Кто научит нас лидерству? | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кто научит
нас лидерству?

Первое предвзятое мнение: лидер — это человек на руководящей должности.

Автор: Джанпьеро Петрильери

Кто научит нас лидерству?

читайте также

Без практики нет стратегии

Марина Иванющенкова

С широко открытыми ушами

Обойдемся без хамов

Роберт Саттон

Артемий Лебедев: «Как продавать то, что не ­заказывали, и воспитывать так, чтобы этого не замечали»

Артемий Лебедев

Рука Мела взметнулась вверх внезапно и резко — прямо-таки гром с ясного неба. Я еще толком не объяснил параметры курса по лидерству, который намеревался читать в ближайшие недели.

— Профессор, у меня вопрос! — И я предоставил ему слово. — Почему вы решили, что можете научить нас лидерству?

Я огляделся по сторонам. Полная аудитория сбитых с толку менеджеров молча таращилась на меня. Первые пять минут первого занятия — а мои студенты успели усомниться в лидерстве. В моем лидерстве.

Мел пробил мои данные по интернету и выяснил, что я десять лет учился на врача, стал психиатром, а потом примерно столько же времени преподавал в бизнес-школах. Я проводил исследования лидерства, преподавал, занимался коучингом с тысячами студентов программ MBA и топ-менеджеров, консультировал, вел программы развития лидерства для крупных компаний — все это Мел разглядел под микроскопом поисковой машины Google и пришел к выводу, который и бросил мне в лицо: я всего лишь теоретик.

Хотя я работал и с частными, и с государственными компаниями, сам я не создал свой бизнес, не владел им и не руководил. Мои акции не взлетали в цене, мой продукт не выходил на рынок, не случалось, чтобы под моим руководством (благодаря или вопреки ему) сокращали штат сотрудников. То есть в глазах Мела у меня не было оснований претендовать на роль наставника в таком тонком деле, как лидерство.

Мел — персонаж вымышленный. Ни один студент еще не задавал мне этот вопрос так откровенно, так прямо и так быстро. Но под конец курса многие признавались в подобных сомнениях: мое образование, моя квалификация, те навыки и достижения, которыми я горжусь, для Мела и ему подобных, кто спешит добраться до вершин корпоративной иерархии, скорее — грехи, и мне следовало бы их как-то искупить.

Читайте материал по теме: Сила неопытных лидеров

Менеджеры ищут курсы, которые превратили бы их в лидеров, но вопрос Мела, порой невысказанный, висит в аудиториях многих бизнес-школ и в конференц-залах. Некоторые преподаватели заранее отвечают на него, сообщая о своем профессиональном опыте или же словно невзначай упоминая имена знакомых гендиректоров. Другие же сразу говорят, что «научить лидерству» не входит в их учебные задачи: они предоставят студентам возможность научиться этому самим. А многие утешаются мыслью, что вопрос так и не будет задан вслух, и обходят его на цыпочках, по поговорке «не примечая слона».

И это печально. Ведь это отнюдь немаловажный вопрос: «Кто может научить или поможет нам научиться лидерству?». Его нужно решать в первую очередь, чтобы рассеять два предвзятых суждения и выявить фундаментальную истину, на которой основан процесс обучения.

Первое предвзятое мнение: лидер — это человек на руководящей должности. Ошибочность такого отождествления становится ясной, как только представишь себе всех управленцев, с кем доводилось иметь дело. Разве все они были лидерами? Разве каждый из них мог чем-то научить и у них с охотой учились? Скорее всего, одни были в таком смысле лидерами, а другие вовсе нет.

Читайте материал по теме: 8 ошибок, лишающих нас уверенности в себе

Второе предвзятое мнение: лидерство передается в виде советов или примеров от тех, кто уже имеет опыт лидерства, тем, кто пока его не имеет. Разумеется, брать пример с ролевой модели всегда полезно. Однако на одном только подражании лидер не вырастает, и одних теорий, как бы они ни были полезны, тут недостаточно.

Мы учимся быть лидерами на собственном опыте — руководя и следуя за лидером. Даже если официально вы лидером еще не были, вам, несомненно, доводилось брать на себя такие обязанности и на работе, и в других жизненных ситуациях. Наверное, вы, как большинство известных мне менеджеров, как раз чаще выступаете в роли лидера, чем в роли ученика. Работа давит, все происходит очень быстро, времени и места на то, чтобы разобраться с уроками, получаемыми в жизни, почти не остается. Вот где могут пригодиться курсы лидерства — они помогут вам вникнуть в собственную историю, проанализировать свои привычки и приемы как бы со стороны, при участии других людей, которые, возможно, имеют иной опыт и не вполне разделяют ваш подход. Это расширяет возможности обучения — и в итоге повышается качество лидерства.

В недавнем исследовании мы вместе с Дженнифер Петриглиери и Джеком Вудом выяснили, что совместная работа с профессионалами, которые придерживаются разных взглядов и систем ценностей, помогает руководителям присмотреться к своему опыту и извлечь из него уроки, выстроить личные основы, необходимые для умного, эффективного и ответственного лидерства. Поэтому квалификация и практический опыт преподавателя и коуча не так важны, как их умение помогать ученикам вникать в собственный опыт.

Читайте материал по теме: Настоящий лидер признает свои ошибки

Вы пришли на курсы лидерства: помогут ли вам занятия, учителя, сокурсники присмотреться к прошлому и нынешнему опыту, извлечь из него существенные уроки? Готовы ли они серьезно отнестись к вашему опыту, но, если нужно, поспорить с вашими выводами? Принудят ли вас присмотреться к тому, что вы принимаете как должное или упускаете из виду? Бросят ли вам вызов, чтобы вы сформулировали, дополнили, а то и пересмотрели свои представления о себе, лидерстве и устройстве мира? А вы сами готовы открыться и принять участие в этой работе? Вот те вопросы, которые нужно задать себе, прежде чем обратиться к кому-то с просьбой помочь вам стать лучшим лидером.

С такой точки зрения вопрос Мела касается не столько знакомства преподавателя с практикой бизнеса — это вопрос доверия. Попав в новую для себя среду, столкнувшись со сложными, подчас пугающими проблемами, когда нам приходится пересмотреть весь свой жизненный опыт — конечно, мы критически присматриваемся к человеку, который стоит перед аудиторией и хотим знать, можно ли ему верить. Умеет ли он слушать, готов ли понять и учесть нашу точку зрения. И беспокойство тем сильнее, чем менее знаком вам этот человек — поскольку я не принадлежу к миру бизнеса, мне приходится доказывать моим студентам, что я уважаю их мнение, понимаю их тревоги, и верю, что сумею помочь в достижении целей.

Читайте материал по теме: Папа Франциск о пятнадцати главных недугах современного лидерства

Так и должно быть. И я согласен, что такие вопросы нужны, высказанные и невысказанные — хотя они нелегки, но это часть моей работы. Тем более что люди задают их из справедливого сомнения, а не с чувством презрения или превосходства: недоверие сочетается с любопытством, а не с заведомым отказом. Вообще-то лидеры частенько сталкиваются и со скептиками, и с циниками, так что сегодня под микроскопом рассматривают меня, а завтра — непременно вас.

Завтра вы, полный надежд и наилучших намерений, войдете в аудиторию, и то имя, которое еще вчера собравшиеся в ней люди проверяли по интернету, обретет лицо. Вам нужно будет заслужить доверие большой группы людей, многие из которых не имеют с вами ничего общего. И кто-то открыто или намеком задаст вопрос: с чего вы взяли, что можете быть лидером? Не сердитесь — вы сами на это подписались. И сейчас важно не чем вы занимались в прошлом, а как вы поступите сейчас. Тут-то вам, возможно, и пригодится курс лидерства, где уважали честное сомнение и не уклонялись от вопроса о доверии. Тот курс, на котором в самом деле можно было обучиться лидерству.

Читайте по теме: