Погоня за быстрой прибылью: кто виноват? | Большие Идеи

? Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Погоня за быстрой прибылью:
кто виноват?

Инвесторов, зацикленных на квартальных прибылях, привлекают ориентированные на краткосрочную перспективу руководители.

Авторы: Броше Франсуа , Джордж Серафейм , Лумиоти Мария

Погоня за быстрой прибылью: кто виноват?

читайте также

7 июня 2016 года журнал «Harvard Business Review — Россия» провел очередной бизнес-завтрак, посвященный цифровой трансформации бизнеса.

Распределяй и властвуй: что изменит мир к лучшему

Джули Баттилана,  Тициана Кашаро

Неуклюжая критика: ценный подарок в плохой упаковке

Роджер Шварц

Путеводитель по будущему

Марина Иванющенкова

Руководители компаний часто жалуются, что инвесторы не думают ни о чем, кроме сиюминутной рентабельности, и что, мол, из-за этого приходится действовать вопреки долгосрочным интересам фирмы. Однако проведенное нами исследование показало, что дело обстоит не совсем так: оказывается, это инвесторов, зацикленных на квартальных прибылях, привлекают ориентированные на краткосрочную перспективу руководители.

Чтобы понять, какова бизнес-ориентация топ-менеджеров, мы проанализировали стенограммы 70 042 телеконференций, проведенных в период с 2002 по 2008 год 3613 фирмами. Обсуждались экономические вопросы. Мы подсчитали слова и выражения, указывающие на краткосрочную перспективу («следующий квартал» или «вторая половина текущего года») и на долгосрочные планы (например, «несколько лет» или «в будущем»). Дабы убедиться, что этот параметр стабилен, мы ранжировали компании по признаку краткосрочной/долгосрочной ориентации по данным за 2002 год и за последующие. Сравнение показало, что более 80% компаний на протяжении всех лет оставались в своем квартиле.

Чтобы проверить, можно ли использовать индекс ключевых слов в качестве показателя управленческого менталитета, мы решили посмотреть, насколько плотно компании, употребляющие «краткосрочную» лексику, занимаются управлением доходами (бесспорный признак того, что менеджмент и компания нацелены на сиюминутный финансовый результат). И действительно, оказалось, что эти компании более склонны манипулировать своими доходами, нежели другие: у них выше абсолютные дискреционные начисления, зачастую очень низкие или лишь чуть-чуть превосходящие прог­нозы доходов, они чаще урезают бюджет на научные исследования и разработки.

Когда мы проанализировали состав акционеров таких компаний, то обнаружилось, что в нем гораздо больше «проходных», чем отличающихся постоянством инвесторов. С нами могут поспорить, что это причина, а вовсе не следствие краткосрочного курса. Однако, изучив характеристики советов директоров, которые, как правило, задают временные горизонты компаниям, а не инвесторам, мы пришли к выводу, что инвесторы выбирают для сотрудничества компании, близкие им по менталитету.

Исследование подтвердило распространенное мнение, что краткосрочная ориентация чревата финансовыми потерями. У приверженцев коротких позиций акции волатильнее, чем в среднем по рынку, а стоимость заемного капитала на 0,42% выше.

Несмотря на то, что этому вопросу в последние годы уделяется большое внимание, многие его аспекты не изучены. Критики утверждают, что нацеленность на сиюминутный результат — помеха для инноваций, но эмпирические данные по этому поводу отсутствуют. Не знаем мы и насколько провоцируют «болезнь» разные источники финансирования.

Одно мы знаем наверняка: склонность к краткосрочной финансовой перспективе можно преодолеть, если руководители научатся подавать правильные сигналы рынку, ведь тон задают именно они. Язык, с помощью которого компания общается с инвесторами, довольно точно отражает ее стратегию.

Успех создает иллюзию всеобщего одобрения

Студенты, уверенные в своем положении, видят среди группы преподавателей, проверяющих их письменные контрольные работы, на 19% больше улыбающихся лиц, чем их однокурсники. Но на самом деле им показали одну и ту же фотографию.

И еще: успешным казалось, что им громче аплодируют. «Людям с высоким статусом социум кажется дружелюбным», — заметили исследователи Натан Петит (Nathan C. Pettit) из Университета штата Нью-Йорк и Ниро Сиванатан (Niro Sivanathan) из Лондонской бизнес-школы.