Бюрократия вредна для здоровья сотрудников | Большие Идеи

? Корпоративный опыт

Бюрократия вредна для здоровья
сотрудников

Смягчить негативный эффект могут усилия лидеров, направленные на развитие культуры поддержки, инноваций и вовлеченности

Автор: Редакция «Больших идей»

Бюрократия вредна для здоровья сотрудников
Фото: Tock Chicago

читайте также

Facebook меняет правила игры: что будет с вашими данными?

Дипаян Гош

«Нет слов»: что делать, если вы теряетесь во время публичного выступления

Сабина Наваз

Добро пожаловать в корпорацию «Перспективный сотрудник»!

Атака хакеров: как пропадают миллиарды

Владимир Рувинский

Бюрократический подход к организации работы — один из самых распространенных, особенно в государственных структурах, крупных корпорациях и компаниях с многоступенчатой иерархией. Его ценят за формализованность процедур, стабильность и предсказуемость.Однако все чаще ученые обращают внимание на негативные последствия такого подхода. В 2024 году Самех Абдельхай, доктор философии в области лидерства и управления человеческими ресурсами Университета Умм-Аль-Кувейн (ОАЭ), проанализировал, как бюрократическое управление отражается на здоровье работников.

Эмоциональное истощение как посредник, лидерство как умеренное противоядие

Самех Абдельхай не первый исследователь, задавшийся вопросом о том, приводит ли бюрократический стиль управления к ухудшению состояния сотрудников. Но у его работы есть несколько значимых отличий. Во-первых, он перенес фокус с психологического здоровья на физическое. Во-вторых, решил прояснить механизм влияния бюрократической среды. В-третьих, предложил инструмент смягчения последствий для тех случаев, где смена стиля управления невозможна или рискует затянуться.

Его гипотезы выглядели так:

  • бюрократический стиль управления негативно влияет на физическое здоровье сотрудников;

  • путь к проблемам со здоровьем в этом случае лежит через эмоциональное истощение;

  • снизить негативные последствия могут поддерживающие лидеры и руководители.

Требования, ресурсы и полезное лидерство

Теоретической основой для исследования стала модель JD-R (Job Demands-Resources), или модель требований и ресурсов работы. Согласно этой модели, в любой компании существуют как требования к сотрудникам, так и ресурсы, которые помогают их удовлетворить. Проблемы начинаются, когда требований слишком много, а поддержки — слишком мало. В таких условиях сотрудники постоянно ощущают давление, испытывают стресс и перегрузки и постепенно теряют продуктивность.

Опираясь на предыдущие исследования, Абдельхай предположил, что источник дисбаланса между требованиями и ресурсами — бюрократический стиль управления, жесткая иерархия, избыточная регламентация и низкая ценность индивидуального вклада сотрудника. Такая среда нередко приводит к хроническому стрессу, ощущению беспомощности и бесполезности собственных усилий. В качестве компенсаторного механизма ученый предлагает использовать концепцию инновационного ролевого моделирования (Innovative Role Modelling или IRM). Этот подход к работе с командой основывается на способности лидеров или менеджеров вдохновлять сотрудников на инновационное поведение, развивать креативность и адаптивность в жестких организационных рамках. Иначе говоря, лидер становится буфером между сотрудниками и требованиями бюрократии.

Данные и метод

Для того чтобы проверить гипотезы, Абдельхай разработал структурированный опросник и разослал его потенциальным участникам исследования. Ключевой критерий отбора респондентов — занятость в тех сферах, где преобладает бюрократический стиль руководства. Из 700 респондентов заполненные анкеты выслали 365 человек, 15 пришлось отсеять из-за неполных ответов, остальные стали материалом для исследования.

Анкета выглядит как набор утверждений, они сгруппированы в тематические блоки, каждый из которых посвящен ключевому понятию исследования. Например, в блоке об эмоциональном истощении встречались формулировки вроде «Я чувствую себя истощенным после работы» или «У меня нет сил справляться с задачами». Заполняя анкету, участники должны были выразить степень своего согласия (например, от 1 — «совершенно не согласен» до 5 — «полностью согласен»).

Для анализа данных исследователь использовал метод структурного моделирования (PLS-SEM). Этот метод используют для того, чтобы выявить косвенные взаимосвязи между переменными и их опосредованное влияние друг на друга. Например, если нужно понять, как бюрократический стиль управления влияет на физическое здоровье — напрямую или через эмоциональное истощение — и может ли лидерское поведение смягчить этот эффект. Также PLS-SEM важен для работы с абстрактными понятиями вроде «стресса» или «поддерживающего лидерства», которые нельзя измерить напрямую, но можно оценить на основе косвенной информации. В данном случае — на основе ответов на вопросы анкеты.

После того как Абдельхай обработал анкеты, ключевые понятия исследования — бюрократический стиль, эмоциональное истощение, физическое здоровье, инновационное ролевое моделирование — превратились в переменные. Затем он построил математическую модель и задал предполагаемые связи между переменными, то есть выразил гипотезы в виде уравнений.

Результаты

Все гипотезы подтвердились.

  1. Бюрократический стиль управления действительно негативно влияет на физическое здоровье сотрудников. Жесткие иерархические структуры предъявляют высокие требования к работе при неадекватных ресурсах, что приводит к ухудшению физического здоровья, в частности к усталости, гипертонии, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, хроническим болям, сердечно-сосудистым заболеваниям, нарушениям сна.

  2. Хронический стресс опосредованно влияет на физическое здоровье. Бюрократический стиль управления разрушает здоровье не напрямую, а провоцируя эмоциональное истощение. Следовательно, решить проблему эмоционального истощения — значит смягчить ее последствия.

  3. Использование инновационной ролевой модели руководителями и лидерами — один из способов ослабить стресс, а значит, смягчить последствия для физического здоровья и повысить жизнестойкость.

Говоря о результатах, исследователь обращает внимание на существенные ограничения. Во-первых, люди могли отвечать социально приемлемым образом и быть субъективны. Анонимное анкетирование, стандартизированные вопросы и проверенные шкалы лишь отчасти смягчают эту проблему. Для подтверждения и уточнения результатов могут быть полезны исследования на основе других данных — таких, как медицинские карты или физические показатели.

Во-вторых, чтобы убедительно говорить о вреде бюрократического стиля управления для физического здоровья, исследователи должны сравнить его с другими стилями. Это поможет оценить не только уровень риска, но и выявить практики, которые могут смягчать негативные эффекты. По этой же причине интересны отношения и управленческие процессы в небюрократических или гибридных структурах.

Что на практике

Исследование прямо указывает: бюрократический стиль вреден для здоровья. Однако здоровье сотрудников редко становится достаточным аргументом для пересмотра управленческой структуры и отказа от бюрократического стиля. Как быть, если руководство не готово к кардинальным изменениям или они попросту невозможны?

1. Помнить, что благополучие коллектива — это еще и стратегический ресурс компании. Хронический стресс как последствие работы в жестких иерархических структурах приводит не только к конкретной гипертонии или вполне определенному инфаркту, но и к общему снижению продуктивности, текучести кадров, затратам на больничные и снижению инновационного потенциала команды.

2. Снижать уровень требований, приводящих к стрессу. Даже в жестких структурах можно создавать островки автономии — вводить гибкий график, поощрять предложения по улучшению, формировать проектные команды и привлекать сотрудников к принятию решений.

3. Одновременно со снижением требований увеличивать количество ресурсов — скажем, доступ к поддерживающим руководителям, ресурсам психического здоровья и программам обучения.

4. Не только поддерживать восстановление, но и предупреждать эмоциональное истощение. На это могут работать тренинги осознанности, программы помощи сотрудникам и регулярные перерывы. Это повлияет как на здоровье, так и на общую эффективность организации за счет сокращения числа прогулов и расходов на здравоохранение.

5. Развивать инновационное ролевое моделирование (IRM) — стиль лидерства и руководства, вдохновляющий и поддерживающий сотрудников. Помогут программы развития лидерских качеств, где особое внимание уделяется навыкам противостояния стрессу и развитию инновационного и поддерживающего поведения. Если руководитель демонстрирует гибкость, пробует новое, ищет обходные пути, поддерживает и поощряет, сотрудники менее восприимчивы к бюрократическому давлению, чувствуют себя спокойнее и увереннее.