Как вылечить синдром плохого работника | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как вылечить синдром
плохого работника

Мы всегда хотим сделать так, чтобы начальство было довольно. И если порой это означает, что мы должны сделать что-то глупое или неправильное, что из этого?

Автор: Хараламбос Влачоуцикос

читайте также

В поисках идей: майский выпуск

Бизнес-кейс: кому быть козлом отпущения после кризисной ситуации?

Яна Сейтс

Как легче переносить повседневные неудачи

Дэниел Гоулман

Как спастись от выгорания одиноким работающим родителям

Бриджид Шульте,  Ставрула Пабст

Мы всегда хотим сделать так, чтобы начальство было довольно. И если порой это означает, что мы должны сделать что-то глупое или неправильное, что из этого? Стоит ли тратить наш общественный и политический капитал на то, чтобы устраивать шум вокруг какой-то одной маленькой вещи? Лучше просто пожать плечами и принять все как есть, тем более, что, возможно, этот жест доброй воли с вашей стороны вам когда-нибудь еще пригодится.

Проблема с такой позицией состоит в том, что проявлять инициативу становится значительно труднее, а следовательно, работникам не удается по-настоящему иметь успех у своих боссов. Естественно, работники страдают от такого положения вещей, по крайней мере, в той же мере, что и их начальники. Если босс сам себя выставляет дураком, он в итоге задастся вопросом, почему никто не сказал ему об этом заранее и не удержал его от неразумного шага. В этой ситуации работники выглядят либо глупыми (так как не заметили проблему), либо плохими (потому что видели проблему, но не предупредили его о ней). К тому же, если он сам стал причиной своих неприятностей, ему захочется разделить с кем-то вину... и весь цикл начинается заново.

Я называю это явление «синдромом плохого работника». Разумеется, частично корень этого явления кроется в том, что работники в недостаточной степени уверены в себе, ведь далеко не все боссы – монстры. Но независимо от того, как распределяется ответственность между сторонами, на самом деле решить эту проблему легче боссу, потому что, в конце концов, именно в его руках находится контроль над тем, насколько удобной и безопасной средой является рабочее место, и насколько оно располагает к тому, чтобы работники вносили в жизнь компании позитивный вклад.

К такому выводу я пришел, когда, будучи совсем еще юным боссом в нашем семейном бизнесе, я заметил, что все работники все время просто молча соглашались со всем, что говорили мой отец и я. Тогда я понял, что если люди вели себя таким образом, то, должно быть, что-то в нашем подходе к управлению компанией заставляло их так себя вести. И если мы не изменим то, что стало организационной культурой нашей компании, мы упустим потенциально важные инсайты тех людей, которые могли бы рассказать нам больше, чем кто либо, о том, что хотят наши клиенты, и о том, что происходит у наших конкурентов.

С этой целью я создал специальную комиссию по «поощрению инициатив», куда вошли ключевые менеджеры нашей компании и приглашенный коучер. Перед ними стояла четко поставленная задача: изменить понимание хорошей работы как педантичное следование начальственным инструкциям и изыскать способы поощрения работников за качество и полезность идей и предложений, которые они приносят своим начальникам.

В числе прочих стимулов и процессов, на которых остановилась наша комиссия, были регулярные сессии мозгового штурма и приз за лучшую идею месяца. Был разработан шаблон для презентации новых идей; была утверждена формальная процедура подачи заявок с предложениями. Члены комиссии также рекомендовали изменить критерии приема на работу новых сотрудников, и вместо того, чтобы выбирать людей, которые «вписались бы в коллектив», мы начали активно искать тех, кто готов рисковать, открыто выражая свое мнение и предлагая новые идеи.

Изменить нашу культуру оказалось сложнее, чем я ожидал, отчасти по той причине, что наши лучшие работники слишком глубоко впитали в себя эту самую культуру, чтобы измениться. Но настоящая проблема была в менеджерах. Многим из них с трудом удавалось принять тот факт, что предложения их подчиненных могут иметь такую же ценность, как их собственные, - с этой проблемой я впоследствии сталкивался довольно часто. Вместе с приглашенным коучером мы потратили немало усилий для того, чтобы менеджеры начали делать следующее:

- Продумывать и аккуратно озвучивать, во-первых, потенциальные выигрыши и риски, которые каждое решение может повлечь для компании, для них самих и для работников, так или иначе имеющих отношение к этим решениям, а, во-вторых, оптимальные пути снижения рисков, связанных с этими решениями.

- Показывать, что они воспринимают своих работников всерьез, стимулировать и поощрять их открытое и искреннее участие в принятии решений, а также делать так, чтобы они делились своими знаниями, опытом и навыками.

Большинство менеджеров, в конце концов, приспособились к новому формату работы. С теми немногими, кто оказался неспособен к этой трансформации, мы, в итоге, были вынуждены расстаться. На каком-то этапе нам удалось превратить нашу закрытую и стерильную культуру менеджмента в культуру динамичной открытости. Теперь, благодаря работникам, непосредственно обслуживающим клиентов, мы открыли для себя самые разнообразные новые продукты, правила и практики, которые уже вскоре начали позитивно отражаться и на доходах и прибылях нашей компании.

Я извлек из этой истории два ценных урока. Первый состоит в том, что синдром плохого работника очень дорого обходится компаниям. Мне страшно даже представить, сколько миллиардов в год тратится впустую в каждой стране, и все только потому, что работники чувствуют, что их знания и инсайты, приобретенные за годы опыта, их компаниям просто не нужны. Второй урок – о том, что излечить компании от этого синдрома, на самом деле, не так уж и сложно: но для этого необходимо немалое упорство. Мой собственный опыт доказывает, что несколько изменений в формальных процедурах и определенный коучинг, сопровождаемый аутентичной установкой боссов на уважительное отношение к идеям работников, - это все, что нужно...

Удачи вам!