5 cоветов, как не привести себя и свою компанию к краху | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

5 cоветов, как не привести себя и свою компанию
к краху

Скромность — качество, которое помогает не довести все до точки кипения.

Автор: Розабет Мосс Кантер

5 cоветов, как не привести себя и свою компанию к краху

читайте также

Победы и беды «ВИМ-авиа»

Олег Пантелеев

Четыре способа неправильно извиниться и сделать только хуже

Энди Молински

Лекарство для тех, кто не хочет идти на работу

Патрик Ленсиони

Как говорить с сотрудником, который не справляется со своей работой

Сабина Наваз

Когда кругом все нестабильно, трудно отражать еще и нападки со стороны внешнего мира. Но чаще всего люди сами становятся виновниками своих несчастий и еще больше усугубляют проблему. Не разрушайте все своими собственными руками. Просто прочитайте наши советы и узнайте, что не нужно делать.

Не пытайтесь откусить самый большой кусок пирога. Любой руководитель нарвется на неприятности, если его дела будут идти слишком хорошо, в то время как все остальные находятся в тяжелом положении. Не стоит, например, задирать цены на товары в пик безработицы, чтобы подзаработать даже при низком уровне продаж. McDonald’s увеличил цену на 3% в начале 2012 года и к третьему кварталу того года они получили первый реальный убыток от продажи своей еды за 9 лет. Менеджера, ответственного за такую стратегию, быстро сменили на этом посту.

В обанкротившейся компании Hostess Brands булочники отказались пойти на уступки (хотя водители согласились с предложенными условиями), что привело бизнес к краху, поставив под угрозу рабочие места для 18 тысяч сотрудников. Стараясь выжать из бизнеса последнее, союз пекарей мог потерять все.

Такое часто случается и с начальниками. Один топ-менеджер, работающий в ритейле, требовал повышения в период рецессии лишь потому, что считал себя незаменимым. CEO, урезавшая зарплату в том числе и себе самой, взяла и подписала приказ о его увольнении. Жадность только усугубляет ситуацию.

Читайте материал по теме: Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан Холлоуэй незаменима

Перестаньте злиться. Злость и чувство вины — самые разрушительные эмоции. После выборов в Штатах проигравший кандидат Митт Ромни не смог достойно принять свое поражение, обвинив конкурентов в том, что они слишком уж потратились на «подарки», фактически «купив» тем самым голоса молодежи, женщин, афро- и латиноамериканцев для президента Обамы. Потерять президентское кресло, конечно, обидно, но Ромни своими руками разрушил и свои будущие победы, оставив привкус горечи от собственного участия на выборах. Победителей не судят, господа.

Злость — чувство, которое может оказаться смертельным ядом для любого бизнеса. Спустя годы после трагического взрыва на нефтяной платформе в Мексиканском заливе в апреле 2010 года, в котором погибло 11 человек, о BP снова заговорили в новостях: на компанию наложили рекордный штраф и предъявили обвинения. Бывший гендиректор Тони Хейворд сам загнал себя в ловушку и нанес урон компании в глазах общественности, делая едкие заявления о том, как все было нечестно.

Слова, сказанные в гневе, оставляют след надолго. Сотрудник другой фирмы, выбросивший в припадке ярости отвергнутое коммерческое предложение, был удивлен, когда ему припомнили этот эпизод два года спустя, намекнув, что такой поступок затмевает многие его достижения. В процессе реорганизации он стал первым, кого уволили.

Читайте материал по теме: Три принципа успешного управления проектами

Оставайтесь верны выбранной линии. Порой неуклонный спад происходит несколько медленнее из-за восприятия ключевых достоинств как чего-то само собой разумеющегося в поисках лучшей альтернативы на стороне. Не могу утверждать, что что-то подобное происходит с Google, компанией, которой я восхищаюсь, но я уже предвижу кое-какие трудности, с которыми они могут столкнуться: компания запустила машины с автопилотом, что по сути тесно связано с их основным продуктом — картами с функцией поиска. Однако стоит ли Google увеличивать продуктовую линейку, изобретая новые технологичные приборы, поддерживая сети для общения, создавая оптоволоконные сети и сети мобильной связи? Так можно «отойти» от развития и поддержания основного продукта. Вероятно, Google лучше сконцентрироваться на улучшении своего поискового механизма.

Попытки стать кем-то другим, в то время как вас ценят за ваши личные качества, можно считать разрушительной стратегией поведения. Профессионалы меня поймут: не кидайтесь осваивать новые отрасли в ущерб тем, на которых вы заработали свою репутацию, забывая поддерживать их на уровне последних научных достижений. Люди зачастую могут быть пойманы на середине пути — не добившись еще заметных результатов в новой сфере, которые позволили бы им конкурировать с другими, они уже утратили свои позиции в том, в чем были сильны изначально.

Добавляйте новое, но не избавляйтесь от старого. Сходной формой саморазрушительного поведения является усложнение. Именно так через добавление нового без извлечения старого и отжившего засоряются туалеты, разрастается бюрократия и волокита, объемы работы выходят из-под контроля, государственные бюджеты уходят в дефицит, а люди жиреют. Требуется дисциплина, чтобы отказываться от лишнего и консолидировать имеющиеся элементы в систему после внедрения каждого нового аспекта. Очень часто нам не хватает такой дисциплины.

Читайте материал по теме: Компании Sears не впервой оправляться от поражений

Одна технологическая компания занималась поглощениями без интеграции в систему, что, конечно, нравилось приобретаемым стартапам. Однако в результате у нее было 17 воюющих между собой групп по инновациям и развитию и худшие показатели по инновационности в рамках своей индустрии. Банкротство не заставило себя ждать. Выращивать растения, не подрезая веточек, плохо как для садоводства, так и для бизнеса.

Не надо думать, что вам удастся выйти сухим из воды. Что бы «это» ни было — ложь, обман, коррупция или поедание лишних ломтиков шоколада, — ваши промахи не могут долго оставаться в тайне в нашу эру информационных технологий. Думать иначе — заблуждение. Ошибка в чем-то обязательно вскроется — в ходе обычной проверки, в рамках не связанных с вашей деятельностью расследованиях спецслужб, на фотографиях, сделанных незнакомыми людьми на их смартфоны, или просто на весах в ванной комнате. В качестве самых вопиющих примеров самоубийственного поведения можно вспомнить огромное количество по-своему умных политиков, военачальников и директоров компаний, думающих не головой, а органом, расположенным ниже пояса, подставляя тем самым под удар корпорации, государства и собственную карьеру.

К счастью, существует лекарство от поведения, направленного на саморазрушение: просто учитесь справляться с собой.

Скромность — качество, которое помогает не довести все до точки кипения. Желание служить другим, акцент на ценностях и целях, чувство ответственности за последствия в долгосрочной перспективе, а также осознание достоинств и недостатков поможет вам избежать этих ловушек. Корпорации Google удалось добиться невероятного успеха, однако это не означает, что она будет преуспевать во всем. У союза пекарей, который довел компанию Hostess до банкротства, была солидарность, но, возможно, им тоже пришлось пройти через унижения.

Читайте по теме: