Не потерять себя | Большие Идеи

? Психология

Не
потерять себя

Лидерское безумие

Автор: Елена Евграфова

Не потерять себя

читайте также

Три вопроса для развития эмоционального интеллекта

Дэниел Гоулман,  Мишель Неварес

Чего хотят ваши клиенты? Время разобраться

Фрэнк Сеспедес

Если вы решили измениться, не читайте это!

Томас Чаморро-Премузик

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

КАК-ТО ЛЕТОМ ЗА ГОРОДОМ во время пикника мы поспорили с одним приятелем по поводу господина Н. — известного человека, владельца большой компании, почти олигарха. Разногласия вызвал вопрос: хороший Н. работодатель или скверный? «Представляешь, этой зимой он вывез всех корпоративных девушек за свой счет в Швейцарию — кататься на лыжах», — выдвинул аргумент в пользу Н. мой собеседник. Поступок, безусловно неординарный, но я не могла разделить восхищения приятеля — на это у меня были по крайней мере две причины. Во-первых, я уверена, что такая жирная подачка никогда не обходится даром, рано или поздно «благодетель» потребует компенсации за свою щедрость в той или иной форме. А во-вторых, что гораздо важнее, подобное бесцеремонное вторжение в личное пространство сотрудника, в его прайвеси, просто отвратительно. Если человек заработал поощрение, дайте ему премию и пусть он сам решает, куда ехать — в Швейцарию с коллегами, в Тоскану с любимым человеком или в Суздаль с компанией друзей. А вот навязывать сотрудникам даже самый лучший отдых по собственному выбору — значит переоценивать свою роль в их жизни. Вести себя по-отечески со взрослыми людьми ненормально. Полагаю, что в случае с Н. налицо первые признаки недуга под названием «неадекватность руководителя». Дальше аномалия будет нарастать и может обернуться лидерским безумием — запредельным нарциссизмом, безудержной паранойей или тотальной мизантропией.

Говоря о сумасшествии неадекватного руководителя, мы, конечно, преувеличиваем, — с медицинской точки зрения он вполне здоров, однако нормальным его тоже не назовешь: он так ведет себя, что с ним невозможно и не хочется иметь дело. Но и самому «больному» не позавидуешь: постепенно он теряет друзей и любимых людей, коррозия начинает разъедать его дело, а в финале героя ждет одиночество и жестокое разочарование.

Мы уже поднимали тему «свихнувшихся» лидеров на страницах «Harvard Business Review — Россия», в марте была опубликована статья «Тем больнее будет падать» Родерика Креймера. В этом номере к разговору подключаются российские психологи Марина Мелия и Андрей Копьев. В статье «Не дай мне бог сойти с ума» они анализируют феномен, делая акцент на российской специфике. У нас в стране «недомогание» осложняет так называемый синдром «кессонной болезни» — стремительно поднявшись наверх, люди не успевают личностно дозреть до нового уровня власти и возможностей, а образцов для подражания — увы — нет.

При этом само общество подталкивает людей к «безумию». Эгоизм и алчность выгодны социуму, во всяком случае на коротком отрезке пути — они побуждают лидера ставить амбициозные цели и достигать их. Рыночное общество формирует людей с рыночными характерами. «Цель рыночного характера — полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей», — писал в своей книге «Иметь или быть» известный американский психоаналитик и социолог Эрих Фромм. Такая адаптация приводит к тому, что человек теряет себя, свою уникальность — он перестает задаваться вопросами типа: кто я?, зачем живу?, что такое хорошо?, что такое плохо? — он становится частью корпоративной системы. «У людей с рыночным характером нет иных целей, кроме постоянного движения, выполнения дел с максимальной эффективностью, и если спросить их, почему они должны двигаться с такой скоростью, почему они стремятся к наибольшей эффективности, то на этот вопрос у них нет настоящего ответа, они предпочитают лишь рационализации типа «Чтобы было больше рабочих мест» или «В целях постоянного расширения компании», — развивает дальше автор эту тему. Ну а без чувства собственной идентичности очень легко сойти с ума.