Что поможет справиться с депрессией в офисе | Большие Идеи

? Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что поможет справиться с депрессией
в офисе

Как консультации по телефону избавили сотрудников от депрессии

Автор: Гретхен Гэветт

Что поможет справиться с депрессией в офисе
Ronald Gijezen / Unsplash

читайте также

Почему люди увольняются

Адам Грант,  Бринн Хэррингтон,  Жанелль Гэйл,  Лори Гоулер

Смириться со своей отставкой

Манфред Кетс де Врис

Как на самом деле нужно вести переговоры

Цифровой потолок: как алгоритмы усугубляют экономическое неравенство

Майк Уолш

Депрессия — это изворотливый зверь, способный проникнуть в любой уголок вашей жизни. В первую очередь она вредит вам как человеку, но из-за нее же случаются и проблемы с работой. Как утверждает Дебора Лернер, директор Медицинского центра Тафта, депрессия всегда упоминается в списке пяти наиболее распространенных причин снижения продуктивности во всех организациях, деятельность которых она изучала.

Как отмечается в ее исследованиях, депрессия, выражающаяся в снижении продуктивности персонала, обходится экономике США примерно в $44 миллиарда в год. Нередко это происходит в ситуациях, когда люди сказываются больными либо депрессия принимает форму так называемого презентеизма, который определяют как «проблему сотрудников, находящихся на работе, но из-за болезни не выполняющих свои обязанности в должной мере». Исследователи выяснили, что депрессия может снизить продуктивность работы коллектива на одну треть и более.

Лернер и ее соавторы хотели проверить, сможет ли достаточно простое вмешательство улучшить жизнь людей, страдающих болезнями на работе, а также измерить их отсутствие на рабочем месте и презентеизм. Исследовав персонал от 45 лет и старше в 23 организациях на предмет наличия депрессии, они отобрали 380 участников и разбили их в случайном порядке на две группы. Одним участникам предоставлялись телефонные консультации, целью которых было выявление влияния депрессии на их повседневную деятельность. После этого им помогали разработать стратегию по борьбе с депрессией. Другие получили то, что Лернер называет обычной поддержкой: «это может быть все что угодно, то, к чему обычно прибегают люди в таких ситуациях». По сути, это было не что иное, как поддержание статус-кво.

Спустя четыре месяца, после восьми сессий со своими консультантами по телефону, участники из первой группы продемонстрировали заметное улучшение симптомов — снижение средних показателей депрессии на 51%. При этом в контрольной группе снижение подобных показателей составило лишь 26%. В дополнение показатели презентеизма и отсутствия на работе участников первой группы значительно уменьшились: время, в течение которого участники были не способны выполнять задания на работе, упало на 44% (в сравнении с 13% во второй группе), при этом они на 53% меньше времени отсутствовали на работе.

Исследователи также измерили соотношение ежегодной пользы и затрат на такую программу поддержки сотрудника: на каждый потраченный $1 приходится $6,19 прибыли за счет повышения продуктивности. Лернер отмечает, что они «следили за участниками эксперимента только четыре месяца и спрогнозировали экономию для компаний на год вперед», но можно смело заявить, что подобная программа была бы крайне эффективной для многих организаций и помогла бы сократить расходы на персонал.

Почему же консультирование по телефону оказалось столь эффективным? Лернер объясняет это тем, что, по крайней мере, в США депрессию лечат, «исходя из биомедицинской модели уменьшения симптомов». Разумеется, такой подход разумен и важен. «Тем не менее лечение само по себе не учитывает проблем, возникающих на работе. Даже если бы компании знали о том негативном воздействии, которое оказывает депрессия на их персонал, они бы попросту не понимали, как вмешаться и что делать с этой проблемой», — продолжает она.

Телефонные же консультации помогают найти способ организовать текущую работу. Среди наиболее частых вопросов от людей, испытывающих депрессию, встречаются такие: «Как я могу выполнять работу, когда я плохо себя чувствую? Как оставаться сконцентрированным во время выполнения сложного задания? Как не терять внимания в течение рабочего дня, когда поручения идут разрозненным потоком и я не чувствую себя способным работать в обычном режиме?»

Чтобы ответить на все эти вопросы, программа помощи включала в себя три основных пункта. Во-первых, необходимо было донести до сотрудника ту связь, которая существует между депрессией и его повседневной деятельностью. «Многие люди не осознают этого. Они считают, что проблемы на работе — это просто проблемы на работе, а все остальное — депрессия», — утверждает Лернер.

Затем в ход шла когнитивно-поведенческая стратегия, позволявшая сотрудникам понять, как «непродуктивные мысли, чувства и поведение, связанные с депрессией, встают на пути у человека». Если вы когда-либо были погружены в депрессию, такой поворот не является для вас сюрпризом. «Человек может сидеть в офисе и думать, что никому до него нет дела и никто не нуждается в его помощи. Поэтому такие люди стремятся отделиться от коллектива, они не получают нужные рекомендации относительно своей деятельности, начинают вести себя агрессивно по отношению к коллегам и попросту теряют поддержку, которая им так нужна в этот трудный момент», — считает Лернер.

В-третьих, консультанты работали над конкретными задачами и решали насущные проблемы обратившегося к ним человека, страдающего депрессией. Такая работа может включать, к примеру, небольшую корректировку привычного ритма жизни человека. Можно посоветовать ему или ей иначе работать с документами или закрывать дверь своего кабинета, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки. Как правило, консультант предлагал дольше спать, а также поменять интерфейс электронной почты и тем самым исключить раздражающий фактор от бесчисленных новых уведомлений.

В исследовании, о котором идет речь, есть один важный аспект: оно проводилось в сотрудничестве с медиками, а не с компаниями, в которых работали испытуемые. Отчасти причина этого в том, что лечение депрессии принято считать медицинской и поведенческой проблеме, не имеющей отношения к работе. Но и работодатель может воспользоваться выводами, сделанными в ходе этого эксперимента. Небольшие предприятия по-разному подходят к данной проблеме (одни из них проявляют заботу о персонале, а другие игнорируют проблемы). Но крупный бизнес наконец стал понимать, что депрессия дорого обходится акционерам, коллективу и членам семей сотрудников. Теперь они стараются уделять максимальное внимание развитию таких программ поддержки в своих компаниях, чтобы их сотрудники вовремя могли получить квалифицированную помощь.