читайте также
Игра очень важна для руководителей, которые попали в переломную ситуацию. В старой доброй игре смысл не в том, чтобы выиграть или проиграть, или дойти до цели. Смысл в том, чтобы получить удовольствие и поэкспериментировать с различными способами реализации идеи, понять, что хорошо, а что нет. И при этом игра позволяет учиться и приобретать новые навыки, которые помогут превратить неразбериху из угрозы в возможность, утверждает практикующий профессор Школы бизнеса Така при Дартмутском колледже Скотт Д. Энтони в статье для MIT Sloan.
В интервью с профессором Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон, посвященном ее исследованиям в области психологической безопасности и трансформационных изменений, она противопоставила среду обучения и среду исполнения. «Если вы каждый вечер выходите на сцену на Бродвее, вы надеетесь, что выступление будет настолько хорошим, насколько это возможно, — сказала она. — Вы хотите, чтобы оно было близким к идеальному. Но если вы находитесь в классной комнате и все кажется идеальным, это не обучение».
Почувствуйте разницу между выступлением, тренировкой и игрой
Когда вы выступаете, вы пытаетесь достичь совершенства по заданному стандарту. Ваша цель — показать все, на что вы способны. Возможно, судья оценивает ваше выступление. Если вы не соответствуете заданным стандартам, это вызывает разочарование. Вы пытаетесь понять причину неудачи и в следующий раз будете стремиться сделать лучше.
Когда вы тренируетесь, вы пытаетесь сознательно улучшить свои навыки, чтобы в будущем выступать согласно заданному стандарту. Ваша цель — совершенствоваться. В идеале есть опытный тренер, который может дать вам обратную связь в режиме реального времени, чтобы помочь с тренировочным процессом.
Когда вы играете, нет ни судьи, ни тренера. Возможно, есть кто-то, кто создает контекст или задает параметры игры, но цель — просто... играть. Играть — это весело. Но игра — это и нечто большее. Игровой процесс создает пространство для безопасных экспериментов, развития способностей и инноваций. Игра может быть неловкой и некомфортной, но именно в таких играх мы учимся большему.
Игра с искусственным интеллектом
На ранних стадиях кардинальных изменений всегда есть период, когда правильная стратегия неизвестна, и люди осознанно экспериментируют с различными подходами. Возьмем, к примеру, искусственный интеллект. Очевидно, что ИИ окажет большое влияние на целый ряд различных задач, ролей, профессий и даже отраслей. Каким именно будет это влияние, кто выиграет, а кто проиграет, еще предстоит выяснить. Я вспомнил, как учился на MBA в 1999 году, когда интернет только входил в моду. Каждый студент моей группы создал свой сайт, потому что, конечно же, все должны были знать язык разметки гипертекста, который, как оказалось, был бесполезен для подавляющего большинства студентов. Но игры с новой технологией дали нам возможность лучше понять и прочувствовать, как работает интернет. И это было весело!
Это одна из причин, по которой весной 2024 года я провел краткий курс по генеративному искусственному интеллекту. Поскольку около половины выпускников Школы бизнеса Така при Дартмутском колледже работают в консалтинге, курс был посвящен тому, как консультанты могут использовать GenAI для улучшения работы со своими клиентами. Я далеко не эксперт в области ИИ, поэтому привлек друзей с опытом в этой сфере, чтобы они помогли студентам с подсказками. Мы исследовали реальные компании с реальными проблемами, которые небольшие группы студентов пытались решить с помощью генеративного ИИ.
А потом мы позволили студентам играть самим, без участия преподавателей.
Мы не оценивали игру, но установили сжатые сроки, поэтому студенты засучив рукава учились на практике. Естественно-языковой интерфейс GenAI сделал эксперименты и игры невероятно простыми. Студентам достаточно было выразить свои идеи, задать вопросы и обозначить проблемы так же, как если бы они общались с коллегой, чтобы начать получать полезные сведения.
Одна команда, помогавшая компании Godiva Japan разработать стратегию роста сети розничных кафе, использовала подсказку в виде цепочки мыслей для разработки прототипа киоска, который можно было бы разместить в офисных зданиях. Другая команда попросила GenAI взять на себя роль генерального директора компании-производителя автомобилей, чтобы проверить на прочность свою идею об абсолютно новой модели подписки. Третья команда использовала около пяти инструментов для создания 30-секундного анимированного видеоролика с закадровым голосом, чтобы объяснить производителю бытовой техники свою идею домашнего робота.
Урок №1, который усвоили студенты, заключается в том, что самым большим препятствием для использования генеративного ИИ было их собственное представление о том, что им будет сложно использовать ИИ.
Как только они вошли в курс дела и начали играть, то быстро поняли, что работает, а что нет, при этом развивая свои навыки через практическое использование инструмента. «Я не ожидал, что буду так много и разнопланово играть на курсе, — написал один из студентов в рамках саморефлексии после занятий, — игры в классе натолкнули меня на мысль поиграть с GenAI, чтобы понять, где лично я могу его применить лучшим образом в частной и профессиональной жизни».
От игровой площадки до кабинета руководителя
В книге «Беспокойное поколение» Джон Хэйдт утверждает, что у современной молодежи недостаточно возможностей для свободы действий. В одном из ярких примеров он сравнивает три разные игровые площадки. На первой площадке из 1960-х годов дети висят на балке, которая находится на высоте около 10 метров, без какой-либо защиты. Ужас! Слишком много свободы. Вторая — современная площадка с пологими горками, маленькими лестницами и пластиковым оборудованием. Я провел много часов, наблюдая за детьми на таких площадках. Они хороши, но скучны. В них нет риска. Это не так весело. Время идет, а у детей нет возможности экспериментировать и учиться.
А еще на детской площадке есть вертушка-карусель. Увидев ее фотографию, я вернулся в детство. Хэйдт называет простое колесо с восемью ручками «величайшим изобретением для детских площадок». Почему? Оно требует навыков сотрудничества. Чем больше детей участвует в игре, тем лучше. Центробежные силы делают его неимоверно захватывающим. По его словам, даже лежание в центре вертушки приводит к «изменению сознания». На ней можно поэкспериментировать с дополнительными рисками, наклоняясь в сторону или играя в мяч во время вращения.
«В случае неосторожности можно получить травму, но не сильную, а значит, вы мгновенно получаете прямую обратную связь от своих собственных умелых или неумелых действий, — пишет Хэйдт. — Вы учитесь, как обращаться со своим телом и как обезопасить себя и других». Исследователи, изучающие детей во время игр, пришли к выводу, что «риск мелких травм должен быть характерной особенностью, а не ошибкой при проектировании игровых площадок».
Многие руководители, к сожалению, не умеют играть на работе. В конце концов, это работа. Игра ведет к получению новых знаний, а самые умные, самые успешные люди — это те, кому зачастую труднее всего учиться. Как заметил Крис Аргирис в статье, опубликованной в 1991 году в Harvard Business Review, «поскольку многие профессионалы почти всегда успешны в своем деле, они редко сталкиваются с неудачами. А поскольку они редко терпят неудачу, они так и не научились извлекать уроки из неудач... Их способность к обучению отключается именно в тот момент, когда она им больше всего нужна».
Игра создает условия, в которых умные и успешные руководители могут заново научиться процессу обучения. Если у вас есть дети — а я могу подтвердить, что одним из многих преимуществ наличия четырех детей является бесчисленное количество возможностей для игр, — не ограничивайтесь игрой в «Монополию» или в мяч, ищите возможности сознательно вместе с ними играть с новыми технологиями. Если у вас нет детей, создайте свою собственную виртуальную песочницу — выделите для этого время с соответствующим оборудованием и запускайте процесс игры.
Внутри своей организации сделайте так, чтобы команды могли играть с новыми технологиями. Дайте им время, инструменты и, возможно, некоторые общие рекомендации. Но не ставьте конкретных задач и не требуйте конкретных результатов. Позвольте им исследовать игры и получать удовольствие. Делайте это вместе с ними. Ошибайтесь. Улыбайтесь. Делитесь. Вас удивит то, что вы узнаете, и то, как процесс игры заставит вас жаждать новых знаний. Игры сослужат вам хорошую службу во времена кардинальных перемен.