читайте также
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.
Наступления старости опасается большинство людей. Но сегодня сценарии старения, к которым мы привыкли, меняются на глазах. После достижения пенсионного возраста люди могут долго жить в полном благополучии, не теряя своего уровня развития и даже прогрессируя. О том, что такое старость и как прожить ее счастливо, рассказывает доктор психологических наук, профессор, завкафедрой возрастной психологии Московского психолого-социального университета Марина Валерьевна Ермолаева.
Старость изучают физиологи, биологи, медики. А что такое старость с точки зрения психолога?
Обычно выделяют три критерия старости: биологический, социальный и психологический. Первый характеризуется физическим угасанием человека — так называемой инволюцией. Второй — сужением круга социальных ролей, когда человек перестает активно работать и участвовать в жизни общества, выходит на пенсию и вместо «добытчика» в семье становится «иждивенцем». Наконец, психологическое старение включает в себя два фактора: «градус» интеллектуальной активности (обычно он понижается) и, что я считаю крайне важным, отношение к собственному возрасту. Последний фактор сильно влияет на все остальные виды старения.
Если человек чувствует бодрость — физическую, интеллектуальную, а также интерес к окружающей действительности и к другим людям (эмоциональную свежесть), то это существенно сдерживает процессы биологической инволюции. Тогда речь идет уже о позднем возрасте, психологически соответствующем зрелости, который может длиться до конца жизни без деградации, деменции. Это путь возможного развития, который еще называют оптимальным старением.
В современном мире человек живет все дольше. Значит, прежние шаблоны жизни в зрелом возрасте становятся неактуальными?
Конечно. До недавних пор геронтологи и геронтопсихологи считали, что старость начинается, когда человек выходит на пенсию по возрасту. Но сегодня для многих возраст — лишь основание сменить работу и заняться наконец тем, что им действительно интересно, что они любят: от спорта и преподавания до написания мемуаров и ухода за садом. Это очень важно для поддержания и развития интеллектуального и личностного потенциала.
Интересно, что в английском языке старость чаще всего определяют через понятие «aging» — буквально «прирастание в годах». В нем нет ничего инволюционного. В русском же старость однозначно ассоциируется с интеллектуальным угасанием — и никакой альтернативы этому слову нет. В России многие по-прежнему боятся думать о старости, потому что считают ее концом активной жизни. Но это не так: сегодня у человека после выхода на пенсию есть шанс прожить как минимум 15—20 лет в полном благополучии. Я называю этот период «возрастом перемен». Жизнь в старости может быть очень счастливой — просто это совсем другая жизнь. Так что на самом деле мы боимся не старости, а перемен.
От чего зависит, какая у человека будет старость? И надо ли вообще об этом задумываться?
Старость во многом зависит от ценностей человека и от траектории его жизненного пути. После того как он заканчивает школу, личностное развитие доминирует над возрастным, а оно индивидуально. Универсальной старости сегодня нет, она у каждого своя.
К старости нужно готовиться. Важно понимать, что есть жизненные кризисы — моменты выбора между прогрессом и регрессом. Если не делать этот выбор сознательно, его за нас сделает кто-нибудь другой, и обязательно неудачно. Тем, что мы знаем о себе, мы можем управлять; то, чего мы не осознаем, управляет нами. Серьезный возрастной кризис наступает, например, незадолго до выхода на пенсию. Человек еще работает, но уже понимает, что дети выросли и он им не нужен, дела его устарели, ученики его опередили, а за современными технологиями он не поспевает. Это нормально, но к этому моменту нужно быть готовым — готовым учиться у детей, учеников и не стесняться этого. Необходимо понимать, что ничего не делается раз и на всю жизнь: нельзя завоевать авторитет или научиться чему-либо и почивать на лаврах. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, получать дополнительные навыки и опыт, ведь все устаревает очень быстро. Но не всем это дается легко. Особенно сложно поспевать за переменами инженерам, математикам, рабочим — специалистам, которым требуется пространственное мышление, умение оперировать абстрактными категориями (за это отвечает невербальный интеллект, который с возрастом ослабевает). А вот деятельностью, связанной с постоянным общением, в принципе можно заниматься сколько захочется: вербальный интеллект, ответственный за взаимодействие между людьми, с годами становится только совершеннее. Но и тут перемены необходимы: глаз со временем «замыливается», и в сложной ситуации человек, как правило, реагирует стереотипно.
То есть, чтобы старость была продуктивной, счастливой, нужно учиться всю жизнь?
Да. К тому же в процессе непрерывного самообучения у человека появляются новые интересы — а это очень важно, ведь старые со временем истощаются. Кстати, многие выдающиеся деятели, ученые, эффективно трудившиеся долгое время, занимались каким-либо спортом — теннисом, плаванием, бегом, лыжами. Это придает сил, которые нужны для непрерывного самосовершенствования.
Универсальной старости нет, но есть универсальные условия: быстрый темп жизни, все на бегу. Каков сегодня оптимальный сценарий перехода в зрелый возраст?
Первая половина жизни обычно характеризуется так называемой форсированной социализацией. У человека много контактов, он совершает много действий, много перемещается — и осмыслить все это просто не успевает. Он живет одним днем, ощущает, что его жизнь «загнана» в колею, а времени остановиться, оглянуться и подумать нет. Именно поэтому, кстати, он считает пожилых людей, зачастую живущих спокойно, без суеты, представителями иного социального круга.
А потом наступает кризис середины жизни, для которого характерны несколько факторов. Во-первых, так называемое «первое дыхание старости», когда человек замечает, что изменился, здоровье ослабевает и, что ужаснее всего, оскудевает творческое начало. Во-вторых, переживания, вызванные несоответствием планов юности реальным достижениям. В-третьих, переоценка ценностей. И в-четвертых — сокращение временной перспективы: человек вдруг осознает, что впереди осталось меньше, чем позади, и этого времени не хватит, чтобы начать все сначала. Этот кризис часто провоцирует инфаркты, инсульты, активные и пассивные суициды (например, человек много пьет или покупает гоночный автомобиль и ездит на высокой скорости).
А дальше начинается новый период, время, когда человек развивается по-другому. Он продолжает социализироваться, но уже делает выбор — кем, с кем и каким быть: здоровым или больным, успешным или неудачливым, внешне привлекательным или некрасивым. И он несет за это ответственность. На этом этапе люди часто осознают, что близким они уже ничего не должны, а вот себе сильно задолжали и самое время возвращать себе эти долги. Чем острее переживается кризис середины жизни, тем более существенными достижениями он завершается.
Один из расхожих современных сюжетов: герой преодолевает препятствия и в качестве награды получает много денег и безмятежный отдых на каком-нибудь острове. Выходит, это плохой финал?
Давайте представим себе человека, который в расцвете лет живет вот так на острове. У него все прекрасно, нет суеты, не надо рано вставать, можно наблюдать закаты и рассветы, смотреть на звезды — вот оно, казалось бы, счастье. Психологи характеризуют такое состояние по-разному: как «возможность экзистенциального обзора бытия», «принятие чувства завершенности жизни», «выход из сферы долженствования». Всем этим как раз и характеризуется старость. То есть человек на острове принимает факт завершения своей жизни. Ведь старость — это нежелание напрягаться, думать, делать выбор и нести ответственность.
Получается, старость может наступить в любом возрасте?
Представьте себе человека 30—40 лет, у которого пропадает интерес к жизни. Если такое состояние длится долго, то наступает депрессия — с этого момента начинается психологическое старение. Сегодня депрессия, к сожалению, — очень распространенное явление. Человек при этом не чувствует себя плохо — он чувствует себя «никак». Смотрит на жизнь, как на глупую пьесу, которая идет на сцене, а он сидит один в зале и не может понять, почему он должен смотреть эту пьесу, в которой сам не участвует. Окружающих он воспринимает как плохих артистов. Такая депрессия — не только психологическая, но отчасти и медицинская проблема, которую нужно срочно решать.
Тем не менее депрессивные периоды неизбежны; надо понимать, что жизнь — не бесконечный праздник и без фрустрации не обойтись. Жизнь должна быть трудной — это норма. Именно это и делает ее насыщенной. Просто нужно знать, как себя вести в кризисных ситуациях, чтобы выходить из них с каким-либо приобретением.
Как вести себя в кризис и о каких приобретениях идет речь?
В первую очередь важно не останавливаться и буквально заставлять себя что-то делать. И тогда депрессия — этот вагон, который встал намертво и уже заржавел, — сдвинется: сначала закрутятся колеса, а потом незаметно для человека начнет меняться все вокруг.
При этом необходимо анализировать, что с вами происходит, пересматривать свои ценности, конкретизировать желания, пытаться представить, куда вы идете и чего хотите. Кризис помогает лучше осознать свои достоинства и недостатки, понять, что вы из себя представляете, дает возможность изменить свой путь так, чтобы жизнь приносила счастье. Это перекресток, на котором можно выбрать новую дорогу, возможность самому написать сценарий и начать его воплощать.
Главное приобретение в кризис — опыт преодоления сложных ситуаций, который очень пригодится в жизни. Он ложится в основу устойчивой самооценки, ощущения себя взрослым, самостоятельным, деятельным человеком, которому по плечу любые проблемы.
Что еще можно делать, чтобы все-таки сохранять интерес к жизни?
Прежде всего, постоянно знакомиться с чем-то новым. Сегодня, например, складывается хорошая тенденция путешествий по стране. Встречаться с новым лучше, чем лежать на пляже (что, по-моему, вредно в любом возрасте) и тем более сидеть дома. Но нужно готовиться к такой встрече, заранее искать информацию, влюбляться — в город, музей, картину, художника. И тогда подобное путешествие озарится радостью встречи с новым, появятся иные увлечения. А поездка с гидом не всегда дает такую радость.
Нужно видеть поле возможностей, уметь взвешивать варианты и обязательно из них выбирать. Я знаю много молодых людей, которые едут, например, в Москву, но увидев, что здесь много возможностей, понимают, что они не хотят ими пользоваться. На самом деле они просто не желают напрягаться. И вот она, старость — отказ от достижения цели. Ну а чтобы цель не мучила, люди предпочитают ее вообще не видеть.
Проблема еще в том, что нас со школы учат: у каждой задачи — только одно правильное решение. Но в жизни так не бывает: вариантов всегда множество — и каждый из них влечет за собой определенные потери и приобретения. Если ребенка учить искать как можно больше способов решения задач и потом выбрать из них лучший, то он вырастет креативным, у него будет активная жизненная позиция, интерес к себе, к собственному видению мира и способностям и желание их развивать.
То есть важно, чтобы человек понимал, что происходит именно с ним, а не искал в книгах, фильмах единственный правильный ответ, решение, универсальный способ жизни?
В этом суть. Чтобы понимать, какой выбор сделать, нужно рефлексировать, анализировать собственную умственную деятельность, эмоциональные процессы, оценивать качество своей жизни. У нас, увы, это не принято. Более того, «копаться в своих переживаниях» зачастую считается неприличным. В первую очередь так думают мужчины, но и женщины тоже не склонны к рефлексии. Они обычно выплескивают эмоциональные переживания без какого-либо анализа. Говорят с подружкой или с мамой по телефону: «Вот, мне плохо». А почему «плохо»? Просто «плохо» — и все. Некоторые мужчины все время пребывают в депрессии — они считают, что все кругом плохие, а остальные этого по какой-то причине не замечают. О том, почему так происходит, они не задумываются. А есть люди очень активные, которые берутся то за одно, то за другое и быстро ко всему охладевают, все бросают и ничего не доводят до конца. Они тоже ничего не анализируют.
Жизнь постоянно предъявляет нам вызовы. В молодости мы легко с ними справляемся, может быть, даже не замечаем их. Но чем дальше, тем более осознанно человек к ним подходит. От этого можно даже получать удовольствие: не умел что-то делать и научился — это же радость.
Если в пожилом возрасте человек ведет себя как юнец, значит ли это, что он молодеет душой?
В психологии есть понятие жизненного цикла. Жизнь человека делает круг, и его характер в старости принимает детские черты. Но это не более чем метафора. На самом деле это свидетельствует о начальной стадии патологического старения (сенильной деменции, или старческого слабоумия). Оно развивается двумя путями: либо по агрессивному типу, что характерно для мужчин, либо по абулически-благодушному, что чаще бывает у женщин (вспомните бабушек «божьих одуванчиков»).
Среди свидетельств того, что старость развивается по негативному сценарию, — нарастающая склонность к пассивному поведению, снижение интереса к жизни окружающих и, прежде всего, к делам детей и внуков. Все мы видели пожилых людей, сплетничающих о соседях на лавочке перед домом. Это вовсе не проявление интереса к другим, а желание чем-то заполнить свою жизнь. То же относится к просмотру сериалов и, как ни странно, бесконечной беготне по магазинам, когда главным становится сам процесс, обретающий абсолютную ценность, а не желание сэкономить. Конечно, это не безусловные предвестники скорых деменций: многое зависит от наследственности — но однозначно начало конца.
Залог душевного, физического здоровья и долголетия — востребованность. Пожилому человеку важно ощущать себя нужным: это приносит ему радость.
Почему одни люди к концу жизни довольны ею, а другие — разочарованы?
Как правило, довольны своей жизнью те, кто всегда старался быть ее автором. Кто думал и взвешивал, что ему подходит, что нет, терпел, но достигал своего. А разочарованы люди, которые свой жизненный путь рассматривали как вынужденный: тут нужно было потерпеть, там — помочь детям. То есть не они выбирали свои хлопоты, а хлопоты выбирали их. И вроде бы они прожили правильную жизнь, но не свою, а чужую.
В этом, наверное, и проявляется различие в восприятии итогов жизни: с одной стороны — как окончательное унылое угасание, а с другой — как осмысленное завершение всех начатых дел, плодотворная реализация жизненных целей и, что самое главное, передача эстафеты развития будущим поколениям. Только тогда чувствуешь, понимаешь, ради чего все это делал, и не печалишься о том, что «прожил какую-то скучную, неинтересную жизнь». Кто же виноват в этом? Обстоятельства? Потому что «все так жили, и я так жил»? Ничего подобного! Во-первых, не все так жили, во-вторых, кто тебе мешал прожить жизнь лучше?
Если посмотреть на пенсионеров в России и на иностранцев, которые в пожилом возрасте путешествуют по миру, — то разница огромная. В России старость наступает раньше?
Вы видите не всех пожилых иностранцев, а только тех, кто не потерял интереса к путешествиям. И наши пенсионеры много ездили бы, будь у них такая возможность. Так что если сравнивать количество бодрых пожилых людей, то, возможно, у нас их наберется даже больше.
Другое дело, что в России принято пренебрежительно относиться к собственному здоровью, забывать о собственных интересах. Такое отношение берет начало в семейном воспитании. Я, например, родилась в год смерти Сталина и помню, как многие родители в то время по инерции учили детей: «будь как все — легче будет жить». Нынешние пожилые люди, которым за шестьдесят, прожили большую часть жизни при советской власти. О многом тогда лучше было вообще не думать. А свои особые потребности нужно было скрывать, чтобы сохранить благополучие — социальное, ментальное, эмоциональное. В этих условиях привычка к рефлексии, глубоким размышлениям о жизни и себе вырабатывалась с трудом.
Как в России относятся к пожилым? В чем сходства и различия с другими странами?
У нас, как и в других странах, пожилых рассматривают как особую группу людей (как, к примеру, инвалидов или представителей национальных меньшинств). Члены общества проявляют к ним заботу или толерантность, равнодушие или раздражение, но, как правило, не отождествляют себя с ними. Однако это неправильно, ведь старость — это будущее каждого из нас. А для общества в целом — это не будущее, а настоящее, поскольку развитые страны (в большей степени — европейские) стремительно стареют.
В традиционных культурах Востока к пожилым всегда было уважительное отношение — таким оно и остается. На Западе в последней трети прошлого века наблюдался всплеск пренебрежения к старости, теперь — всплеск толерантности (как ко всему «иному» и «чужому»), но, по сути, это лишь две стороны одной медали: люди опасаются старости, относятся к ней как чему-то инородному. Они готовы понять, что на старость надо откладывать деньги, но создавать и накапливать с молодых лет потенциал теплых отношений в семье многим и в голову не приходит. А ведь эти отношения могут обеспечить счастливую старость. Нужно быть готовым к тому, чтобы с возрастом у всех меняются интересы, установки, принципы, оценки себя и других и в целом взгляды на жизнь.
Особенность России в том, что у нас молодые люди часто живут в одной квартире или доме со своими пожилыми родителями. При этом, в отличие от восточных стран, они зачастую не становятся одной семьей с общими целями, интересами и т. п. Иначе говоря, живут как соседи. Уверена, что за такое положение дел ответственно именно старшее поколение. Когда сын или дочь создают новую семью на родительской территории, отец и мать могут рассуждать следующим образом: если мы сможем полюбить сноху или зятя, то у нас будет два ребенка, а если нет — ни одного. Если они примут нового человека, как родного, — будет одна большая семья, и в этой семье появятся внуки, которые станут смыслом жизни пожилых людей в их поздние годы.