Что делать руководителю в условиях кризиса | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать руководителю в
условиях кризиса

Основная задача любого руководителя — указывать направление. Если начальник слишком увлечен «работой руками», то кто будет следить, как развивается картина в целом?

Автор: Джон Балдони

Что делать руководителю в условиях кризиса

читайте также

Манифест суммарной позитивности: как бизнесу справиться с решением глобальных проблем

Пол Полман,  Эндрю Уинстон

Внимание: в осаде

Тони Шварц

Золотой фонд HBR: пять статей Манфреда Кетса де Вриса

Человек с большой буквы Ч

Марина Птушкина

В жизни всегда случается какой-нибудь коллапс, и вот тогда-то мэры крупных городов в разных странах показывают свое истинное лицо: иногда такие «большие люди» делают что-то хорошее, но чаще они совершают неблаговидные поступки. Как однажды заявил бывший спикер Палаты представителей Тип О’Нил, «если политика — это решения, которые принимаются на местах», то вы, вероятно, сразу подумали, что первый же намек на снегопад, озвученный в прогнозе погоды, сподвигнет градоначальников на зимнее время перенести свой кабинет туда, где раздают лопаты и снегоочистители.

Бывший мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, переизбиравшийся три раза подряд благодаря своему организаторскому таланту, который отмечают все, кто с ним работал. Но даже он подвергался в свое время критике из-за плохой организации уборки снега в Нью-Йорке (речь идет о 2011 — 2012 гг.). Большинство жалоб пришло от жителей так называемых четырех районов-аутсайдеров, в общем, от людей, живущих не на Манхэттене.

В то же время популярность Кори Букера, бывшего мэра Ньюарка, штат Нью-Джерси, занимавшего кресло градоначальника по ту сторону Гудзона, набрала обороты как раз потому, что он своевременно реагировал на снегопады, хотя по другим вопросам к нему до сих пор имеются претензии. Не ограничиваясь только распоряжениями по уборке снега, он сам с лопатой в руках помогал извлекать из-под сугробов машины, чистить тротуары и даже как-то раз доставил подгузники мамаше, которая не могла выйти из дома. Он также сделал пост, где предупредил о начале снегопада своих подписчиков в твиттере, а таких, пожалуй, наберется более миллиона.

Нам нравится видеть выбранных нами чиновников в действии. Разница между подходом Блумберга и Букера может послужить уроком каждому человеку, наделенному властью. Вот несколько советов на случай, если и в вашей жизни случится буря, которая может нарушить ваши планы и испортить вам репутацию хорошего босса.

Читайте материал по теме: За что мы любим наших строгих учителей

Остановитесь на минуту и спокойно обдумайте ситуацию. Один мой знакомый начальник однажды столкнулся с серьезным испытанием на работе. Ему поручили возглавить проект, и, по его словам, на первой же встрече все вдруг начали говорить одновременно. Разговоры на повышенных тонах едва ли могли перейти в конструктивное обсуждение, поэтому он делегировал свои полномочия подчиненному, а затем организовал еще одну встречу спустя час. Благодаря этому он смог навести порядок в ситуации полного хаоса.

Действуйте быстро, но не суетитесь. Лидер должен задавать направление деятельности и реагировать на ситуацию своевременно. Тем не менее чрезмерная поспешность заставляет нервничать других людей. Вы можете действовать не только с необходимой скоростью, но и с должной осмотрительностью. Или, как рекомендовал легендарный коуч Джон Вуден, «действуйте быстро, но не торопитесь».

Управляйте ожиданиями других людей. Когда случается какая-то неприятность, все обычно хотят покончить с ней здесь и сейчас. Однако редко, когда сразу же можно найти быстрое и правильное решение. Как правило, отвечать за все предстоит большому боссу: и за сам кризис, и за его масштабность. Вы не хотите сеять в людях тревогу, но не стоит бояться говорить об истинных размерах проблемы. Обратите внимание на Уинстона Черчилля. Он, например, мастерски мог подвести итог и суммировать стоящие перед ним проблемы, а также своевременно и точно на них отреагировать. Его знаменитая фраза, произнесенная в 1940 году при вступлении в должность, звучала так: «Вы спрашиваете, в чем наша цель? Я могу ответить одним словом. Это победа, победа любой ценой. Победа, несмотря на весь террор. Победа, каким бы долгим и трудным ни был бы путь к ней, ведь без победы мы просто не выживем».

Читайте материал по теме: Лучший совет по лидерству, который я когда-либо получал в своей жизни

Всячески демонстрируйте, что вы контролируете ситуацию. Когда что-то происходит быстро, порой никто до конца не контролирует происходящее, однако лидер должен брать все на себя. Например, вы, разумеется, не можете управлять стихийным бедствием или же техногенной катастрофой, но вы можете контролировать ответные меры. При всем при этом руководитель может действовать самостоятельно, а также привлекать людей и материальные ресурсы для разрешения сложившейся ситуации. Вспомните о пожарнике Рэде Эдейре: ему удалось потушить пожары на нефтяных скважинах, с которыми никто не мог справиться. Казалось, что с яростным пламенем просто невозможно было совладать, но Эдейр знал, что у него получится управлять процессом тушения огня в экстремальных условиях.

Оставляйте путь для отступления. Это касается не только манеры держать себя — руководитель ни при каких обстоятельствах не может позволить себе терять самообладание, это в первую очередь вопрос умения лидера незамедлительно приспосабливаться к той или иной ситуации. Отличительной чертой любого кризиса является его изменчивость. Ваша первая реакция может быть совсем не такой, как те меры, которые вы в итоге предпримите. В подобных ситуациях руководитель не может действовать в рамках какой-то одной определенной стратегии. Он должен своевременно реагировать на поступление новой информации, прислушиваться к мнению окружающих и консультироваться с экспертами в соответствующей области, которые точно представляют себе суть и последствия происходящего.

Читайте материал по теме: Чтобы вдохновлять людей, харизма не обязательна

Как нам ни хотелось бы наблюдать за тем, как наш босс сам лично в первых рядах разгребает завалы, всему есть свой предел. Основная задача любого руководителя — указывать направление. Если начальник слишком увлечен «работой руками», то кто будет следить, как развивается картина в целом? Некоторым людям очень нравится быть вовлеченным в рабочий процесс и делать что-то «руками», они получают от этого свою порцию адреналина. Но с этим надо завязывать, это ведь уже не их работа.

У любого руководителя в кризисное время есть одна важная роль, и она состоит в том, чтобы видеть перспективу для дальнейшего развития. Как писал в своей книге «Формула лидерства» Майкл Юсим, эффективное руководство состоит в том, чтобы вовремя отойти от сцены и издалека увидеть все, что на ней происходит.

Именно поэтому руководителю не нужно лезть на гору вместе со всей командой: в горах его место в лагере, на основной базе. И если случится беда, начальник сможет увидеть, как решить возникшую проблему, видя всю ситуацию со стороны целиком.

Как правило, хорошей проверкой любого лидера становится кризис. И тот руководитель, который сможет правильно оценить всю ситуацию целиком, и есть тот подлинный лидер, который поможет компании преодолеть все трудности.

Читайте по теме: