Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель? | Большие Идеи

? Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мигрень — это серьезно. Чем может
помочь работодатель?

Три подхода к проблеме мигрени, которые помогут и работникам, и компаниям

Автор: Оливия Бегассе де Даэм

Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель?
Ricardo Tom?s

читайте также

Сюжет для небольшого рассказа

Ибарра Эрминия,  Лайнбэк Кент

«Не важно, кто мы, прежде всего мы люди»

Ая Макарова

Как управлять дизайн-мыслителями

Кристиан Басон,  Роберт Остин

Нелегкое это дело — критиковать подчиненных

Манзони Жан-Франсуа

Многие считают мигрень просто очень сильной головной болью. Однако в реальности мигрень — это хроническое заболевание, симптомы которого приносят гораздо больше ущерба здоровью, чем обычная головная боль. Приступы мигрени зачастую сопровождаются интенсивной болью, затруднениями в мышлении, ухудшением зрения, головокружением, тошнотой, повышенной чувствительностью к свету, звукам и запахам. Более того, согласно данным исследований, мигрень является одним из мощнейших факторов, приводящих к ухудшению качества жизни в долгосрочной перспективе. Уровень ее распространенности чрезвычайно высок: 47 млн американцев и более миллиарда людей по всему миру страдают от мигреней; при этом пик заболевания приходится на наиболее продуктивные в карьерном смысле годы (25—55 лет).

Распространенность заболевания и его негативное влияние на трудоспособность означает, что оно приводит не только к страданиям пациентов, но и к значительным убыткам. Свежих исследований довольно мало, но данные за последние пару десятилетий демонстрируют, что упадок продуктивности, вызванный мигренями, ежегодно обходится американским работодателям по меньшей мере в $13 млрд, а европейским — в €27 млрд. Сумма этих убытков за последние годы, вероятно, только возросла; некоторые из этих потерь связаны с отгулами и больничными, однако большая часть (89%) приходится на так называемый презентеизм (так называется ситуация, когда работник формально присутствует на работе, но его продуктивность снижена). Работники, страдающие от мигреней, в среднем пропускают 4,4 рабочих дня в год по причине приступов, а еще 11,4 дня они работают с пониженной продуктивностью, что может обходиться работодателям дороже, чем фактическое отсутствие на работе.

К счастью, существуют прикладные методы снизить ущерб от мигреней (как для бизнеса, так и для работника). В нашем недавнем исследовании мы проанализировали 26 научных статей, посвященных теме мигреней на рабочем месте, чтобы определить наиболее эффективные стратегии, которые позволят работодателям поддержать работников и повысить продуктивность.

Образовательные программы

Во-первых, мы обнаружили, что только за счет введения образовательных программ, посвященных мигреням, продуктивность повышается на 29—36%. Достигается это благодаря снижению количества дней, пропущенных из-за мигрени, и дней, проработанных с приступами мигрени, а также благодаря более высокой эффективности в дни, проработанные с мигренью. В образовательные программы входили такие элементы, как деловые обеды, вебинары, емейл-рассылки и онлайн-материалы, посвященные различным темам — например, разговорам с коллегами о мигренях, изменениям в образе жизни для облегчения симптомов, медикаментозной терапии.

Так, в одном из исследований изучалось влияние образовательных программ на продуктивность в трех американских компаниях. Эти организации предоставили своим работникам доступ к бесплатному информационному сайту и другим ресурсам и рассылкам, рассказывающим о мигрени, факторах ее возникновения и методах терапии. Исследователи обнаружили, что за шесть месяцев программы количество пропущенных рабочих дней по причине приступов мигрени снизилось на 25%, количество дней, отработанных с мигренью, снизилось на 32%, а сами работники отмечали повышение собственной продуктивности в дни с мигренью на 10%. В итоге программы привели к снижению на 34% совокупных издержек работодателя на каждого работника с диагностированной мигренью.

Такие программы не только предоставляют информацию для сотрудников, страдающих от мигреней, но и рассказывают о том, насколько серьезно и изнурительно это заболевание, и дестигматизируют необходимость брать больничный в связи с приступами мигрени. Согласно опросу почти 200 тыс. американских работников, только 22% считают мигрень достаточной причиной для того, чтобы не пойти на работу. Еще в одном исследовании обнаружилось, что работники, страдающие от мигреней, больше опасаются за свои рабочие места и менее уверены в своей продуктивности; это приводит к формальному присутствию (презентеизму) и снижению заработной платы. Рассказывая о мигренях и работникам, и их руководителям и коллегам, можно значительно снизить наносимый этим заболеванием вред.

Контроль мигрени

В дополнение к инициативам, направленным на информирование о мигрени, эффективным средством снижения негативного влияния мигреней на рабочую продуктивность (имеется в виду и презентеизм, и невыходы на работу) являются программы контроля мигрени. Содержание программ может отличаться от компании к компании, но в целом они включают в себя добровольную анонимную диагностику у специалиста или с помощью медицинского опросника с последующим прохождением программы для тех, у кого диагностирована мигрень.

К примеру, в одном из исследований фиксировались результаты программы контроля мигрени, проведенной Почтой Испании. В ходе программы сотрудникам был разослан добровольный опросник; сотрудникам, обнаружившим у себя симптомы мигрени, было предложено посетить медицинский пункт своего филиала для осмотра терапевтом. Если терапевт подтверждал диагноз, сотрудники могли пройти курс медикаментозной профилактической терапии, лечение острых приступов, а также проконсультироваться с врачом о влиянии образа жизни и питания на появление приступов (например, яркого света, стресса, плохой осанки, определенных запахов и пищи и т. д.).

Согласно результатам исследования, после запуска программы количество отгулов по причине мигреней снизилось на 53%, а продуктивность в дни с приступом мигрени поднялась с 59 до 94,8%; потери в производительности снизились с €34,5 до €4,6 за один приступ мигрени на сотрудника (уровень снижения составил почти 90%!). Безусловно, важно отметить, что затраты на лечение будет варьироваться в зависимости от системы здравоохранения. В описанном примере в Испании затраты программы делились между организаторами исследования и государством; зачастую компаниям перед внедрением подобных программ необходимо предусмотреть расходы на страхование и прочие внеплановые затраты.

Кроме того, мы изучили анализ экономической целесообразности программ контроля мигрени в одной из фармацевтических компаний Швейцарии. Эта организация запустила обширную информационную кампанию, направленную на весь штат сотрудников. Информация распространялась по электронной почте, через информационные стойки, лекции, рассылки, брошюры и другие формы коммуникации. После кампании сотрудники могли пройти анонимное телемедицинское обследование у невролога. Сотрудники, которым диагностировали мигрень, получали возможность пройти терапию, в том числе и шестимесячный курс персонализированных консультаций в дистанционном режиме при помощи смартфона. В ходе консультаций участников знакомили с методами профилактики и лечения; к примеру, их учили определять факторы, вызывающие мигрень, и оптимизировать прием медикаментов.

Подобные обширные программы — весьма дорогостоящее мероприятие: шестимесячное обслуживание одного сотрудника обходится работодателю в 920 швейцарских франков (около $1 тыс.); на тех, кто не заканчивает программу, требуется половина этой суммы. Однако, согласно исследованию, затраты окупаются. После программы количество отгулов по причине мигрени снизилось почти на 50%, а количество дней, отработанных с продуктивностью ниже на 50%, сократилось с 3,9 до 1,6 в месяц. Все перечисленные меры помогли участникам программы продуктивно работать в году среднем на 10,8 рабочих дней больше, вложенные в программу средства окупились пятикратно (имеется в виду чистый прирост производительности относительно затрат на программу).

Поддерживающая среда

Помимо образовательных программ и программ контроля мигрени существует множество способов, благодаря которым руководители и компании могут построить среду поддержки для сотрудников с мигренями. Во-первых, можно расширить и облегчить доступ к существующим ресурсам, например тренажерным залам, службам охраны труда, программам диагностики заболеваний. В двух из ряда изученных нами исследований обнаружилось, что такой простой шаг, как улучшение доступа к тренажерному залу для ежедневных упражнений, снизил частоту приступов среди сотрудников; доступ к медицинской помощи через службу охраны труда значительно снижает риск падения продуктивности по причине приступов мигрени.

Во-вторых, распространенные практики по созданию позитивной рабочей атмосферы могут существенно снизить негативное влияние мигреней. В исследованиях, которые мы проанализировали, повышение продуктивности работников с мигренями было связано с удовлетворенностью от работы, уровнем автономии и поддержки от руководителей, в то время как рабочий стресс приводил к снижению продуктивности.

В-третьих, организации могут предпринять ряд мер, направленных на ослабление или устранение факторов, вызывающих мигрень. Яркий свет, высокий уровень шума, сильные запахи, низкое качество воздуха, ограниченный доступ к воде и к уборной тесно связаны со снижением продуктивности работников, страдающих от мигрени. Вложения в фильтры синего света для мониторов, обеспечение естественного освещения и доступа к свежему воздуху, эргономичные рабочие места, организацию тихих зон и зон отдыха, установку водных фонтанчиков значительно повысят продуктивность сотрудников, страдающих от мигрени. Кроме того, руководители могут просить своих подчиненных воздержаться от использования сильного парфюма и употребления пищи на рабочем месте (за исключением предназначенных для этого кухонных зон и кафетериев). Эти меры помогут коллегам с высокой чувствительностью к запахам.

***

Каждый десятый современный работник страдает от мигрени. Это вызывает не только внутренний дискомфорт, но и приводит к большим издержкам, связанным с презентеизмом и невыходами на работу. К счастью, по данным исследований, организации могут предпринять ряд мер, которые помогут предотвратить приступы мигрени и снизить их влияние на продуктивность. Образовательные программы, службы контроля мигрени и организация здоровой рабочей среды могут помочь поддержать работников и поднять общую эффективность.

Об авторе

Оливия Бегассе де Даэм (Olivia Begasse de Dhaem) — врач, сертифицированный невролог и специалист по профилактике и лечению головных болей в медицинском центре Stamford Health. Сфера ее деятельности — защита интересов пациентов и поддержка на рабочем месте людей, страдающих от головных болей.