Жизнь без старости | Большие Идеи

? Принятие решений

Жизнь
без старости

Сегодня шаблоны жизни в зрелом возрасте меняются на глазах. Что это сулит тем, у кого старость еще впереди?

Автор: Владимир Рувинский

Жизнь без старости

читайте также

Попробуйте перейти на шестичасовой рабочий день

Перемен требуют наши акционеры

Анастасия Миткевич

Что нужно команде стартапа, чтобы добиться успеха

Ева де Мол

Чем же занимается первое лицо?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ РУВИНСКИМ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА РУВИНСКОГО ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА.

Наступления старости опасается большинство людей. Но сегодня сценарии старения, к которым мы привыкли, меняются на глазах. После достижения пенсионного возраста люди могут долго жить в полном благополучии, не теряя своего уровня развития и даже прогрессируя. О том, что такое старость и как прожить ее счастливо, рассказывает доктор психологических наук, профессор, завкафедрой возрастной психологии Московского психолого-­социального университета Марина Валерьевна Ермолаева.

Старость изучают физиологи, биологи, медики. А что такое старость с точки зрения психолога?

Обычно выделяют три критерия старости: биологический, социальный и психологический. Первый характеризуется физическим угасанием человека — так называемой инволюцией. Второй — сужением круга социальных ролей, когда человек перестает активно работать и участвовать в жизни общества, выходит на пенсию и вместо «добытчика» в семье становится «иждивенцем». Наконец, психологическое старение включает в себя два фактора: «градус» интеллектуальной активности (обычно он понижается) и, что я считаю крайне важным, отношение к собственному возрасту. Последний фактор сильно влияет на все остальные виды ста­рения.

Если человек чувствует бодрость — физическую, интеллектуальную, а также интерес к окружающей действительности и к другим людям (эмоциональную свежесть), то это существенно сдерживает процессы биологической инволюции. Тогда речь идет уже о позднем возрасте, психологически соответствующем зрелости, который может длиться до конца жизни без деградации, деменции. Это путь возможного развития, который еще называют оптимальным старением.

В современном мире человек живет все дольше. Значит, прежние шаблоны жизни в зрелом возрасте становятся неактуальными?

Конечно. До недавних пор геронтологи и геронтопсихологи считали, что старость начинается, когда человек выходит на пенсию по возрасту. Но сегодня для многих возраст — лишь основание сменить работу и заняться наконец тем, что им действительно интересно, что они любят: от спорта и преподавания до написания мемуаров и ухода за садом. Это очень важно для поддержания и развития интеллектуального и личностного потенциала.

Интересно, что в английском языке старость чаще всего определяют через понятие «aging» — буквально «прирастание в годах». В нем нет ничего инволюционного. В русском же старость однозначно ассоциируется с интеллектуальным угасанием — и никакой альтернативы этому слову нет. В России многие по-прежнему боятся думать о старости, потому что считают ее концом активной жизни. Но это не так: сегодня у человека после выхода на пенсию есть шанс прожить как минимум 15—20 лет в полном благополучии. Я называю этот период «возрастом перемен». Жизнь в старости может быть очень счастливой — просто это совсем другая жизнь. Так что на самом деле мы боимся не старости, а перемен.

От чего зависит, какая у человека будет старость? И надо ли вообще об этом задумываться?

Старость во многом зависит от ценностей человека и от траектории его жизненного пути. После того как он заканчивает школу, личностное развитие доминирует над возрастным, а оно индивидуально. Универсальной старости сегодня нет, она у каждого своя.

К старости нужно готовиться. Важно понимать, что есть жизненные кризисы — моменты выбора между прогрессом и регрессом. Если не делать этот выбор сознательно, его за нас сделает кто-нибудь другой, и обязательно неудачно. Тем, что мы знаем о себе, мы можем управлять; то, чего мы не осознаем, управляет нами. Серьезный возрастной кризис наступает, например, незадолго до выхода на пенсию. Человек еще работает, но уже понимает, что дети выросли и он им не нужен, дела его устарели, ученики его опередили, а за современными технологиями он не поспевает. Это нормально, но к этому моменту нужно быть готовым — готовым учиться у детей, учеников и не стесняться этого. Необходимо понимать, что ничего не делается раз и на всю жизнь: нельзя завоевать авторитет или научиться чему-либо и почивать на лаврах. Нужно постоянно повышать свою квалификацию, получать дополнительные навыки и опыт, ведь все устаревает очень быстро. Но не всем это дается легко. Особенно сложно поспевать за переменами инженерам, математикам, рабочим — специалистам, которым требуется пространственное мышление, умение оперировать абстрактными категориями (за это отвечает невербальный интеллект, который с возрастом ослабевает). А вот деятельностью, связанной с постоянным общением, в принципе можно заниматься сколько захочется: вербальный интеллект, ответственный за взаимодействие между людьми, с годами становится только совершеннее. Но и тут перемены необходимы: глаз со временем «замыливается», и в сложной ситуации человек, как правило, реагирует стереотипно.

То есть, чтобы старость была продуктивной, счастливой, нужно учиться всю жизнь?

Да. К тому же в процессе непрерывного самообучения у человека появляются новые интересы — а это очень важно, ведь старые со временем истощаются. Кстати, многие выдающиеся деятели, ученые, эффективно трудившиеся долгое время, занимались каким-либо спортом — теннисом, плаванием, бегом, лыжами. Это придает сил, которые нужны для непрерывного самосовершенствования.

Универсальной старости нет, но есть универсальные условия: быстрый темп жизни, все на бегу. Каков сегодня оптимальный сценарий перехода в зрелый возраст?

Первая половина жизни обычно характеризуется так называемой форсированной социализацией. У человека много контактов, он совершает много действий, много перемещается — и осмыслить все это просто не успевает. Он живет одним днем, ощущает, что его жизнь «загнана» в колею, а времени остановиться, оглянуться и подумать нет. Именно поэтому, кстати, он считает пожилых людей, зачастую живущих спокойно, без суеты, представителями иного социального круга.

А потом наступает кризис середины жизни, для которого характерны несколько факторов. Во-первых, так называемое «первое дыхание старости», когда человек замечает, что изменился, здоровье ослабевает и, что ужаснее всего, оскудевает творческое начало. Во-вторых, переживания, вызванные несоответствием планов юности реальным достижениям. В-третьих, переоценка ценностей. И в-четвертых — сокращение временной перспективы: человек вдруг осо­знает, что впереди осталось меньше, чем позади, и этого времени не хватит, чтобы начать все сначала. Этот кризис часто провоцирует инфаркты, инсульты, активные и пассивные суициды (например, человек много пьет или покупает гоночный автомобиль и ездит на высокой скорости).

А дальше начинается новый период, время, когда человек развивается по-другому. Он продолжает социализироваться, но уже делает выбор — кем, с кем и каким быть: здоровым или больным, успешным или неудачливым, внешне привлекательным или некрасивым. И он несет за это ответственность. На этом этапе люди часто осознают, что близким они уже ничего не должны, а вот себе сильно задолжали и самое время возвращать себе эти долги. Чем острее переживается кризис середины жизни, тем более существенными достижениями он завершается.

Один из расхожих современных сюжетов: герой преодолевает препятствия и в качестве награды получает много денег и безмятежный отдых на каком-нибудь острове. Выходит, это плохой финал?

Давайте представим себе человека, который в расцвете лет живет вот так на острове. У него все прекрасно, нет суеты, не надо рано вставать, можно наблюдать закаты и рассветы, смотреть на звезды — вот оно, казалось бы, счастье. Психологи характеризуют такое состояние по-разному: как «возможность экзистенциального обзора бытия», «принятие чувства завершенности жизни», «выход из сферы долженствования». Всем этим как раз и характеризуется старость. То есть человек на острове принимает факт завершения своей жизни. Ведь старость — это нежелание напрягаться, думать, делать выбор и нести ответственность.

Получается, старость может наступить в любом возрасте?

Представьте себе человека 30—40 лет, у которого пропадает интерес к жизни. Если такое состояние длится долго, то наступает депрессия — с этого момента начинается психологическое старение. Сегодня депрессия, к сожалению, — очень распространенное явление. Человек при этом не чувствует себя плохо — он чувствует себя «никак». Смотрит на жизнь, как на глупую пьесу, которая идет на сцене, а он сидит один в зале и не может понять, почему он должен смотреть эту пьесу, в которой сам не участвует. Окружающих он воспринимает как плохих артистов. Такая депрессия — не только психологическая, но отчасти и медицинская проблема, которую нужно срочно решать.

Тем не менее депрессивные периоды неизбежны; надо понимать, что жизнь — не бесконечный праздник и без фрустрации не обойтись. Жизнь должна быть трудной — это норма. Именно это и делает ее насыщенной. Просто нужно знать, как себя вести в кризисных ситуациях, чтобы выходить из них с каким-либо приобретением.

Как вести себя в кризис и о каких приобретениях идет речь?

В первую очередь важно не останавливаться и буквально заставлять себя что-то делать. И тогда депрессия — этот вагон, который встал намертво и уже заржавел, — сдвинется: сначала закрутятся колеса, а потом незаметно для человека начнет меняться все вокруг.

При этом необходимо анализировать, что с вами происходит, пересматривать свои ценности, конкретизировать желания, пытаться представить, куда вы идете и чего хотите. Кризис помогает лучше осо­знать свои достоинства и недостатки, понять, что вы из себя представляете, дает возможность изменить свой путь так, чтобы жизнь приносила счастье. Это перекресток, на котором можно выбрать новую дорогу, возможность самому написать сценарий и начать его воплощать.

Главное приобретение в кризис — опыт преодоления сложных ситуаций, который очень пригодится в жизни. Он ложится в основу устойчивой самооценки, ощущения себя взрослым, самостоятельным, деятельным человеком, которому по плечу любые проблемы.

Что еще можно делать, чтобы все-таки сохранять интерес к жизни?

Прежде всего, постоянно знакомиться с чем-то новым. Сегодня, например, складывается хорошая тенденция путешествий по стране. Встречаться с новым лучше, чем лежать на пляже (что, по-моему, вредно в любом возрасте) и тем более сидеть дома. Но нужно готовиться к такой встрече, заранее искать информацию, влюбляться — в город, музей, картину, художника. И тогда подобное путешествие озарится радостью встречи с новым, появятся иные увлечения. А поездка с гидом не всегда дает такую радость.

Нужно видеть поле возможностей, уметь взвешивать варианты и обязательно из них выбирать. Я знаю много молодых людей, которые едут, например, в Москву, но увидев, что здесь много возможностей, понимают, что они не хотят ими пользоваться. На самом деле они просто не желают напрягаться. И вот она, старость — отказ от достижения цели. Ну а чтобы цель не мучила, люди предпочитают ее вообще не видеть.

Проблема еще в том, что нас со школы учат: у каждой задачи — ­только одно правильное решение. Но в жизни так не бывает: вариантов всегда множество — и каждый из них влечет за собой определенные потери и приобретения. Если ребенка учить искать как можно больше способов решения задач и потом выбрать из них лучший, то он вырастет креативным, у него будет активная жизненная позиция, интерес к себе, к собственному видению мира и способностям и желание их развивать.

То есть важно, чтобы человек понимал, что происходит именно с ним, а не искал в книгах, фильмах единственный правильный ответ, решение, универсальный способ жизни?

В этом суть. Чтобы понимать, какой выбор сделать, нужно рефлексировать, анализировать собственную умственную деятельность, эмоциональные процессы, оценивать качество своей жизни. У нас, увы, это не принято. Более того, «копаться в своих переживаниях» зачастую считается неприличным. В первую очередь так думают мужчины, но и женщины тоже не склонны к рефлексии. Они обычно выплескивают эмоциональные переживания без какого-либо анализа. Говорят с подружкой или с мамой по телефону: «Вот, мне плохо». А почему «плохо»? Просто «плохо» — и все. Некоторые мужчины все время пребывают в депрессии — они считают, что все кругом плохие, а остальные этого по какой-то причине не замечают. О том, почему так происходит, они не задумываются. А есть люди очень активные, которые берутся то за одно, то за другое и быстро ко всему охладевают, все бросают и ничего не доводят до конца. Они тоже ничего не анализируют.

Жизнь постоянно предъявляет нам вызовы. В молодости мы легко с ними справляемся, может быть, даже не замечаем их. Но чем дальше, тем более осознанно человек к ним подходит. От этого можно даже получать удовольствие: не умел что-то делать и научился — это же радость.

Если в пожилом возрасте человек ведет себя как юнец, значит ли это, что он молодеет душой?

В психологии есть понятие жизненного цикла. Жизнь человека делает круг, и его характер в старости принимает детские черты. Но это не более чем метафора. На самом деле это свидетельствует о начальной стадии патологического старения (сенильной деменции, или старческого слабоумия). Оно развивается двумя путями: либо по агрессивному типу, что характерно для мужчин, либо по абулически-благодушному, что чаще бывает у женщин (вспомните бабушек «божьих одуванчиков»).

Среди свидетельств того, что старость развивается по негативному сценарию, — нарастающая склонность к пассивному поведению, снижение интереса к жизни окружающих и, прежде всего, к делам детей и внуков. Все мы видели пожилых людей, сплетничающих о соседях на лавочке перед домом. Это вовсе не проявление интереса к другим, а желание чем-то заполнить свою жизнь. То же относится к просмотру сериалов и, как ни странно, бесконечной беготне по магазинам, когда главным становится сам процесс, обретающий абсолютную ценность, а не желание сэкономить. Конечно, это не безусловные предвестники скорых деменций: многое зависит от наследственности — но однозначно начало конца.

Залог душевного, физического здоровья и долголетия — востребованность. Пожилому человеку важно ощущать себя нужным: это приносит ему радость.

Почему одни люди к концу жизни довольны ею, а другие — разочарованы?

Как правило, довольны своей жизнью те, кто всегда старался быть ее автором. Кто думал и взвешивал, что ему подходит, что нет, терпел, но достигал своего. А разочарованы люди, которые свой жизненный путь рассматривали как вынужденный: тут нужно было потерпеть, там — помочь детям. То есть не они выбирали свои хлопоты, а хлопоты выбирали их. И вроде бы они прожили правильную жизнь, но не свою, а чужую.

В этом, наверное, и проявляется различие в восприятии итогов жизни: с одной стороны — как окончательное унылое угасание, а с другой — как осмысленное завершение всех начатых дел, плодотворная реализация жизненных целей и, что самое главное, передача эстафеты развития будущим поколениям. Только тогда чувствуешь, понимаешь, ради чего все это делал, и не печалишься о том, что «прожил какую-то скучную, неинтересную жизнь». Кто же виноват в этом? Обстоятельства? Потому что «все так жили, и я так жил»? Ничего подобного! Во-первых, не все так жили, во-вторых, кто тебе мешал прожить жизнь лучше?

Если посмотреть на пенсионеров в России и на иностранцев, которые в пожилом возрасте путешествуют по миру, — то разница огромная. В России старость наступает раньше?

Вы видите не всех пожилых иностранцев, а только тех, кто не потерял интереса к путешествиям. И наши пенсионеры много ездили бы, будь у них такая возможность. Так что если сравнивать количество бодрых пожилых людей, то, возможно, у нас их наберется даже больше.

Другое дело, что в России принято пренебрежительно относиться к собственному здоровью, забывать о собственных интересах. Такое отношение берет начало в семейном воспитании. Я, например, родилась в год смерти Сталина и помню, как многие ­родители в то время по инерции учили детей: «будь как все — легче будет жить». Нынешние пожилые люди, которым за шестьдесят, прожили большую часть жизни при советской власти. О многом тогда лучше было вообще не думать. А свои особые потребности нужно было скрывать, чтобы сохранить благополучие — социальное, ментальное, эмоциональное. В этих условиях привычка к рефлексии, глубоким размышлениям о жизни и себе вырабатывалась с трудом.

Как в России относятся к пожилым? В чем сходства и различия с другими странами?

У нас, как и в других странах, пожилых рассматривают как особую группу людей (как, к примеру, инвалидов или представителей национальных меньшинств). Члены общества проявляют к ним заботу или толерантность, равнодушие или раздражение, но, как правило, не отождествляют себя с ними. Однако это неправильно, ведь старость — это будущее каждого из нас. А для общества в целом — это не будущее, а настоящее, поскольку развитые страны (в большей степени — европейские) стремительно стареют.

В традиционных культурах Востока к пожилым всегда было уважительное отношение — таким оно и остается. На Западе в последней трети прошлого века наблюдался всплеск пренебрежения к старости, теперь — всплеск толерантности (как ко всему «иному» и «чужому»), но, по сути, это лишь две стороны одной медали: люди опасаются старости, относятся к ней как чему-то инородному. Они готовы понять, что на старость надо ­откладывать ­деньги, но создавать и накапливать с молодых лет потенциал теплых отношений в семье многим и в голову не приходит. А ведь эти отношения могут обеспечить счастливую старость. Нужно быть готовым к тому, чтобы с возрастом у всех меняются интересы, установки, принципы, оценки себя и других и в целом взгляды на жизнь.

Особенность России в том, что у нас молодые люди часто живут в одной квартире или доме со своими пожилыми родителями. При этом, в отличие от восточных стран, они зачастую не становятся одной семьей с общими целями, интересами и т. п. Иначе говоря, живут как соседи. Уверена, что за такое положение дел ответственно именно старшее поколение. Когда сын или дочь создают новую семью на родительской территории, отец и мать могут рассуждать следующим образом: если мы сможем полюбить сноху или зятя, то у нас будет два ребенка, а если нет — ни одного. Если они примут нового человека, как родного, — будет одна большая семья, и в этой семье появятся внуки, которые станут смыслом жизни пожилых людей в их поздние годы.