Справиться с хаосом: почему успешным руководителям нужно научиться играть | Большие Идеи

? Управление изменениями
Переводной материал

Справиться с хаосом: почему успешным руководителям нужно
научиться играть

Игра имеет ключевое значение для руководителей, оказавшихся в переломной ситуации – она способствует обучению и приобретению новых навыков, превращая хаос в возможности, утверждает профессор Скотт Д. Энтони

Автор: Редакция «Больших идей»

Справиться с хаосом: почему успешным руководителям нужно научиться играть
Фото: Gaddafi Rusli / Unsplash

читайте также

Пора дать людям настоящую передышку

Эми Блэнксон

Глобализация по понятиям

Оксана Шевелькова

Женская сила

Скотт Беринато

Компетенции неясного будущего

Мария Максимова,  Павел Безручко,  Юрий Шатров

Игра очень важна для руководителей, которые попали в переломную ситуацию. В старой доброй игре смысл не в том, чтобы выиграть или проиграть, или дойти до цели. Смысл в том, чтобы получить удовольствие и поэкспериментировать с различными способами реализации идеи, понять, что хорошо, а что нет. И при этом игра позволяет учиться и приобретать новые навыки, которые помогут превратить неразбериху из угрозы в возможность, утверждает практикующий профессор Школы бизнеса Така при Дартмутском колледже Скотт Д. Энтони в статье для MIT Sloan. 

В интервью с профессором Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон, посвященном ее исследованиям в области психологической безопасности и трансформационных изменений, она противопоставила среду обучения и среду исполнения. «Если вы каждый вечер выходите на сцену на Бродвее, вы надеетесь, что выступление будет настолько хорошим, насколько это возможно, — сказала она. — Вы хотите, чтобы оно было близким к идеальному. Но если вы находитесь в классной комнате и все кажется идеальным, это не обучение».

Почувствуйте разницу между выступлением, тренировкой и игрой

Когда вы выступаете, вы пытаетесь достичь совершенства по заданному стандарту. Ваша цель — показать все, на что вы способны. Возможно, судья оценивает ваше выступление. Если вы не соответствуете заданным стандартам, это вызывает разочарование. Вы пытаетесь понять причину неудачи и в следующий раз будете стремиться сделать лучше.

Когда вы тренируетесь, вы пытаетесь сознательно улучшить свои навыки, чтобы в будущем выступать согласно заданному стандарту. Ваша цель — совершенствоваться. В идеале есть опытный тренер, который может дать вам обратную связь в режиме реального времени, чтобы помочь с тренировочным процессом.

Когда вы играете, нет ни судьи, ни тренера. Возможно, есть кто-то, кто создает контекст или задает параметры игры, но цель — просто... играть. Играть — это весело. Но игра — это и нечто большее. Игровой процесс создает пространство для безопасных экспериментов, развития способностей и инноваций. Игра может быть неловкой и некомфортной, но именно в таких играх мы учимся большему.

Игра с искусственным интеллектом

На ранних стадиях кардинальных изменений всегда есть период, когда правильная стратегия неизвестна, и люди осознанно экспериментируют с различными подходами. Возьмем, к примеру, искусственный интеллект. Очевидно, что ИИ окажет большое влияние на целый ряд различных задач, ролей, профессий и даже отраслей. Каким именно будет это влияние, кто выиграет, а кто проиграет, еще предстоит выяснить. Я вспомнил, как учился на MBA в 1999 году, когда интернет только входил в моду. Каждый студент моей группы создал свой сайт, потому что, конечно же, все должны были знать язык разметки гипертекста, который, как оказалось, был бесполезен для подавляющего большинства студентов. Но игры с новой технологией дали нам возможность лучше понять и прочувствовать, как работает интернет. И это было весело!

Это одна из причин, по которой весной 2024 года я провел краткий курс по генеративному искусственному интеллекту. Поскольку около половины выпускников Школы бизнеса Така при Дартмутском колледже работают в консалтинге, курс был посвящен тому, как консультанты могут использовать GenAI для улучшения работы со своими клиентами. Я далеко не эксперт в области ИИ, поэтому привлек друзей с опытом в этой сфере, чтобы они помогли студентам с подсказками. Мы исследовали реальные компании с реальными проблемами, которые небольшие группы студентов пытались решить с помощью генеративного ИИ.

А потом мы позволили студентам играть самим, без участия преподавателей.

Мы не оценивали игру, но установили сжатые сроки, поэтому студенты засучив рукава учились на практике. Естественно-языковой интерфейс GenAI сделал эксперименты и игры невероятно простыми. Студентам достаточно было выразить свои идеи, задать вопросы и обозначить проблемы так же, как если бы они общались с коллегой, чтобы начать получать полезные сведения.

Одна команда, помогавшая компании Godiva Japan разработать стратегию роста сети розничных кафе, использовала подсказку в виде цепочки мыслей для разработки прототипа киоска, который можно было бы разместить в офисных зданиях. Другая команда попросила GenAI взять на себя роль генерального директора компании-производителя автомобилей, чтобы проверить на прочность свою идею об абсолютно новой модели подписки. Третья команда использовала около пяти инструментов для создания 30-секундного анимированного видеоролика с закадровым голосом, чтобы объяснить производителю бытовой техники свою идею домашнего робота.

Урок №1, который усвоили студенты, заключается в том, что самым большим препятствием для использования генеративного ИИ было их собственное представление о том, что им будет сложно использовать ИИ.

Как только они вошли в курс дела и начали играть, то быстро поняли, что работает, а что нет, при этом развивая свои навыки через практическое использование инструмента. «Я не ожидал, что буду так много и разнопланово играть на курсе, — написал один из студентов в рамках саморефлексии после занятий, — игры в классе натолкнули меня на мысль поиграть с GenAI, чтобы понять, где лично я могу его применить лучшим образом в частной и профессиональной жизни».

От игровой площадки до кабинета руководителя

В книге «Беспокойное поколение» Джон Хэйдт утверждает, что у современной молодежи недостаточно возможностей для свободы действий. В одном из ярких примеров он сравнивает три разные игровые площадки. На первой площадке из 1960-х годов дети висят на балке, которая находится на высоте около 10 метров, без какой-либо защиты. Ужас! Слишком много свободы. Вторая — современная площадка с пологими горками, маленькими лестницами и пластиковым оборудованием. Я провел много часов, наблюдая за детьми на таких площадках. Они хороши, но скучны. В них нет риска. Это не так весело. Время идет, а у детей нет возможности экспериментировать и учиться.

А еще на детской площадке есть вертушка-карусель. Увидев ее фотографию, я вернулся в детство. Хэйдт называет простое колесо с восемью ручками «величайшим изобретением для детских площадок». Почему? Оно требует навыков сотрудничества. Чем больше детей участвует в игре, тем лучше. Центробежные силы делают его неимоверно захватывающим. По его словам, даже лежание в центре вертушки приводит к «изменению сознания». На ней можно поэкспериментировать с дополнительными рисками, наклоняясь в сторону или играя в мяч во время вращения.

«В случае неосторожности можно получить травму, но не сильную, а значит, вы мгновенно получаете прямую обратную связь от своих собственных умелых или неумелых действий, — пишет Хэйдт. — Вы учитесь, как обращаться со своим телом и как обезопасить себя и других». Исследователи, изучающие детей во время игр, пришли к выводу, что «риск мелких травм должен быть характерной особенностью, а не ошибкой при проектировании игровых площадок».

Многие руководители, к сожалению, не умеют играть на работе. В конце концов, это работа. Игра ведет к получению новых знаний, а самые умные, самые успешные люди — это те, кому зачастую труднее всего учиться. Как заметил Крис Аргирис в статье, опубликованной в 1991 году в Harvard Business Review, «поскольку многие профессионалы почти всегда успешны в своем деле, они редко сталкиваются с неудачами. А поскольку они редко терпят неудачу, они так и не научились извлекать уроки из неудач... Их способность к обучению отключается именно в тот момент, когда она им больше всего нужна».

Игра создает условия, в которых умные и успешные руководители могут заново научиться процессу обучения. Если у вас есть дети — а я могу подтвердить, что одним из многих преимуществ наличия четырех детей является бесчисленное количество возможностей для игр, — не ограничивайтесь игрой в «Монополию» или в мяч, ищите возможности сознательно вместе с ними играть с новыми технологиями. Если у вас нет детей, создайте свою собственную виртуальную песочницу — выделите для этого время с соответствующим оборудованием и запускайте процесс игры.

Внутри своей организации сделайте так, чтобы команды могли играть с новыми технологиями. Дайте им время, инструменты и, возможно, некоторые общие рекомендации. Но не ставьте конкретных задач и не требуйте конкретных результатов. Позвольте им исследовать игры и получать удовольствие. Делайте это вместе с ними. Ошибайтесь. Улыбайтесь. Делитесь. Вас удивит то, что вы узнаете, и то, как процесс игры заставит вас жаждать новых знаний. Игры сослужат вам хорошую службу во времена кардинальных перемен.