Холодный душ для эго гендиректора | Большие Идеи

? Управление изменениями

Холодный душ для
эго гендиректора

Почему акционерам всегда стоит держать руку на пульсе

Автор: Ярослав Глазунов

Холодный душ для эго гендиректора
Marcus Dall Col / Unsplash

читайте также

Как работает дополненная реальность

Чего миллениалы хотят от новой работы

Брэндон Ригони,  Эми Эдкинс

Четыре признака корпоративной лжи

Рон Каруччи

Почему во время кризиса вы не должны стремиться к совершенству

Жаклин Картер,  Расмус Хогард

Смысл бизнеса сводится к преумножению благосостояния акционеров через создание ценности для клиентов компании. Непрерывность и долгосрочность роста благосостояния требует системы управления бизнесом, наличия СЕО с топ командой, цели которых максимально синхронизированы с долгосрочной целью акционеров и передачи ценностей, заложенных основателями. Любопытно в этом ключе рассмотреть два кейса глобальных гигантов Ford и Hewlett-Packard.

Кейс Ford

Правнук основателя Ford Motor Company Уильям Клей Форд-младший получил магистерскую степень по менеджменту, окончив школу менеджмента при Массачусетском технологическом институте, и начал работу в Ford в 1979 году аналитиком в отделе планирования. Сменив в последующие несколько лет ряд позиций в сфере производства, продаж, маркетинга, финансах и разработке новой продукции, в 1987-м году Форд-младший стал руководителем швейцарского подразделения Ford, а через год вошел в совет директоров, который возглавляет с 1999 года.

В том же 1999 году генеральным директором Ford Motor Company стал внутренний назначенец Джек Нассер, сделавший карьеру в компании и за свое умение «срезать» расходы заработавший прозвище Джек Нож. Навык агрессивного управления расходами он оттачивал во всех филиалах компании — в Африке, Азии и Латинской Америке.

Оказавшись в кресле СЕО, он быстро сократил количество сотрудников на 24 тысячи человек, введя трехбалльную систему оценки работников и разделив их по трем буквам алфавита — А, В и С. Если сотрудник два года подряд оказывался в категории «С», то его увольняли.

В дополнение к срезанию расходов Нассер оказался еще большим революционером и поставил перед собой задачу превзойти отца-основателя компании Генри Форда по части масштабности внедрения инноваций. За первые два года работы Нассера компания размыла концентрацию на своем основном бизнесе — автопроизводстве, поскольку Нассер, уверовав во всесилие интернета, стал воспринимать автомобиль исключительно как передвижную платформу — «интернет на колесах». «Сто лет назад Генри Форд поставил мир на колеса. Новая компания Ford Motor Co. поставила на колеса интернет. Мы превратим легковые и грузовые машины в порталы — не меньше того», — заявлял Нассер в интервью.

Нассер замкнул на себя работу сразу 16 топ-менеджеров, создав в компании своеобразный «культ личности» и крайне неустойчивую структуру управления, зависимую от его капризов. Он стал слишком много внимания уделять тогдашнему премиальному сегменту (марки, которые позже будут проданы — Volvo и Land Rover), откровенно махнув рукой на традиционные модели Ford. Итог такой революционной деятельности тоже был «революционный»: в 2001 году убытки прибыльной до этого компании составляли $5,5 млрд.

Прямой наследник Генри Форда — Уильям, возглавлявший совет директоров, не раз делал попытки вразумить «революционера», но Нассер просто игнорировал его, а однажды в собственном офисе устроил такой крик в разговоре с Уильямом, что его перепуганная ассистентка вызвала охрану.

В 2001 году терпение семьи лопнуло и Уильям Клей Форд-младший уволил Нассера, сам занял пост гендиректора, отменил его наполеоновские планы, вновь наделил утраченными полномочиями топ-менеджеров, а главное — вернулся к основной ценности компании, восстановив производство автомобилей марки Ford, а вместе с этим и пошатнувшуюся веру работников. Обратившись к истокам, Форд-младший за три года смог вернуть компании утраченную рентабельность, высокое качество сборки при конкурентоспособных затратах, обеспечить прибыль для акционеров и ценность бренда Ford для клиентов. После этого бразды правления Уильям передал специально найденному им Алану Малалли, одному из выдающихся СЕО корпоративной Америки.

Кейс Hewlett-Packard

В 2002 году, через год после смерти последнего из основателей компании Уильяма Хьюлетта, бывшая на тот момент главой Hewlett-Packard Карли Фиорина объявила о слиянии Compaq Computer и Hewlett-Packard. Это, по намерению CEO HP, должно было превратить объединенную компанию в нового лидера компьютерной индустрии. Сделка колоссальной стоимостью свыше $21 млрд была одобрена большинством акционеров (около 90%) Compaq Computer. Однако она вызвала резкое сопротивление со стороны потомков отцов-основателей компании, интересы которых представлял Вальтер Хьюлетт, фонд Дэвида и Люсиль Паккардов, а также ряд других организаций, находящихся в руках наследников.

Конфликт приобрел открытую форму, и, чтобы победить в нем, Карли Фиорина лично обзванивала накануне голосования все инвестиционные компании-акционеры, даже те из них, которые распоряжались относительно небольшими портфелями акций, агитируя их проголосовать за предложенное ей объединение. В итоге Фиорина, хоть и с минимальным преимуществом, но одержала победу.

Почему же «сделка века», как окрестили ее тогда журналисты, вызвала резко негативную реакцию наследников во главе с Вальтером Хьюлеттом? В своей речи перед голосованием Хьюлетт напомнил акционерам компании, что большинство разрекламированных крупных слияний и поглощений в компьютерной индустрии никогда прежде не приводили к желаемым результатам, а были, по сути, лишь отражением эго стоящих за ними лидеров.

Он заметил, что осуществленное в 1998 году слияние Compaq и Digital Equipment Corporation (DEC) не принесло акционерам обещанной пользы, а текущая сделка вредна, поскольку повысит зависимость компании от производства персональных компьютеров, которые уже тогда практически не приносили прибыли. Хьюлетт предложил акционерам «вернуться к корням» и выстроить бизнес без всякого слияния вокруг производства принтеров, той области, в которой Hewlett-Packard обрела благодаря отцам-основателям безусловное лидерство.

Но большинство акционеров поверили Фиорине, которая объяснила прошлые неудачи недостаточно эффективным планированием и пообещала создать для предотвращения негативных эффектов слияния НР и Compaq специальный отдел со штатом около 600 (!) сотрудников. Магия слов о том, что они смогут владеть компанией номер один в отрасли, прозвучала для акционеров из уст Карлы Файорин словно песня сирен, обманывающих моряков.

В результате в 2015 году корпорация с более чем 70-летней историей была снова разделена на два структурных подразделения, а слияние 2001 года под руководством Карли Фиорины с производителем персональных компьютеров Compaq инвестиционные аналитики до сих пор считают самой дорогостоящей ошибкой компании. По сути, в 2015 году корпорация вернулась именно к той идее, которую еще более десяти лет тому назад отстаивал Вальтер Хьюлетт.

Выводы

Создать успешный бизнес, формирующий благосостояние акционеров, — трудная задача, но сохранить его на десятилетия — еще труднее. Ни Джек Нассер, ни Карла Фиорина вовсе не были некомпетентными СЕО. Их идеи вполне могли бы сработать и создать существенную акционерную стоимость с более мощным «спарринг-партнером» в лице хранителя ценностей компании — акционера или членов совета директоров, независимо отстаивающих интересы акционеров.

Эффективное управление компанией с целью повышения акционерной стоимости сродни науке и искусству одновременно. Оно требует от СЕО умелого управления мотивацией, индивидуальными повестками и амбициями его топ-команды. Но совет директоров тоже должен помнить о своей важной роли — уверенно держать руку на пульсе деятельности самого СЕО. Это возможно только при вовлеченности акционера в жизнь компании и при наличии в совете директоров членов, схожих (или превосходящих) по своему опыту, калибру, силе характера и мудрости с управляющим компанией СЕО.

Об авторе. Ярослав Глазунов — управляющий партнер российского офиса компании Spencer Stuart, автор книги «Анти-Титаник. Руководство для CEO. Как выигрывать там, где тонут другие», основатель программы по развитию высокоэффективных генеральных директоров СЕО Academy.