Наращивайте стратегические мускулы | Большие Идеи

? Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Наращивайте
стратегические мускулы

Стратегически мыслящие люди воспринимают мир как сеть взаимосвязанных идей и находят возможности продвигать свои интересы, пользуясь этими пересечениями.

Автор: Лайан Дэви

читайте также

Эмоции и их последствия

Ариели Дэн

Как покончить с неудачным проектом

Скотт Энтони

Выплаты гендиректорам: взгляд инсайдера

Лафли Алан

Уроки долголетия от 89-летнего производителя молний

Себастьян ван дер Вегт ,  Тамер Кавусгил ,  Элизабет Напье

Вам уже доводилось слышать призывы мыслить «более стратегически»? Прозвучит ли это на тренинге или когда вам откажут в повышении — до чего же неприятно, когда тебе говорят, будто ты не дотягиваешь до стратега. А еще хуже, когда просишь объяснить, в каком смысле ты мог бы стать «более стратегическим», и не получаешь внятного ответа.

На самом деле стратегический подход не подразумевает принятия решений от имени всей организации или распределения корпоративного бюджета. От вас хотят одного: любое, самое незначительное решение вы должны рассматривать в перспективе общих целей организации. Например, безусловно, стратегическая задача — укрепление отношений с поставщиком, с клиентом или с тем, кто имеет отчетливое представление о ваших конкурентах. Думать стратегически можно и нужно на любой должности.

Если в вас не видят стратегического мыслителя, возможно, дело в том, что вы слишком заняты и озабочены. Какую часть своего рабочего времени вы проводите на встречах? Какой процент оставшегося от встреч времени тратите на лихорадочную проверку почты, ответы на звонки, срочную работу? Хоть сколько-нибудь остается? Гонясь за продуктивностью, вы лишаете себя времени на размышления, и тогда все решения проистекают лишь из рефлексов, а не из рефлексии. А решения на уровне рефлексов, инстинкта опасны тем, что они опираются на прежние наработки. Это было бы неплохо, живи мы в статичном мире, но наш мир очень подвижен. Отрасль, конкуренты, клиенты — все меняется с неслыханной скоростью. И поступать сейчас, как всегда, столь же рискованно (а то и рискованнее), чем пробовать новый, неиспытанный путь.

В такой ситуации чрезвычайно важно выделить время на обдумывание решения. Кто будет участвовать в осуществлении этого решения? Что понадобится? Каковы ставки? Каковы шансы на успех? Сколь велик риск? То, что на первый взгляд показалось заманчивой возможностью, может обернуться существенным риском, а то, что казалось риском, как раз и проявит себя как замечательная возможность.

Или еще одна распространенная реакция на загруженность: составить список дел, уткнуться в него и пахать. Но такое сужение перспективы ограничивает ваше стратегическое мышление. Стратегически мыслящий человек устанавливает связи между идеями, планами и людьми, а другие этих связей не замечают.

Руководитель банковского отдела подыскивал нового ИТ-вендора для операций в Карибском бассейне, и тут выяснилось, что другой отдел занят разработкой новых стандартов обслуживания клиентов. «Рефлекс» подсказал бы и дальше искать своего вендора — но таким образом была бы упущена возможность объединить системные требования и новый стандарт сервиса, а в результате получить и улучшенный протокол обслуживания клиентов, и более эффективное представление данных в режиме реального времени.

И еще раз напоминаю: отношения также принадлежат к сфере стратегии. Этот банкир попросил нового ИТ-вендора познакомить его с теми клиентами, кто уже поставил у себя его новую систему. Так он получил возможность расспросить об этом вендоре, оптимизировать отношения с ним и внести коррективы в контракт.

Стратегически мыслящие люди воспринимают мир как сеть взаимосвязанных идей и находят возможности продвигать свои интересы, пользуясь этими пересечениями.

Но даже у человека, который научился рефлексии и умеет соединять идеи и людей, остается все та же проблема: за всем не поспеешь. Возможности неисчерпаемы, а время, деньги и другие ресурсы даны нам в ограниченном количестве. Значит, нужно и должно делать выбор. В знаменитом исследовании Renaissance group подтвердилось, что неспособность сосредоточиться на ограниченном количестве вариантов действия приводит к неспособности последовательно осуществлять стратегию.

Выбор — и хороший, и плохой, что вы будете делать и от чего откажетесь — ключевой момент стратегии. Чтобы предпочесть один путь другому требуется отвага (вы действуете, рискуя впоследствии навлечь на себя критику) и уверенность, с которой вы отвергаете альтернативу (быть может, упуская хорошую возможность). В момент выбора способность мыслить стратегически подвергается окончательной проверке. Без риска тут не обойтись, но тот, кто отворачивается от выбора и в итоге разбазаривает ограниченные ресурсы на слишком большое количество разных попыток, действует гораздо опрометчивее.

В вас скорее признают стратега, если вы будете действовать и корректировать свой курс, чем если вы предпочтете топтаться на месте, ничего не делая, или же сами себе помешаете, хватаясь за все одновременно.

Чтобы проявить себя стратегом, вы не нуждаетесь в новом звании, в дополнительных рычагах контроля или финансировании: просто нужно с большей определенностью думать и действовать. Вложите время и энергию в стоящие перед вами проблемы и решения, ищите способы соединять людей и идеи, которые до сих пор оставались разрозненными, наберитесь отваги отделить то, чем вы займетесь, от того, чего делать не будете, — и ваш вклад в общую работу станет действительно стратегическим. Скоро на вас будут смотреть иными глазами, станут чаще к вам обращаться и, наверное, вы все-таки получите повышение.

Читайте по теме: