читайте также
Неожиданная победа Дональда Трампа на президентских выборах США вызвала настоящий шквал политической аналитики, пытающейся найти ответы на два вопроса – почему и как это случилось. Как и в случае с Brexit (подробнее см. здесь), мало кто из экспертов предвидел подобное развитие событий. Но сейчас, когда итоги известны, самое время подумать, что же все это значит для бизнеса и общества и какие именно выводы следует сделать.
Лозунги и обещания, произнесенные Трампом в ходе предвыборной кампании, дают нам представление о его дальнейших намерениях. Это и снижение налогов – как для бизнеса, так и для обычных граждан, и инвестиции в инфраструктуру, и отмена «Закона о доступном здравоохранении» (Affordable Care Act), и борьба с нелегальной иммиграцией, и укрепление правоохранительных функций, и пересмотр международных торговых соглашений. Исходя из этих заявлений, можно попытаться спрогнозировать, как подобная политика отразится на налогах, торговле, спросе, рынке труда и мобильности рабочей силы. Впрочем, даже с учетом всего сказанного в ходе предвыборной кампании, многое пока еще остается неясным. Например, каким будет отношение новой администрации к науке и технологиям? Каким образом будут упразднять «Закон о доступном здравоохранении», и чем его заменят? Что конкретно подразумевает пересмотр торговых соглашений и инвестиции в инфраструктуру?
Одно можно сказать с уверенностью: ситуация в политике, макроэкономике и бизнесе еще долгое время будет оставаться весьма неопределенной, причем не только для США, но и для всего остального мира. Также можно предположить, что любые точечные прогнозы в подобных условиях заранее обречены на провал. Кроме того, мы знаем, что технический прогресс имеет привычку вносить коррективы в наши представления о грядущем. И нужно иметь в виду, что в каждой конкретной отрасли и компании эффект от новой политики будет сильно различаться по своей природе, интенсивности и скорости распространения.
Подобная непредсказуемость бросает серьезный вызов бизнесу, и справиться с ним смогут лишь те компании, которые вооружатся пятью изощренными стратегическими подходами.
Стратегия должна соответствовать рыночным условиям
Как мы уже подробно объясняли в книге «Стратегии тоже нужна стратегия», любой бизнес требует своего собственного «правильного» подхода к стратегии и ее исполнению, и выбор этот зависит от предсказуемости, гибкости и жесткости рыночной среды. Подумайте, какой из этих методов лучше всего подойдет вашей компании.
- Классический. Традиционный подход к анализу, планированию и исполнению в рамках годичного или пятилетнего плана. Для рынков с хорошо предсказуемыми условиями, которых со временем будет все меньше и меньше.
- Адаптивный. На непрогнозируемых рынках, число которых продолжит расти, компаниям придется прокладывать себе путь в будущее методом проб и ошибок при помощи просчитанных и контролируемых экспериментов.
- Визионерский. В гибкой среде, характерной для зарождающихся рынков или секторов, которые переживают инновационный подрыв, компаниям необходимо придумывать и реализовывать новые возможности.
- Формирующий. Когда условия на рынке становятся одновременно слабо прогнозируемыми и гибкими, компании начинают управлять деятельностью целых экосистем, используя их бизнес-модели.
- Обновленческий. Если жизнеспособности компании начинают угрожать скачки в спросе и предложении, изменения в законодательстве или действия конкурентов, ей следует решительно трансформировать свою бизнес-модель.
Развивайте способности, необходимые в условиях неопределенности
В крупных компаниях, как правило, слабо развиты способности к адаптации и формированию бизнес-среды, а также умения применять различные (и потенциально конфликтующие друг с другом) стратегические подходы на разных участках бизнеса. Эти способности будут становиться все более востребованными, потому что в условиях неопределенности для победы требуется нечто большее, чем привычная игра «от обороны», и каждой компании придется учиться не просто вести свой бизнес, но и перестраивать его на ходу.
Улучшайте экономический и политический IQ
Компаниям следует находить и интерпретировать закономерности в политике и макроэкономике, а также понимать их значение для бизнеса. Мы живем в эпоху, когда эти факторы могут затмить собой любые соображения конкурентного и оперативного характера. Например, наличие или отсутствие торговых договоров или снижение процентных ставок потенциально могут иметь большее влияние на бизнес, чем уменьшение затрат или усиление маркетинговой стратегии.
Инвестируйте в устойчивость
Мы должны быть готовы к любым неожиданностям и при этом уметь не просто выживать, но и пользоваться возникающими возможностями. Наша совместная работа с Симоном Левиным из Принстонского университета показала, что сложные динамические системы (биологические экосистемы, экономики и компании), способные выживать и развиваться в течение длительного времени, подчиняются шести принципам, которые, на первый взгляд, противоречат традиционным способам ведения бизнеса.
Избыточность. Компании защищены от неожиданных событий.
Диверсификация. Они умеют мыслить и действовать разнопланово. Это не просто оберегает их от резких изменений, но и составляет основу для экспериментов и обретения новых знаний.
Модульность. Они устанавливают предохранительные барьеры, которые не позволяют проблемам из одной части компании распространиться на всю организацию. Кроме того, модульность приводит к многообразию комбинаций, открывая дорогу для инноваций, и одновременно улучшает гибкость компании, благодаря меньшему размеру ее составных частей.
Адаптивность. Они обучаются и эволюционируют, пользуясь своей способностью к диверсификации перед лицом перемен.
Предусмотрительность. Они готовы к счастливым случайностям, но в то же время не забывают просчитывать свои решения и действия, исходя из самых неблагоприятных сценариев. Другими словами, они задаются вопросом: «А что если случится X?»
Погружение в среду. Компании включены в экономические, социальные и политические системы и должны поддерживать гармоничные отношения с ними. Необходимо придерживаться принципов взаимного доверия и сотрудничества, чтобы избежать санкций и отчуждения.
Впрочем, практическое применение этих правил может оказаться крайне непростой задачей, поскольку зачастую они идут вразрез со стандартным образом мыслей, свойственным управленцам. Привычная логика «извлечения максимальной прибыли в минимальные сроки» может противоречить глобальной задаче выживания и процветания корпорации в долгосрочной перспективе. Она требует внедрения более биологического, экосистемного подхода.
Пересмотрите свои цели
На это намекает вышеописанный принцип погружения в среду. Мы все чаще и чаще сталкиваемся с неожиданными событиями и непредсказуемыми результатами вроде Brexit и недавних президентских выборов. Во многом корни этих проблем лежат в крайней степени поляризации общества и усилении экономического неравенства. В результате значительная часть населения считает бизнес-лидеров частью утратившей доверие элиты, которая за все в ответе. Из-за этого есть риск ограничения способности лидеров формировать планы на будущее как для своего бизнеса, так и для общества, поэтому сейчас как никогда важно, чтобы они прикладывали как можно больше усилий, направленных на поддержание общественного доверия. Но как это сделать? Нужно пересмотреть и явным образом продемонстрировать глубинную социальную миссию бизнеса, лежащую на пересечении его идентичности и нужд общества. Чтобы смягчить усиливающееся экономическое и социальное напряжение, руководителям нужно действовать в семи направлениях, уже описанных нами после Brexit. К ним относятся такие задачи, как создание экосистем, способствующих предпринимательству, ответственный подход к технологиям, инвестиции в человеческий капитал и производительность труда.
В ближайшие недели и месяцы управленцам, избалованным стабильностью, придется улучшить свои подходы к стратегии в условиях неопределенности. Тех, кто сможет это сделать, ждет процветание в долгосрочной перспективе, независимо от того, что им готовит будущее.
Об авторе. Мартин Ривз — старший партнер Boston Consulting Group и директор Bruce Henderson Institute.