Как связаны командная креативность и инновации | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как связаны командная креативность
и инновации

Чтобы добиться максимальной креативности, учтите, что путь к инновациям не столь однозначен, как нам казалось раньше.

Автор: Роджер Шварц

Как связаны командная креативность и инновации

читайте также

Осторожно, Brexit

Игорь Корганов

Условия для конкуренции

Елена Евграфова

Научитесь фокусироваться на проблеме

Арт Маркман

Инфографика. Где сила в компании?

В большинстве аспектов данные исследований о командной работе понятны всем (даже не специалистам), из них давно сделаны соответствующие выводы и выработаны рекомендации простым управленцам. Однако по креативности и инновациям мы пока что однозначных предписаний от ученых-исследований так и не добились. Ими выявлено лишь несколько факторов, которые так или иначе напрямую воздействуют на эти аспекты, однако в более сложные связи и корреляции они только-только начинают вникать.

Исследователи творческой деятельности обычно различают креативность и готовность к инновациям, поскольку инновации требуют двух стадий — выработки новых идей и их воплощения. Креативность относят к первой стадии. И хотя мы многое знаем уже об обеих этих стадиях, пока что данных недостаточно для того, чтобы руководители могли полностью на них положиться.

Вот некоторые ключевые элементы, которые согласно всеохватывающему мета-анализу имеющихся исследований несомненно влияют на инновации:

  • Убедительное видение. Инновации активизируются, если члены команды имеют отчетливое (и разделяемое всеми) представление о целях и преданы общему делу. Наличие ясной задачи придает смысл работе и мотивирует коллектив.
  • Взаимосвязанные цели. Взаимосвязанность целей подразумевает, что члены команды могут добиться их лишь при условии успешной работы коллег. Например, в олимпийской команде гимнастов такой взаимосвязи нет, каждый побеждает в индивидуальном зачете и получает свои медали независимо от общего успеха. А вот хоккеисты в высшей степени зависят друг от друга, потому что выиграть может только вся команда целиком, а не отдельный игрок. Взаимосвязанность целей побуждает командных игроков действовать не только в личных интересах, но и с учетом интересов других членов коллектива. Такая ситуация складывается, когда лидер группы задает цели, которых можно достичь только совместными усилиями, и когда все проблемы решаются в условиях открытого диалога.
  • Поддержка инноваций. Команды оказываются более новаторскими, когда руководитель одобряет и поддерживает инициативу, ободряет тех членов коллектива, кому пока не удалось реализовать инновационные попытки, признает и награждает новые идеи и их толковое внедрение. Иными словами, лидер должен поощрять риск и не бояться поражений.
  • Ориентация на задачу. Из убедительного видения проистекает общее командное стремление к совершенству. Группы, ориентированные на решение конкретной задачи, устанавливают высокие стандарты качества и перманентно отслеживают результаты. В таких коллективах приветствуется взаимная критика.
  • Цельность команды. Каждый член группы предан общему делу и рад состоять в ней. Исследователи убедились, что это качество коллектива обеспечивает безопасную среду, где люди готовы задавать друг другу сложные вопросы и постоянно нарушать статус-кво.
  • Постоянные внутренние и внешние коммуникации. Постоянное общение между членами команды способствует обмену знаниями и идеями и опять-таки создает благоприятную среду для взаимной критики. Внешние коммуникации с теми, кто не входит в коллектив, также способствуют инновациям, поскольку позволяют учиться у других профессионалов и привносить новые знания в командную работу.
  • Читайте материал по теме: Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

    Пожалуй, ничего поразительного в этом списке вы для себя не обнаружили, однако не обольщайтесь мыслью, что вам все это давно известно: создать такие условия для работы — вот в чем главная трудность. Кроме того, некоторые факторы, влияющие на инновации, мы только-только начинаем устанавливать, и некоторые из них не столь очевидны. Вот три из них:

    • То, что способствует креативности, порой идет в ущерб инновациям и наоборот. Креативность и вторая стадия инноваций — воплощение — требуют разных навыков и различных командных систем и процессов. На стадии генерации идей требуется дивергентное мышление, исследование разных возможностей. На стадии реализации идеи требуется конвергентное мышление, использование уже наработанного. Если вы не собираетесь передавать свои разработки другим отделам, то вам понадобится команда, способная оперировать в обоих режимах и переключаться по мере надобности.
    • Разнообразие — преимущество, но в нем есть свои изъяны. Кажется очевидным, что чем разнообразнее коллектив, тем более творческий и новаторский он будет, однако результаты исследований не столь однозначны. Недавний мета-анализ показал, что культурное разнообразие повышает креативность, но также обостряет конфликты из-за ресурсов, процедур и даже из-за интерпретации тех или иных данных, а цельность команды при этом страдает. Тем не менее, на результативности это никак не сказывается. Другое исследование показало, что при умножении разнообразных функций и специальностей в команде уровень инноваций опять-таки заметно не меняется. Еще одно исследование показало: чтобы разнообразие стало для коллектива преимуществом, нужно, чтобы его члены понимали эти различия и проявляли к ним должный интерес. Само по себе культурное разнообразие не гарантирует вам ни преимуществ, ни проблем — но чтобы предотвратить конфликты и использовать преимущества, нужно понимать коллективную динамику и вовремя направлять ее в нужное русло.
    • Требуется конфликт в нужный момент. Конфликт уже рассматривался в качестве ключевого фактора креативности и инноваций, однако результаты опять-таки оказались неоднозначными. Пытаясь разгадать эту загадку авторы одного исследования, посвященного проектным группам, вывели вот какую зависимость: креативность достигает пика при умеренном уровне конфликта заданий. Однако эта зависимость наблюдается только на ранних этапах жизни коллектива, позднее конфликт уже не связан с креативностью. Итак, ваша задача и задача вашей команды: добиться перманентного продуктивного уровня конфликта.

    Читайте материал по теме: Как запустить двигатель инноваций за 90 дней

    Возможные пути коллективных инноваций мы еще только нащупываем. Многое нам известно, но гораздо больше еще только предстоит понять. Главное пока: чтобы добиться максимальной креативности, учтите, что путь к инновациям не столь однозначен, как нам казалось раньше.

    * принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена