Практическая лингвистика | Большие Идеи

? Психология


Практическая лингвистика

Автор: Ицхак Адизес

Практическая лингвистика

читайте также

Почему для Twitter так важна формулировка своей корпоративной миссии

Джастин Фокс

Хроника упадка Yahoo

Уолтер Фрек

Необязательно делать гибкий рабочий день официальной политикой компании

Скотт Бисон

История Stripedshirt: если карьерный поворот закончился тупиком

Дэн МакГинн

Любой руководитель мечтает, чтобы его компания была эффективна и работала как часы. Но, как это ни ­парадоксально, не все до конца понимают, что это значит.

Я заметил, что в некоторых языках у слов effectiveness и efficiency нет эквивалентов. В иврите и шведском существуют понятия, по смыслу близкие efficiency, а вот у effectiveness аналога нет — его израильтяне переводят как «целенаправленность».

Не слишком корректно, ведь не все целенаправленные ­системы эффективны. В русском для effectiveness эквивалент нашелся — «эффективность», efficiency же переводят как «организованность» или «продуктивность». Это неточность: efficiency — определение для отлаженного процесса, результат тут вообще ни при чем. Почувствуйте разницу. В любом случае, если мы хотим, чтобы компания была эффективной, а процессы в ней отстроены, надо разобраться в значении этих слов.

Effectiveness. Предположим, система эффективна, если выполняет свои функции и при этом дает результат. По отдельности этих условий недостаточно: даже если двигатель работает, не факт, что автомобиль эффективен — он ­вообще может стоять на месте. Впрочем, просто результатов тоже мало: машина может ехать и задним ходом. Чтобы называться эффективной, система должна обеспечивать желаемый результат — как лампа, которая сейчас освещает мне стол. Результаты желаемы, если служат цели, ради которой получены. Но не просто какой-нибудь цели — она должна удовлетворять потребности. Кружка существует не для самой себя, а ради того, чтобы из нее пить. Хотя бывают и самоцельные системы. Раковая опухоль, скажем: растет, затрачивает энергию и служит только себе. Некоторые люди тоже пекутся лишь о себе. Встречаются и «ракообразные» организации: вместо того чтобы удовлетворять потребителей, они блюдут собственные интересы. Суммирую: эффективна та система, которая а) функционирует, б) дает результаты и с) результаты эти служат цели.

На лекциях я спрашиваю аудиторию: «Кто заплачет, если вашей компании не станет?» Если никто, то, несмотря даже на то, что вы функционируете, и результативно, организация неэффективна. Слезы акционеров не в счет, речь о клиентах. Акционеры — ограничивающий фактор; их «спрос» нужно удовлетворять, не более того. Главное удовлетворять покупателя, компания для того и существует. Покупатель — клиент, источник доходов, без него вашего бизнеса не станет. Знаю: утверждение противоречит классической экономической теории, которая гласит: цель предприятия — забота об акционерах, покупателей надо удовлетворять в той мере, в которой это акционерам выгодно. В этой схеме клиенты — это владельцы, покупатели — просто участники процесса. А я утверждаю, что цель — забота о покупателе, он и есть клиент. Инвесторы и владельцы — материально заинтересованная сторона. Их желания нельзя игнорировать, ни больше ни меньше.

Я сталкивался с акционерами, которые «выдаивали» бизнес и теряли клиентов. Кто рискнет назвать их эффективными? Учебник по экономике в их ситуации советует обеспечить долгосрочную прибыль. Но этого недостаточно: надо отслеживать изменения потребностей покупателей и относиться к прибыли как к ограничивающему фактору, а не самоцели. Вот тогда можно всерьез говорить об эффективности.

Efficiency. Это оценка того, как вы что-либо выполняете в отрыве от результата. Измеряется уровнем затрат на производство единицы продукции. Чтобы добиться роста этого показателя, компания должна стать высокоорганизованной и всюду применять системный подход. Про обучение забудьте — новое дело чревато ошибками, которые негативно влияют на внутренние процессы. Девиз здесь — ни капли энергии впустую.

Итак, effectiveness — успешное выполнение функции, которое приводит к желаемому результату, а efficiency — правильная постановка процессов. Бывает, что компании далеко до организованности, но она эффективна? Конечно — если результаты достаются ей слишком высокой ценой. Может ли она быть неэффективной, но работать как часы? Случается. Вот пример: все действия в компании задокументированы, и все равно результаты не всегда оправдывают ожидания — потребности клиентов не удовлетворены. Это бюрократия.

Интереснее, конечно, как добиться баланса effectiveness и efficiency. Ведь очень часто менеджмент, стремясь не потерять в одном из качеств, ущемляет другое. Как разрешить это противоречие — отдельный разговор.