Что мешает руководителям проявлять сочувствие | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что мешает руководителям
проявлять сочувствие

Большинство хороших людей хотят с сочувствием относиться к тем, с кем они работают. И недавние исследования убеждают, что сочувствие, помимо всего прочего, оказывает позитивное влияние и на организации.

Автор: Роджер Шварц

читайте также

Чье дело? Мое!

Нуралиев Борис

Когда технические навыки важнее эмоционального интеллекта

Эмпатическое проектирование как путь к выдающимся инновациям

Леонард Дороти,  Рейпорт Джеффри

Автограф для бизнеса: как ускорить получение сертификата электронной подписи

Большинство хороших людей хотят с сочувствием относиться к тем, с кем они работают. И недавние исследования убеждают, что сочувствие, помимо всего прочего, оказывает позитивное влияние и на организации: люди, с которыми обращаются по-человечески, более лояльны к своей организации и подходят к работе с положительным настроем. Когда людям сообщают плохие новости, но делают это с сочувствием, они демонстрируют большую поддержку своей организации; и, наконец, выказывая сочувствие другим людям, вы можете получить большее удовлетворение от своей работы и смягчить воздействие стрессовых факторов.

Несмотря на все это, проявлять сочувствие на практике может показаться вам проблематичным. Возможно, вы обнаружите, что, сами того не желая, вы осуждаете других людей или заранее пытаетесь вообразить сценарии, по которым будут развиваться события, если вы будете вести себя сочувственно.

Особенно проблемным это может быть для руководителей. Если вы — руководитель, то вам платят, в том числе, и за ваши суждения о людях. Вы постоянно оцениваете людей и ситуации. Но когда другие нуждаются в вашем сочувствии, эта сила может превратиться в источник неприятностей. Если вы поймаете себя на одной из перечисленных ниже мыслей, это, скорее всего, означает, что вы позволяете своему суждению встать на пути своего сочувствия.

«Не так уж вам и плохо на самом деле». Когда вы говорите себе, что страдания других людей не так уж серьезны, вы фактически утверждаете, что они не заслуживают сочувствия. Когда ваши непосредственные подчиненные говорят вам: «мы перегружены работой — и у нас нет никакой помощи от других отделов», вы испытываете желание ответить: «ваша рабочая нагрузка — это вообще ерунда; вы и представления не имеете, сколько мне приходится работать. Прекратите жаловаться и займитесь делом!» Страдания не являются соревновательной категорией. Переживания других людей не должны быть тяжелее ваших собственных, для того чтобы вы отнеслись к ним с сочувствием. Помните, что, сопереживая, вы можете снизить и свой уровень стресса.

«Вы сами отчасти виноваты в собственной проблеме». Этот ошибочный подход подразумевает, что люди должны быть абсолютно невиновны и только в этом случае они заслуживают ваше сочувственное отношение. Если они не брали на себя всю ответственность за инициативы, не реагировали на ситуацию максимально эффективно и не обратились за помощью на самом раннем этапе возникновения проблемы, значит, они не достойны вашего сочувствия. Но в действительности большинство из нас, по крайней мере в какой-то степени (если не в значительной), виноваты в собственных проблемах. Если вы проявляете сочувствие исключительно по отношению к кристально чистым и ни в чем невиновным людям, вам придется лишить сочувствия большинство тех, с кем вы работаете, включая вас самих. Вместо этого попробуйте изменить свой привычный образ мыслей так, чтобы с готовностью отзываться на проблемы других людей, даже если они сами ухудшили свое положение.

«Вы ведете себя как жертва». Люди ведут себя как жертвы, когда не верят в то, что способны сами себе помочь, или когда возлагают вину за свои проблемы на других. Это не означает, что они не испытывают страданий, просто они не видят, насколько они способны справиться с собственными проблемами и до какой степени это является их ответственностью. Вместо того чтобы сердиться на них или, наоборот, жалеть, вы можете реагировать более эффективно, относясь к ним с сочувствием и помогая им увидеть их собственную способность справляться со своими проблемами.

Вторая причина, по которой некоторым менеджерам сочувствие дается с трудом, — это их опасения, что проявления сочувствия с их стороны могут повлечь за собой негативные последствия. Вот некоторые распространенные опасения — и как научиться думать о них по-другому:

«Если я проявлю сочувствие, они подумают, что я с ними соглашаюсь». Вы можете волноваться, что, если вы ведете себя сочувственно, люди будут думать, что вы согласны с тем, что они сделали. Но вы можете и должны сочувственно относиться даже к тем, с чьими действиями вы не согласны и чью позицию вы не разделяете. Вы можете сказать что-то вроде: «Я думаю, что вы поступили неправильно и в этом есть доля вашей вины. Тем не менее, я вам сочувствую. Вы сейчас действительно в трудном положении».

«Если я проявлю сочувствие, то не смогу привлечь людей к ответу». Возможно, вы (ошибочно) считаете, что, сочувствуя людям, вы теряете право спрашивать с них за совершенные поступки. Но это неправильный вывод. Вы вправе, и вам следует призывать людей к ответу и в тоже время относиться к ним с сочувствием. Более того, если вы не призываете людей к ответу, вы рискуете взять их ответственность на себя.

«Если я проявлю сочувствие, я открою банку с пауками». Вы можете опасаться, что, если вы однажды отнесетесь к кому-то с сочувствием, люди начнут непрерывно жаловаться вам на свои психологические проблемы, неприятности в семье — проблемы, с которыми вы не готовы и не вправе иметь дело. Возможно, вы подумаете: «Не погрузился ли я слишком глубоко во все это? В конце концов, я начальник, а не психотерапевт». Проблема здесь в том, что вы можете прийти к выводу, что обязаны решать все проблемы, которые люди вам доверяют. Хорошие новости в том, что вы вполне можете с сочувствием относиться к людям, не обладая экспертными знаниями по каждой ситуации, которая доставляет им страдания. Сочувствие — это не то же самое, что решение чужих проблем. Все, что от вас требуется, — это выслушать людей, выразить за них беспокойство и, если это в ваших силах, просто помочь им понять, где искать решения вне рабочих проблем.

Помните, что сочувствие не означает, что вы берете на себя ответственность за решение проблем других людей или что вы относитесь к ним с жалостью. Сочувствие базируется на трех вещах: вы признаете факт страдания других людей, вы соединяетесь с ними когнитивно и эмоционально и, наконец, вы отзываетесь на их проблему. Проявляя сочувствие, вы помогаете другим, вы помогаете своей организации и вы помогаете самим себе.