5 шагов в кризис, которые сделают вас сильнее | Большие Идеи

? Операционное управление

5 шагов в кризис, которые сделают
вас сильнее

Стимулируйте команду устанавливать четкие правила взаимодействия и совместного принятия решений.

Автор: Наталия Васина

5 шагов в кризис, которые сделают вас сильнее

читайте также

Как помочь сотрудникам справиться с синдромом выученной беспомощности

Мария Кармин

Принципы успешности мегапроектов

Фливбьерг Бент

Пять принципов управления распределенной командой

Андрей Мовчан

Пусть ваша команда тратит время на нужное дело

Рон Ашкеназ

Как сохранить позиции компании на рынке и преумножить ее успех, используя кризис как возможность для прорыва? Такая постановка вопроса кажется чем-то нереальным. Но, как показала практика, это вполне себе возможно. Одним из самых ярких примеров моего бизнес-опыта (и какое это было чудесное время!) — работа в корпорации Вимм-Билль-Данн с 2006 по 2010 год.

В течение всего своего 23-летнего карьерного марафона в крупных иностранных компаниях, особенно в условиях жестких сокращений людей и бюджетов, я не раз сталкивалась с ситуациями, которые меня удивляли и заставляли сомневаться в мудрости моего непосредственного начальника. Например, ваш босс ставит вам задачу, которая полностью противоречит предыдущей, или настаивает на том, чтобы вы взяли под свою ответственность фронт работ, который не в состоянии поднять предназначенная для этого отдельная команда, или когда вас просят потушить пожар, который возник из-за плохой коммуникации других отделов и т. п.

Я воочию убедилась в том, что все перечисленные мною выше ситуации (и не только они) могут уйти в небытие, и все в организации может работать иначе! Иначе — это когда во время кризиса вы эффективно взаимодействуете со всеми отделами компании, когда все сотрудники достигают вместе общей и всем понятной цели, когда коллегиально и заранее отрабатываются все возможные риски и никто не тратит время на тушение внезапных пожаров, когда у вас есть ответственность за принятие решений. Иными словами, все, что вы делаете, приводит к фантастическому результату — и бизнес показывает рост всех показателей сразу: и в кризис, и после него на протяжении длительного промежутка времени. Это выглядит как нереальная картинка, но это возможно.

Сейчас, занимаясь коуч-практикой, могу с уверенностью сказать, что мой руководитель в Вимм-Билль-Данн был не только талантливым стратегом и хорошо владел навыками коучинга, но и использовал их по максимуму. Именно применение этих инструментов помогло ему наладить не только превосходное взаимодействие внутри менеджерской команды, процессы и контроль в компании, но еще и невероятно сплотить коллектив. И не поверите: делал он все это нашими же руками, и мы сами этого хотели!

Маршалл Голдсмит дает прекрасное определение сути лидерства в своем блоге «В чем заключается суть лидерства?», так как именно команда делает лидера сильнее, а не наоборот.

Читайте материал по теме: Кому нельзя доверять управление компанией?

Что же он использовал? Прежде всего, он очень эффективно балансировал между директивным управлением и холократией, четко установив правила игры. Он доверял, и это было результатом прекрасно выстроенных совместно с нами бизнес-процессов с понятной и очень простой системой контроля. Он не занимался микроменеджментом, он доверял и давал нам возможность быть авторами как наших решений, так и действий, но при этом мы всегда знали, что он держит все процессы под контролем и вмешается тогда, когда это будет действительно необходимо. Он регулярно собирал обратную связь, причем в очень простой и незамысловатой форме — каждые 3—4 месяца и открыто делился полученными данными с нами. В общем, тоже работал над собой. Простота всей этой конструкции поражала своей невероятной эффективностью. В итоге, когда бушевал кризис 2008—2009 годов, мы не теряли, а наращивали долю и к 2010 году стали самой быстрорастущей компанией в сегменте. Я определила пять ключевых шагов, с которых надо начать, когда вы хотите стать сильным лидером в период кризиса.

Оцените обстановку. Начните с себя. Чтобы корректно осознать сложившуюся ситуацию и строить отношения на доверии, наладьте со своими прямыми подчиненными обратную связь. Это требует мужества и желания меняться. И подобный шаг невероятно отрезвляет, поверьте! Три простых вопроса, которые вы будете задавать своим подчиненным раз в три месяца, дадут вам взгляд со стороны на самые важные аспекты работы:

  • Что мне продолжать делать?
  • Что мне стоит прекратить?
  • Что мне начать делать?

Пусть сотрудники ответят на них анонимно, не пытайтесь угадывать, кто и что про вас думает. Важно понять, что для них наиболее ценно в работе с вами и что они считают необходимым изменить как можно скорее. Тогда вы сможете начать давать им то, что необходимо именно в вашей ситуации. Не бойтесь открыто признавать ошибки, но оставьте за собой право не быть хорошим для всех и вся. Руководителю невозможно нравиться всем, так как у разных людей разные мотивы. Но если более 20% отметили одно и то же — для вас это серьезный сигнал для действий и изменений.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

Я согласна с мнением Джима Уайтхерста, что подлинный лидер должен признавать свои ошибки, так как неоценимо важно открыто объяснять причины своих действий команде и конструктивно принимать обратную связь.

Проверьте, насколько эффективны действующие процессы. Проанализируйте имеющиеся в вашей организации процессы и контроль. Важно создать для людей такие условия работы, которые помогут им использовать их навыки и знания, повысят энтузиазм и эффективность каждого из членов коллектива. Даже самые талантливые специалисты не смогут хорошо и качественно работать, если бизнес-процессы и системы контроля не поддерживают сам процесс работы и умения ваших сотрудников.

Упростите систему принятия решений. Разберитесь в сферах влияния на принятие решений. Конечно, у вас, как у руководителя, прерогатива принятия решений, но часто в компаниях есть люди, которые как серые кардиналы имеют сильное желание внести свою лепту в те или иные процессы. И косвенными действиями такие субъекты влияют на принятие решений или же их исполнение. Важно выстроить процесс принятия решений так, чтобы никто не вставлял палки в колеса.

Создайте четкие правила игры. Стимулируйте команду устанавливать четкие правила взаимодействия и совместного принятия решений. Причем не нужно самому придумывать инструкции, модерируйте и задавайте больше вопросов своим подчиненным, заставляйте их думать и брать на себя ответственность. Создавайте правила вместе с вашими людьми. И обязательно им следуйте.

Читайте материал по теме: Иерархия и Сеть: две структуры, одна организация

Выстраивайте договоренности. Регулярно переводите свои ожидания в понятные и очерченные во времени договоренности. Не думайте, что ваша команда знает, понимает и разделяет ваши ожидания, так как они всего-навсего ваши же не озвученные желания.

Эти шаги потребуют не только мужества, но и терпения, так как любое новшество требует времени на понимание и привыкание. Многие топ-менеджеры невероятно загружены, но выделить несколько часов для того, чтобы помочь построить ваше успешное будущее, всегда можно. И искусно задаваемые вопросы стимулируют ваших людей думать, использовать полученные ранее знания, включать мозги, и при наличии самодисциплины это дает фантастический результат и долгосрочный эффект.

И тогда кризис перестанет быть для вас очередной проблемой, которую надо переживать снова и снова в условиях постоянно ограниченных ресурсов. Кризис станет для вас интересной работой, которую вы будете делать качественно и с удовольствием плечом к плечу со своими людьми.

Читайте по теме: