Я босс! Не все ли мне равно, нравлюсь ли я вам? | Большие Идеи

? Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Я босс! Не все ли мне равно, нравлюсь ли
я вам?

Почему руководителям важно устанавливать позитивный контакт с подчиненными

Авторы: Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

Я босс! Не все ли мне равно, нравлюсь ли я вам?

читайте также

Комплексный подход к продажам

Дадли Роберт,  Нараяндас Дэс

«Я вас не понимаю»: почему компании теряют клиентов во время пандемии и как этого избежать

Джерардо де ла О,  Мэтью Диксон,  Тед Маккенна

Образование среднее? Нет, лучшее

Клинцов Виталий

Регина фон Флемминг: «Бизнес должен вернуть доверие общества»

Многим людям кажется, что человек может быть эффективным руководителем, при этом не нравясь другим людям. С чисто технической точки зрения это, действительно, возможно, но статистика вас вряд ли обрадует. В исследовании, охватившем 51 836 руководителей, мы обнаружили всего 27 человек, которые имели индекс популярности от 0% до 25%, но могли похвастаться показателями от 75% до 100% по критерию общей лидерской эффективности – это приблизительно один на две тысячи.

Наш индекс популярности, указывающий, насколько человек симпатичен окружающим, основывается на данных, полученных в результате отзывов по системе «360 градусов», когда опрашивают как подчиненных объекта, так и его супервайзеров и коллег, а также его самого. Индекс учитывает широкий спектр поведенческих моделей, выходящий далеко за пределы улыбчивости и просто приятной, располагающей внешности.

Может показаться, что умение нравиться людям – сущностное качество, которое у человека либо есть, либо его нет. Но наш опыт работы с тысячами руководителей свидетельствует об обратном. Данные опросов по системе «360 градусов» о популярности более чем пятидесяти тысяч лидеров, позволяют выделить семь ключевых шагов, которые управленцы могут предпринять, чтобы значительно улучшить свой индекс популярности.

Устанавливайте с людьми позитивные эмоциональные связи. Эмоции заражают, они передаются окружающим, точно так же, как грипп или простуда. Если руководитель сердит или обижен, эти чувства обязательно передадутся членам команды. И наоборот, если лидер позитивен и полон оптимизма, окружающие заразятся от него этими эмоциями. Отслеживайте свое эмоциональное состояние в тот или иной момент, и старайтесь заражать других позитивными эмоциями.

Будьте надежны и честны. Доверяют ли вам люди в том, что вы держите свои обещания и выполняете свои обязательства? Уверены ли они в том, что вы будете поступать справедливо и делать то, что правильно? Нам всем нравятся те руководители, которым мы доверяем; и не нравятся те, кому мы не доверяем.

Кооперируйтесь с другими людьми. Некоторые руководители считают, что они окружены конкурентами в собственной компании, но смысл любой организации – в том, чтобы объединять людей, чтобы они могли работать вместе на достижение общей цели.

Будьте ментором, коучем и учителем. Подумайте о людях, которые в свое время помогли вам раскрыться и научиться всему тому, что вы умеете теперь. Что вы чувствуете по отношению к ним? Большинство из нас сохраняют теплые и нежные воспоминания о своих учителях и менторах. Помогать людям раскрыть их потенциал и реализоваться – это дар, который люди не забывают.

Будьте для других источником вдохновения. Большинство руководителей прекрасно умеют добиваться результатов. Они настаивают на качественном выполнении задач. Они требуют, чтобы их подчиненные работали на долговременные цели. Другими словами, они подгоняют и оказывают давление. Даже самые лучшие боссы этим занимаются. Но не только этим. Самые успешные лидеры так же замечательно умеют поддержать и подбодрить. Когда нужно, они могут засучить рукава и впрячься в работу вместе со своей командой. Их слова и действия оказывают на людей мощное влияние. Нет ничего удивительного в том, что лидеры, вдохновляющие окружающих, гораздо более популярны.

Старайтесь проявлять дальновидность, имейте четкое видение будущего. Когда работники не имеют ясного понимания того, в каком направлении они двигаются, и каким образом они должны попасть в точку назначения, они чувствуют растерянность и неудовлетворенность, ощущая себя пассажирами без рычагов контроля над транспортным средством, когда чуть ли не единственное доступное им действие – это жаловаться. Делясь своим видением будущего с членами команды, и помогая им понять, каким образом вы вместе достигнете желаемого, вы вселяете в людей уверенность: ведь всем нелегко, когда руководитель и сам блуждает в пустыне.

Принимайте к сведению обратную связь и прилагайте усилия к тому, чтобы измениться. Наши данные опросов, проведенных в рамках исследования, однозначно доказывают, что большинство людей считают себя более популярными, чем считают их боссы, сотрудники, и прямые подчиненные. Как сделать так, чтобы желаемое не отличалось от действительного? Существует сильная корреляция между индексом популярности руководителя и тем, насколько он ищет обратной связи от других людей, и как реагирует на нее. Фидбэк помогает лидерам понять то влияние (позитивное или негативное), которое они оказывают на других.

В ваших силах начать нравиться людям больше, чем сейчас. Наметьте для себя два пункта из приведенного списка, которые лучше всего приложимы к вашей текущей ситуации, и начинайте действовать. Беспроигрышным началом будет получение фидбэка: попросите членов вашей команды высказаться о том, какие действия будут иметь для них наибольшую ценность. Наметьте план, включающий конкретные шаги, которые вам нужно предпринять, и не отступайте от него. Спрашивайте других, как они оценивают ваш прогресс.

И, кстати говоря, если вы – мужчина, для вас вдвойне важно обратить внимание на вышеизложенное, потому что, вероятнее всего, вы нравитесь людям меньше, чем женщины, занимающие аналогичные позиции, а это неминуемо влияет на вашу эффективность как руководителя.

Об авторах. Джек Зенгер – генеральный директор, а Джозеф Фолкман – президент компании  Zenger/Folkman, консультирующей руководителей по вопросам развития.