам. Она сама честность!».

Однако через год клиент принес мне коробку редких кубинских сигар и признался, что проиграл спор. Оказалось, что Диана действительно присваивала себе средства компании на протяжении 20 лет!

Конечно, это несколько экстремальный пример подобного поведения. Однако именно этот тип поведения психологи называют «проекцией». Это психологический защитный механизм, при котором человек замалчивает собственные недостатки, при этом выискивая их у других. Проекция позволяет нам презирать черты характера, которые мы считаем дурными, отвратительными и заслуживающими наказания. Подобное поведение не обязательно так уж серьезно. Например, я браню свою жену за то, что она раскидывает свои туфли по всему дому, в то время как мое собственное рабочее место выглядит как после землетрясения. Но часто подобные обвинения могут сильно испортить климат в компании.

Кстати, когда я предположил, что Диана прикарманивает деньги фирмы, я сам был нечист на руку: таскал у своего ребенка конфеты из коробки для завтрака.

После изучения данной методики в течение нескольких лет я выяснил: если кто-то ударяется в суровое морализаторство и атакует «правонарушителей», то он точно сам не без греха.

Такие люди, как Диана, презирая остальных, сами попадают в ловушку защитного механизма. Получается прямо-таки шекспировский конфликт: «Ты слишком рьяно протестуешь». Эти нападки на окружающих вызваны страхом, что могут всплыть наверх собственные недостатки.

Тип реакции «Раз вы это заметили, то так оно и есть» — достаточно серьезная и глубокая проблема, и тут помочь может скорее врач, чем коуч. Однако и менеджер может кое-что сделать для сохранения здорового климата в своей коллективе.

Для начала следует игнорировать любителей покритиковать и приветствовать тех, кто предлагает реальное решение проблем. В моем представлении мы превратились в людей, которые помешаны на упреках. Мы слишком быстро переходим к умозаключениям и поэтому часто обижаемся и ругаем друг друга. Это плохо отражается на нашей политике, но еще хуже — на компаниях и отношениях между людьми. Вместо того чтобы сразу считать, что проблема вызвана чьей-то злонамеренностью, просто предположите, что «возможно все», и попросите предложить пути ее решения.

Второй шаг — поощряйте откровенность и умение прощать. Даже просто признавать свои слабости бывает полезно. А если вы поймете, что вы гораздо более «нормальны», чем вам самим казалось, то это снимет с вас огромную часть стресса. Научитесь быть снисходительнее к собственным недостаткам, и это поможет вам стать более терпимым к слабым сторонам других людей.

Наконец, следите за тем, чтобы критика в коллективе всегда была конструктивной. Говоря метафорически, любители покритиковать порицают тьму, но отказываются зажечь свет.

Когда-то я консультировал одного гендиректора, которого терпеть не могли все подчиненные без исключения. Он все задавал мне риторический вопрос: «Как мне воспарить с орлами, если я окружен одними индюками?» Имелась в виду вся компания. И я в конце-концов высказал следующее: «К черту орлов... почему бы вам для начала не вылететь самому из курятника и попытаться перестать придираться к остальным?» И директор признал, что ему и в самом деле стоит научиться по-новому выстраивать отношения со своим коллективом.

А теперь задним числом я жалею, что не привел ему мудрые слова Махатма Ганди: «Ненавидь грех, но люби грешника».

Читайте по теме: