Рацпредложения: участвуют все | Большие Идеи

? Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Рацпредложения:
участвуют все

Если компании будут поощрять рационализаторские таланты своих сотрудников, у них всегда будет запас свежих интересных идей.

Авторы: Барри Нейлбафф , Эйрес Ян

Рацпредложения: участвуют все

читайте также

Человек столетия

Митио Каку

Крысы порой умнее людей

Бизнес и личность

Татьяна Визель

Комплекс полноценности

Коротов Константин

Если компании нужны свежие идеи, она может открыть «ящик для рацпредложений». Мысль неплохая, но вдруг предложений окажется слишком много? Что тогда делать? Отвечать на каждую заявку слишком накладно, особенно если для их оценки привлекать квалифицированных экспертов. Если из десяти идей одна окажется действительно стоящей, это можно считать удачей для менеджеров. Но как быть с сотрудниками, чьи предложения не прошли? Они падают духом и не понимают, почему именно их идеи были отвергнуты и в чем заключались их недоработки.

Но привлекать экспертов не обязательно. Почему бы вместо этого не воспользоваться опытом разработчиков программ с открытым кодом и не превратить всех сотрудников в критиков и соавторов рацпредложений? Многие университеты и компании вроде Telcordia и Biosense/Webster так и поступили: они создали в своих сетях «открытые ящики» для предложений и пригласили участвовать в рационализаторском движении весь персонал. Сотрудники могут оценивать, комментировать и совершенствовать идеи своих коллег. Появился рейтинг идей, и руководство легко выявляет самые перспективные. Теперь гораздо лучше чувствуют себя и авторы отвергнутых заявок: видя отзывы сослуживцев, они понимают, что к их предложению отнеслись серьезно.

Такая модель может заработать только при активном участии энтузиастов — самих новаторов и их конструктивных критиков. К счастью, с этим трудностей обычно не возникает. В общее дело быстро включается множество людей, которым нравится решать проблемы и делиться своими открытиями с другими. Активные участники могут прославиться как своими блестящими идеями,

так и комментариями или способностью превратить невнятную идею в настоящий шедевр. Разумеется, многие рационализаторские предложения не предназначены для посторонних, а значит, работать с корпоративным «ящиком рацпредложений» должны только сотрудники компании.

Примеры коллективной работы с рацпредложениями и изобретениями можно найти в Интернете, например на сайте whynot.net. Этот сайт, открытый для всеобщего доступа, разработан на базе того же программного обеспечения, что используется на внутрикорпоративных порталах некоторых компаний. Здесь можно наблюдать, как идеи дорабатываются и совершенствуются в ходе дискуссии. В частности, когда один из участников предложил повышать яркость стоп-сигнала при торможении автомобиля, на сайте whynot появились десятки дополнений по усовершенствованию. Может, сделать так, чтобы «стопики» меняли цвет? Или ярко мигали? А что, если оснастить автомобиль звуковым сигналом, обращенным назад?

Еще один любопытный пример коллективной работы над рацпредложениями — сайт halfbakery.com. Здесь на обсуждение выставляется огромное количество забавных идей на всевозможные темы. Можно порекомендовать и другие онлайновые сообщества изобретателей и рационализаторов, например, globalideasbank.org, thinkcycle.org, creativitypool.com, premisespremises.com и shouldexist.org.

Многие компании благодаря такой схеме нашли остроумные и эффективные решения, например, ввели централизованную систему резервирования переговорных комнат, создали внутрикорпоративные курсы по ежемесячным финансовым отчетам и т.п.

Вряд ли есть схема взаимодействия сообщества рационализаторов, удобная для всех: в каждом случае она будет зависеть от особенностей организации. На сайте Йельского университета в разделе «Неполадки» можно сообщить о недостатках в работе учебного заведения. Руководство откликается на замечания — либо устраняет недоработки, либо объясняет, почему не может согласиться с замечанием. Есть также раздел «Нерешенные проблемы». В любом ящике, открытом для обсуждения, должны обязательно присутствовать два раздела: «Реализованные идеи» и «Идеи в процессе реализации». Таким образом руководители показывают, что портал — настоящий инкубатор идей, а не очередная черная дыра.