Навстречу неизвестности: что делать после победы Трампа и других непредсказуемых событий | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Навстречу неизвестности: что делать после победы Трампа и других
непредсказуемых событий

Какая стратегия соответствует непрогнозируемым изменениям в быстроменяющемся мире

Автор: Мартин Ривз

Навстречу неизвестности: что делать после победы Трампа и других непредсказуемых событий

читайте также

Чего миллениалы хотят от новой работы

Брэндон Ригони,  Эми Эдкинс

«Нам удалось доказать, что архаичная государственная компания способна меняться»

Кирилл Седов / "Ведомости",  Олег Сальманов

Вредные советчики: почему люди не хотят делиться мнением, если оно не единственное

Дженнифер Логг,  Лесли Джон,  Франческа Джино,  Хейли Бланден,  Элисон Вуд Брукс

Корыстные директора

Роджер Мартин

Неожиданная победа Дональда Трампа на президентских выборах США вызвала настоящий шквал политической аналитики, пытающейся найти ответы на два вопроса – почему и как это случилось. Как и в случае с Brexit (подробнее см. здесь), мало кто из экспертов предвидел подобное развитие событий. Но сейчас, когда итоги известны, самое время подумать, что же все это значит для бизнеса и общества и какие именно выводы следует сделать.

Лозунги и обещания, произнесенные Трампом в ходе предвыборной кампании, дают нам представление о его дальнейших намерениях. Это и снижение налогов – как для бизнеса, так и для обычных граждан, и инвестиции в инфраструктуру, и отмена «Закона о доступном здравоохранении» (Affordable Care Act), и борьба с нелегальной иммиграцией, и укрепление правоохранительных функций, и пересмотр международных торговых соглашений. Исходя из этих заявлений, можно попытаться спрогнозировать, как подобная политика отразится на налогах, торговле, спросе, рынке труда и мобильности рабочей силы. Впрочем, даже с учетом всего сказанного в ходе предвыборной кампании, многое пока еще остается неясным. Например, каким будет отношение новой администрации к науке и технологиям? Каким образом будут упразднять «Закон о доступном здравоохранении», и чем его заменят? Что конкретно подразумевает пересмотр торговых соглашений и инвестиции в инфраструктуру?

Одно можно сказать с уверенностью: ситуация в политике, макроэкономике и бизнесе еще долгое время будет оставаться весьма неопределенной, причем не только для США, но и для всего остального мира. Также можно предположить, что любые точечные прогнозы в подобных условиях заранее обречены на провал. Кроме того, мы знаем, что технический прогресс имеет привычку вносить коррективы в наши представления о грядущем. И нужно иметь в виду, что в каждой конкретной отрасли и компании эффект от новой политики будет сильно различаться по своей природе, интенсивности и скорости распространения.

Подобная непредсказуемость бросает серьезный вызов бизнесу, и справиться с ним смогут лишь те компании, которые вооружатся пятью изощренными стратегическими подходами.

Стратегия должна соответствовать рыночным условиям

Как мы уже подробно объясняли в книге «Стратегии тоже нужна стратегия», любой бизнес требует своего собственного «правильного» подхода к стратегии и ее исполнению, и выбор этот зависит от предсказуемости, гибкости и жесткости рыночной среды. Подумайте, какой из этих методов лучше всего подойдет вашей компании.

  • Классический. Традиционный подход к анализу, планированию и исполнению в рамках годичного или пятилетнего плана. Для рынков с хорошо предсказуемыми условиями, которых со временем будет все меньше и меньше.
  • Адаптивный. На непрогнозируемых рынках, число которых продолжит расти, компаниям придется прокладывать себе путь в будущее методом проб и ошибок при помощи просчитанных и контролируемых экспериментов.
  • Визионерский. В гибкой среде, характерной для зарождающихся рынков или секторов, которые переживают инновационный подрыв, компаниям необходимо придумывать и реализовывать новые возможности.
  • Формирующий. Когда условия на рынке становятся одновременно слабо прогнозируемыми и гибкими, компании начинают управлять деятельностью целых экосистем, используя их бизнес-модели.
  • Обновленческий. Если жизнеспособности компании начинают угрожать скачки в спросе и предложении, изменения в законодательстве или действия конкурентов, ей следует решительно трансформировать свою бизнес-модель.

Развивайте способности, необходимые в условиях неопределенности

В крупных компаниях, как правило, слабо развиты способности к адаптации и формированию бизнес-среды, а также умения применять различные (и потенциально конфликтующие друг с другом) стратегические подходы на разных участках бизнеса. Эти способности будут становиться все более востребованными, потому что в условиях неопределенности для победы требуется нечто большее, чем привычная игра «от обороны», и каждой компании придется учиться не просто вести свой бизнес, но и перестраивать его на ходу.

Улучшайте экономический и политический IQ

Компаниям следует находить и интерпретировать закономерности в политике и макроэкономике, а также понимать их значение для бизнеса. Мы живем в эпоху, когда эти факторы могут затмить собой любые соображения конкурентного и оперативного характера. Например, наличие или отсутствие торговых договоров или снижение процентных ставок потенциально могут иметь большее влияние на бизнес, чем уменьшение затрат или усиление маркетинговой стратегии.

Инвестируйте в устойчивость

Мы должны быть готовы к любым неожиданностям и при этом уметь не просто выживать, но и пользоваться возникающими возможностями. Наша совместная работа с Симоном Левиным из Принстонского университета показала, что сложные динамические системы (биологические экосистемы, экономики и компании), способные выживать и развиваться в течение длительного времени, подчиняются шести принципам, которые, на первый взгляд, противоречат традиционным способам ведения бизнеса.

Избыточность. Компании защищены от неожиданных событий.

Диверсификация. Они умеют мыслить и действовать разнопланово. Это не просто оберегает их от резких изменений, но и составляет основу для экспериментов и обретения новых знаний.

Модульность. Они устанавливают предохранительные барьеры, которые не позволяют проблемам из одной части компании распространиться на всю организацию. Кроме того, модульность приводит к многообразию комбинаций, открывая дорогу для инноваций, и одновременно улучшает гибкость компании, благодаря меньшему размеру ее составных частей.

Адаптивность. Они обучаются и эволюционируют, пользуясь своей способностью к диверсификации перед лицом перемен.

Предусмотрительность. Они готовы к счастливым случайностям, но в то же время не забывают просчитывать свои решения и действия, исходя из самых неблагоприятных сценариев. Другими словами, они задаются вопросом: «А что если случится X?»

Погружение в среду. Компании включены в экономические, социальные и политические системы и должны поддерживать гармоничные отношения с ними. Необходимо придерживаться принципов взаимного доверия и сотрудничества, чтобы избежать санкций и отчуждения.

Впрочем, практическое применение этих правил может оказаться крайне непростой задачей, поскольку зачастую они идут вразрез со стандартным образом мыслей, свойственным управленцам. Привычная логика «извлечения максимальной прибыли в минимальные сроки» может противоречить глобальной задаче выживания и процветания корпорации в долгосрочной перспективе. Она требует внедрения более биологического, экосистемного подхода.

Пересмотрите свои цели

На это намекает вышеописанный принцип погружения в среду. Мы все чаще и чаще сталкиваемся с неожиданными событиями и непредсказуемыми результатами вроде Brexit и недавних президентских выборов. Во многом корни этих проблем лежат в крайней степени поляризации общества и усилении экономического неравенства. В результате значительная часть населения считает бизнес-лидеров частью утратившей доверие элиты, которая за все в ответе. Из-за этого есть риск ограничения способности лидеров формировать планы на будущее как для своего бизнеса, так и для общества, поэтому сейчас как никогда важно, чтобы они прикладывали как можно больше усилий, направленных на поддержание общественного доверия. Но как это сделать? Нужно пересмотреть и явным образом продемонстрировать глубинную социальную миссию бизнеса, лежащую на пересечении его идентичности и нужд общества. Чтобы смягчить усиливающееся экономическое и социальное напряжение, руководителям нужно действовать в семи направлениях, уже описанных нами после Brexit. К ним относятся такие задачи, как создание экосистем, способствующих предпринимательству, ответственный подход к технологиям, инвестиции в человеческий капитал и производительность труда.

В ближайшие недели и месяцы управленцам, избалованным стабильностью, придется улучшить свои подходы к стратегии в условиях неопределенности. Тех, кто сможет это сделать, ждет процветание в долгосрочной перспективе, независимо от того, что им готовит будущее.

Об авторе. Мартин Ривз — старший партнер Boston Consulting Group и директор Bruce Henderson Institute.