Три главных стимула для сотрудников | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три главных стимула
для сотрудников

Как редко мы бываем счастливы своей работой. Многочисленные опросы показывают низкий уровень вовлеченности в американских компаниях: чуть ли не половина сотрудников не чувствует никакой связи со своим делом и пребывает в разочаровании. Ужасные цифры! Думаю, проблема в том, что кадровая политика сосредоточена на оплате и бонусах, а не на самой работе.

Автор: Розабет Мосс Кантер

читайте также

Как распознать звезду?

Мартин Джин,  Шмидт Конрад

«Правительства часто инвестируют не туда, куда надо»

Евгения Чернозатонская

«Лисы умнее зайцев, но за миллионы лет не смогли их всех съесть»: Александр Аузан — о ключевом преимуществе человека перед ИИ

Александр Аузан

Новые партнерства изменят мир

Будинич Валерия,  Дреи?тон Билл

Самые увлеченные, самые продуктивные сотрудники, которых я когда-либо видела, трудятся в старой компании на Восточном побережье США: преображают солидную и консервативную отрасль с помощью новых технологий. И все они удивились, когда я спросила их: «Вы работаете так усердно, потому что скоро произойдет IPO фирмы?»

Но новички, и ветераны фирмы ответили, что работают, как никогда в жизни, по другой причине. Их продукты представляют собой лишь первый этап в цепочке. Каждый день приносит немало разочарований, вынуждая к многократным рутинным действиям. Сама по себе компания просто не сумеет вывести эти продукты на рынок. Требуется помощь ИТ-специалистов, и сотрудники ищут помощников и дополнительные средства и даже сами берутся продавать свой продукт, чтобы донести его до клиентов и объяснить им его новизну. Немыслимое количество обязанностей (подчас непрофильных) — и все не ради денег?

Один из моих собеседников признался, что про грядущее IPO старается и не думать: слишком отдаленная цель, такие размышления отвлекают его от текущих дел, а работа важнее всего. Сотрудница той же компании сказала, что в восторге от возможности что-то изменить в отрасли и способствовать повышению качества жизни и сотрудников, и клиентов. Хор голосов звучит в унисон: «Мы сами определяем направление работы», «Мы работаем с самыми передовыми технологиями», «Наша продукция меняет жизнь». Свобода и радость самовыражения: один менеджер по продажам, бывший актер, декламировал Шекспира на встрече с клиентами — и недоверчивые директора фирм прислушались к нему.

Для профессионалов важно не первичное размещение акций, а радость и удовлетворение от дела, которым они занимаются.

Всюду, где действуют радость и удовлетворение от дела, сотрудники черпают в них самую сильную мотивацию. В другой компании, в американской глубинке, я пообщалась с молодой парой, которая только что заказала свой свадебный банкет — с доставкой прямо в офис. Представьте себе: эти двое так любят свою работу, что и свадьбу праздновать хотят прямо там!

Обе компании, о которых я говорю, одними из первых устремились в цифровое будущее, и многое им приходилось изобретать и доводить до ума прямо на ходу. Но руководители сумели сделать так, что перемены ощущались как счастье, а не как непосильная нагрузка. Очень просто: они попросили сотрудников подойти к делу творчески. Кое-кто все равно увидит в любых реформах личную угрозу, но для большинства людей это шанс раскрыть свой потенциал, особенно если жесткая иерархическая система преобразуется в более гибкий вариант кооперации. Сотрудников поощряют работать над самыми новыми, самыми интересными идеями, причем акцент смещается с количества на их качество и результат — не сколько товара продали, а как удалось улучшить жизнь людей и общества в целом.

Никто не обещает, что эта работа — навечно. Лояльность обеспечивается самим процессом работы, ощущением принадлежности к коллективу и собственной значимости — сотрудникам постоянно в той или иной форме напоминают о том, как их ценят.

Эти три сильнейших стимула в работе можно обозначить тремя словами на букву М — мастерство (mastery), участие (membership) и смысл (meaning). Четвертое M — деньги (money) —отодвигается на дальний план. Они могут оказаться даже раздражителем, если компенсация будет недостаточной или несправедливой. И никакими деньгами не купить устойчивой лояльности и качества работы. Как правило, люди счастливы в тех организациях, у которых есть миссия и цель, ощущение, что удается позитивным образом воздействовать на мир. Мой коллега по HBS Майкл Нортон в книге «Happy Money» доказывает, что прилив счастья человек ощущает, отдавая что-то другим.

Но как редко мы бываем счастливы своей работой. Многочисленные опросы показывают низкий уровень вовлеченности в американских компаниях: чуть ли не половина сотрудников не чувствует никакой связи со своим делом и пребывает в разочаровании. Ужасные цифры! Думаю, проблема в том, что кадровая политика сосредоточена на оплате и бонусах, а не на самой работе. Напротив, команды, успешные в спорте или бизнесе — я описывала их в своей книге «Confidence» — сосредотачиваются на работе и ее результатах. Они работают больше, упорнее и при этом вкладывают в работу куда больше, чем команды с низкой отдачей. Мотивированные команды добиваются успеха каждый день — маленького, но ощутимого. И это тоже — стимул, о котором другая моя коллега по HBS пишет в своей книге «The Progress Principle»Тереза Амабиле.

Чтобы задействовать все три М на всех уровнях, руководителям следует пересмотреть стратегию, организационную культуру и сам характер работы. Вот что можно сделать.

Мастерство: помогите каждому усовершенствоваться. Когда планка повышается, люди понимают, что они сами формируют свое будущее, а не становятся его пассивными жертвами. Они охотно учатся и гордятся этим. В самых скучных с виду делах стоит поставить перед человеком сложную задачу и обеспечить ему нужные инструменты и поддержку — глядишь, он начнет делать все быстрее, лучше, умнее.

Участие: сплачивайте коллектив через уважение к личности. Солидарность в коллективе появляется благодаря тому, что каждому его члену позволяют полностью раскрыться, то есть со всеми своими заботами и пристрастиями. Пусть каким-то образом в работу вовлекаются и хобби ваших сотрудников; предоставьте людям из разных отделов возможность общаться и ближе узнавать друг друга.

Смысл: повторяйте, подкрепляйте основную цель. Говорите людям о пользе их работы. Ясное понимание того, каким образом ваш продукт или услуга может улучшить мир, служит для сотрудников ориентиром при расстановке приоритетов и принятии решений. Не стесняйтесь упоминать о миссии в ежедневных разговорах, и самые рутинные дела начнут восприниматься как путь к великой цели.

Люди, полностью вовлеченные в дело, способны декламировать Шекспира, покоряя клиентов, праздновать свадьбу в холле своего офиса, укрепляя единство коллектива, а главное, они получают высшую награду: создадут нечто новое на благо всему обществу.