Не верьте никому (мне — можно) | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не верьте никому (мне
— можно)

Несколько простых и здравых принципов, соблюдение которых помогает отделять зерна от плевел на рынке идей по менеджменту.

Автор: Джеффри Пфеффер

Не верьте никому (мне — можно)

читайте также

В ожидании хакеров: как бизнес должен готовиться к киберугрозам

Альгирде Пипикайте,  Марк Баррачин

Сюрприз – по-прежнему самое мощное орудие маркетинга

Скотт Редик

Получили письмо? Не спешите с ответом

Энтони Тянь

Эффект IKEA: что смастерил, то и полюбил

Майкл Нортон

Советы руководителям дают все кому не лень. На рынке представлено более 30 000 книг по бизнесу, и ежегодно к списку добавляется порядка 3500 новых изданий, а статьям, заметкам и он-лайновым публикациям по менеджменту несть числа. Естественно, это не означает, что каждый год появляется 3500 хороших идей или что старые идеи действительно достойны подробного описания на 300 страницах.

Знакомясь с этими рекомендациями, вы в лучшем случае впустую тратите время. Ну а в худшем — если совет, которому вы последовали, оказался неудачным, — создаете себе больше проблем, чем решаете.

Проекты по реинжинирингу, инспирированные модными книжками с броскими обложками, проваливаются в 70 случаях из 100 (такую статистику предоставляют Майкл Хэммер и Джеймс Чемпи, оба — горячие приверженцы реинжиниринга, между прочим). А вспомните, сколько хвалебных книг и статей в свое время было посвящено «инновационной» бизнес-модели Enron! Консультанты тоже далеко не всегда приносят пользу. Блейк Нордстром, гендиректор сети магазинов Nordstrom, признает, что его предшественник на этом посту ежегодно тратил $60 млн, оплачивая услуги полусотни консультантов. При этом финансовые результаты компании только ухудшались. Дела пошли особенно скверно, когда противоречивые советы фактически парализовали деятельность организации. Выздоровление Nordstrom началось после того, как компания — сама! — заново открыла для себя основы розничной торговли и сделала своим главным приоритетом обслуживание клиентов.

Что предпринять бедному руководителю в этом хаосе? Предлагаю несколько простых и здравых принципов, соблюдение которых помогает отделять зерна от плевел на рынке идей по менеджменту.

Остерегайтесь всего, что преподносится как «новое». В медицине и естественных науках открытия всегда основаны на достижениях предшественников. Инновации рождаются главным образом в результате необычного сочетания существовавших ранее идей (вспомните опыт компании IDEO) или поиска новых приложений для уже имеющихся технологий (виагра изначально позиционировалась как средство для нормализации кровяного давления).

Не надо гоняться за тем, что поновее, — лучше стремиться найти то, что правильно. Компании Ford Motor в какой-то момент наскучила рутина комплексного управления качеством — автомобилестроитель решил поэкспериментировать с ИТ-инновациями и Интернетом. В итоге компания потеряла из виду свою основную цель — создание первоклассных машин. А тем временем Toyota продолжала делать то же, что и всегда, только все лучше и лучше. Результаты говорят сами за себя: прибыли Toyota в последнем квартале оказались выше, чем у Ford и GM вместе взятых.

Не доверяйте «наглядным иллюстрациям». Для подтверждения своих идей и оживления материала авторы часто прибегают к красочным примерам. Но избыточные подробности иногда лишь затемняют картину, мешают понять, хороша ли идея на самом деле. Составители отчета McKinsey «Война за таланты» привели множество убедительных историй, якобы доказывающих, что улучшение финансовых показателей компаний обусловлено применяемыми управленческими методиками. А ежду тем, если одно событие предшествует другому, это вовсе не значит, что первое — причина второго.

Следует также отметить, что в иллюстративных примерах значимые детали зачастую приносятся в жертву увлекательности повествования. Бывает и так, что ради убедительности автор опускает подробности, которые, по его мнению, утяжелили бы изложение, а ведь для кого-то именно они как раз и играют самую важную роль.

Остерегайтесь полуправды. Полуправда — это идея, которая в какой-то мере или при каких-то условиях справедлива, а в какой-то мере или при каких-то иных условиях — нет. Полуправдой является, например, тезис о важности финансового стимулирования или утверждение о том, что работа — настолько особая сфера жизни, что человек не может быть на службе самим собой.

Если автор совета сам указывает на его недостатки или ограничения и предлагает возможные пути их преодоления, это хороший знак. Прежде чем рискнуть и последовать совету, желательно получить максимально полную картину.

Избегайте самопровозглашенных гуру. Тот, кто первым употребил слово «гуру» применительно к менеджменту, вероятно, не имел в виду ничего плохого, — на санскрите оно означает «почтенный учитель». Но сегодня это слово у многих ассоциируется скорее с бестселлерами и астрономическими расценками, чем с оригинальными идеями и серьезными практическими исследованиями.

Не забывайте о когнитивных установках. Я имею в виду не ту предвзятость, о которой говорят бихевиористы, а еще более коварные факторы, искажающие информационный обмен, например стремление слышать и говорить приятные вещи, желание доверять прежде всего идеям, согласующимся с нашими представлениями (или же людям, соглашающимся с нами). Эти подсознательные установки сильно мешают, в частности при работе с консультантами. В большинстве случаев полезнее всего слушать неискаженные критические суждения, помогающие нам усовершенствоваться. Объективный совет подобен диете: если он не вызывает у вас хотя бы легкого неприятного ощущения, то и пользы от него, к сожалению, будет немного.