Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель? | Большие Идеи

? Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Мигрень — это серьезно. Чем может
помочь работодатель?

Три подхода к проблеме мигрени, которые помогут и работникам, и компаниям

Автор: Оливия Бегассе де Даэм

Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель?
Ricardo Tom?s

читайте также

Не стоит быть слишком вежливым

Майкл Фертик

Как работать с тем, кто не умеет слушать

Ребекка Найт

В поисках продуктологов: что не так с российскими менеджерами по продукту

Дмитрий Губкин,  Елизавета Кондрашова

Будущее: правила выживания

Доббс Ричард,  Тим Коллер,  Шри Рамасвами

Многие считают мигрень просто очень сильной головной болью. Однако в реальности мигрень — это хроническое заболевание, симптомы которого приносят гораздо больше ущерба здоровью, чем обычная головная боль. Приступы мигрени зачастую сопровождаются интенсивной болью, затруднениями в мышлении, ухудшением зрения, головокружением, тошнотой, повышенной чувствительностью к свету, звукам и запахам. Более того, согласно данным исследований, мигрень является одним из мощнейших факторов, приводящих к ухудшению качества жизни в долгосрочной перспективе. Уровень ее распространенности чрезвычайно высок: 47 млн американцев и более миллиарда людей по всему миру страдают от мигреней; при этом пик заболевания приходится на наиболее продуктивные в карьерном смысле годы (25—55 лет).

Распространенность заболевания и его негативное влияние на трудоспособность означает, что оно приводит не только к страданиям пациентов, но и к значительным убыткам. Свежих исследований довольно мало, но данные за последние пару десятилетий демонстрируют, что упадок продуктивности, вызванный мигренями, ежегодно обходится американским работодателям по меньшей мере в $13 млрд, а европейским — в €27 млрд. Сумма этих убытков за последние годы, вероятно, только возросла; некоторые из этих потерь связаны с отгулами и больничными, однако большая часть (89%) приходится на так называемый презентеизм (так называется ситуация, когда работник формально присутствует на работе, но его продуктивность снижена). Работники, страдающие от мигреней, в среднем пропускают 4,4 рабочих дня в год по причине приступов, а еще 11,4 дня они работают с пониженной продуктивностью, что может обходиться работодателям дороже, чем фактическое отсутствие на работе.

К счастью, существуют прикладные методы снизить ущерб от мигреней (как для бизнеса, так и для работника). В нашем недавнем исследовании мы проанализировали 26 научных статей, посвященных теме мигреней на рабочем месте, чтобы определить наиболее эффективные стратегии, которые позволят работодателям поддержать работников и повысить продуктивность.

Образовательные программы

Во-первых, мы обнаружили, что только за счет введения образовательных программ, посвященных мигреням, продуктивность повышается на 29—36%. Достигается это благодаря снижению количества дней, пропущенных из-за мигрени, и дней, проработанных с приступами мигрени, а также благодаря более высокой эффективности в дни, проработанные с мигренью. В образовательные программы входили такие элементы, как деловые обеды, вебинары, емейл-рассылки и онлайн-материалы, посвященные различным темам — например, разговорам с коллегами о мигренях, изменениям в образе жизни для облегчения симптомов, медикаментозной терапии.

Так, в одном из исследований изучалось влияние образовательных программ на продуктивность в трех американских компаниях. Эти организации предоставили своим работникам доступ к бесплатному информационному сайту и другим ресурсам и рассылкам, рассказывающим о мигрени, факторах ее возникновения и методах терапии. Исследователи обнаружили, что за шесть месяцев программы количество пропущенных рабочих дней по причине приступов мигрени снизилось на 25%, количество дней, отработанных с мигренью, снизилось на 32%, а сами работники отмечали повышение собственной продуктивности в дни с мигренью на 10%. В итоге программы привели к снижению на 34% совокупных издержек работодателя на каждого работника с диагностированной мигренью.

Такие программы не только предоставляют информацию для сотрудников, страдающих от мигреней, но и рассказывают о том, насколько серьезно и изнурительно это заболевание, и дестигматизируют необходимость брать больничный в связи с приступами мигрени. Согласно опросу почти 200 тыс. американских работников, только 22% считают мигрень достаточной причиной для того, чтобы не пойти на работу. Еще в одном исследовании обнаружилось, что работники, страдающие от мигреней, больше опасаются за свои рабочие места и менее уверены в своей продуктивности; это приводит к формальному присутствию (презентеизму) и снижению заработной платы. Рассказывая о мигренях и работникам, и их руководителям и коллегам, можно значительно снизить наносимый этим заболеванием вред.

Контроль мигрени

В дополнение к инициативам, направленным на информирование о мигрени, эффективным средством снижения негативного влияния мигреней на рабочую продуктивность (имеется в виду и презентеизм, и невыходы на работу) являются программы контроля мигрени. Содержание программ может отличаться от компании к компании, но в целом они включают в себя добровольную анонимную диагностику у специалиста или с помощью медицинского опросника с последующим прохождением программы для тех, у кого диагностирована мигрень.

К примеру, в одном из исследований фиксировались результаты программы контроля мигрени, проведенной Почтой Испании. В ходе программы сотрудникам был разослан добровольный опросник; сотрудникам, обнаружившим у себя симптомы мигрени, было предложено посетить медицинский пункт своего филиала для осмотра терапевтом. Если терапевт подтверждал диагноз, сотрудники могли пройти курс медикаментозной профилактической терапии, лечение острых приступов, а также проконсультироваться с врачом о влиянии образа жизни и питания на появление приступов (например, яркого света, стресса, плохой осанки, определенных запахов и пищи и т. д.).

Согласно результатам исследования, после запуска программы количество отгулов по причине мигреней снизилось на 53%, а продуктивность в дни с приступом мигрени поднялась с 59 до 94,8%; потери в производительности снизились с €34,5 до €4,6 за один приступ мигрени на сотрудника (уровень снижения составил почти 90%!). Безусловно, важно отметить, что затраты на лечение будет варьироваться в зависимости от системы здравоохранения. В описанном примере в Испании затраты программы делились между организаторами исследования и государством; зачастую компаниям перед внедрением подобных программ необходимо предусмотреть расходы на страхование и прочие внеплановые затраты.

Кроме того, мы изучили анализ экономической целесообразности программ контроля мигрени в одной из фармацевтических компаний Швейцарии. Эта организация запустила обширную информационную кампанию, направленную на весь штат сотрудников. Информация распространялась по электронной почте, через информационные стойки, лекции, рассылки, брошюры и другие формы коммуникации. После кампании сотрудники могли пройти анонимное телемедицинское обследование у невролога. Сотрудники, которым диагностировали мигрень, получали возможность пройти терапию, в том числе и шестимесячный курс персонализированных консультаций в дистанционном режиме при помощи смартфона. В ходе консультаций участников знакомили с методами профилактики и лечения; к примеру, их учили определять факторы, вызывающие мигрень, и оптимизировать прием медикаментов.

Подобные обширные программы — весьма дорогостоящее мероприятие: шестимесячное обслуживание одного сотрудника обходится работодателю в 920 швейцарских франков (около $1 тыс.); на тех, кто не заканчивает программу, требуется половина этой суммы. Однако, согласно исследованию, затраты окупаются. После программы количество отгулов по причине мигрени снизилось почти на 50%, а количество дней, отработанных с продуктивностью ниже на 50%, сократилось с 3,9 до 1,6 в месяц. Все перечисленные меры помогли участникам программы продуктивно работать в году среднем на 10,8 рабочих дней больше, вложенные в программу средства окупились пятикратно (имеется в виду чистый прирост производительности относительно затрат на программу).

Поддерживающая среда

Помимо образовательных программ и программ контроля мигрени существует множество способов, благодаря которым руководители и компании могут построить среду поддержки для сотрудников с мигренями. Во-первых, можно расширить и облегчить доступ к существующим ресурсам, например тренажерным залам, службам охраны труда, программам диагностики заболеваний. В двух из ряда изученных нами исследований обнаружилось, что такой простой шаг, как улучшение доступа к тренажерному залу для ежедневных упражнений, снизил частоту приступов среди сотрудников; доступ к медицинской помощи через службу охраны труда значительно снижает риск падения продуктивности по причине приступов мигрени.

Во-вторых, распространенные практики по созданию позитивной рабочей атмосферы могут существенно снизить негативное влияние мигреней. В исследованиях, которые мы проанализировали, повышение продуктивности работников с мигренями было связано с удовлетворенностью от работы, уровнем автономии и поддержки от руководителей, в то время как рабочий стресс приводил к снижению продуктивности.

В-третьих, организации могут предпринять ряд мер, направленных на ослабление или устранение факторов, вызывающих мигрень. Яркий свет, высокий уровень шума, сильные запахи, низкое качество воздуха, ограниченный доступ к воде и к уборной тесно связаны со снижением продуктивности работников, страдающих от мигрени. Вложения в фильтры синего света для мониторов, обеспечение естественного освещения и доступа к свежему воздуху, эргономичные рабочие места, организацию тихих зон и зон отдыха, установку водных фонтанчиков значительно повысят продуктивность сотрудников, страдающих от мигрени. Кроме того, руководители могут просить своих подчиненных воздержаться от использования сильного парфюма и употребления пищи на рабочем месте (за исключением предназначенных для этого кухонных зон и кафетериев). Эти меры помогут коллегам с высокой чувствительностью к запахам.

***

Каждый десятый современный работник страдает от мигрени. Это вызывает не только внутренний дискомфорт, но и приводит к большим издержкам, связанным с презентеизмом и невыходами на работу. К счастью, по данным исследований, организации могут предпринять ряд мер, которые помогут предотвратить приступы мигрени и снизить их влияние на продуктивность. Образовательные программы, службы контроля мигрени и организация здоровой рабочей среды могут помочь поддержать работников и поднять общую эффективность.

Об авторе

Оливия Бегассе де Даэм (Olivia Begasse de Dhaem) — врач, сертифицированный невролог и специалист по профилактике и лечению головных болей в медицинском центре Stamford Health. Сфера ее деятельности — защита интересов пациентов и поддержка на рабочем месте людей, страдающих от головных болей.