Союз мудрости и воли | Большие Идеи

? Принятие решений

Союз мудрости
и воли

Средневековый пиар или консалтинг по сути своей ничем не отличались от нынешних.

Автор: Елена Евграфова

Союз мудрости и воли

читайте также

Типы подчиненных: что должен знать руководитель

Барбара Келлерман

Идеи для лидера: сильный брендинг, личность СЕО и ошибки Byju’s

Никита Щуренков

Чему не учат руководителей

Тони Шварц

Какие умные вещи (не) нужны покупателям

Уолтер Фрек

БАУДАЛИНО — «честный» проходимец и шут, а также консультант и гениальный пиарщик, служивший при императоре Фридрихе Барбароссе, известен нам по одноименному роману Умберто Эко. Этот великий писатель не только выдающийся ученый — медиевист, специалист по эстетике и семиотике, — но также истинный философ, очень мудрый и остроумный человек. В его романах нет фальши и логических проколов, поэтому они не только отличное развлечение, но и зарядка для ума. Все заядлые книгочеи ценят литературу за то наслаждение, которая она доставляет, однако, если писатель действительно хорош, нет-нет да и найдешь у него помимо удовольствия сентенции и аллюзии, которые помогают серьезно продвинуться в осмыслении чего-нибудь нового для себя или по меньшей мере упорядочить в голове то, что уже давно знаешь.

Очевидно в силу специфики своей работы, читая «Баудалино», кроме прочего я отметила, что средневековый пиар или консалтинг по сути своей ничем не отличались от нынешних. Баудалино — преданный, обладающий изворотливым умом и не стесненный рамками морали (только интересами хозяина) — идеальный архетип консультанта по пиару. Что немаловажно, он хорошо образован: Баудалино намеренно отправляют на несколько лет учиться в Париж, чтобы он набрался знаний и отточил ум чтением и размышлением над прочитанным. Ну а по возвращении ко двору он начинает давать советы императору — этому мощному, но невежественному лидеру, пусть и обладающему выдающимся природным умом. Получается прекрасный альянс поставщика знаний, житейской смекалки и мудрости в лице Баудалино и носителя твердой решимости и несгибаемой воли — Барбароссы.

В интервью, которое мы публикуем в этом номере, другой незаурядный человек и интересный ученый Джеймс Марч утверждает, что если консультант на вопрос бизнесмена «что делать?» дает прямой и конкретный ответ, то этого умника надо гнать в шею. Ученый, советник, умная книга или журнал помогают прояснить картину мира, интерпретировать события, разобраться что к чему, но вот то самое уникальное бизнес-решение, которое продвинет компанию вперед, может найти только сам лидер. Не знаю, кто был автором выражения «На вершине нет формул», — народная молва приписывает его консультантам McKinsey, но по существу это очень емкая и точная метафора. И если руководитель нанимает умного консультанта или подписывается на умный журнал, чтобы найти готовые бизнес-решения, скорее всего, он не создан для того, чтобы подняться «на вершину», ему больше подходит умеренный ландшафт — территория исполнителя. А вот если внутренней мощи хватает на то, чтобы действовать, не страхуя себя формулами, тогда очень полезно иметь под рукой источник идей, мудрости и знаний.

Впрочем, это не самое интересное высказывание профессора Марча, известного своим оригинальным умом и метафоричностью языка, о чем, кстати, говорят те понятия, которые он ввел в научный обиход: теория мусорной корзины (о принятии решений в компаниях), технология глупости, переносчики болезней (о роли консультантов) и эффект раскаленной печки (в обучении). Впрочем, на меня самое большое впечатление произвели его высказывания о доверии и дружбе, которые я полностью разделяю.