Глубокие связи: какими принципами менеджмента руководствуется новый глава Nike | Большие Идеи

? Лидеры

Глубокие связи: какими принципами менеджмента руководствуется новый глава
Nike

Выходца из Bain на посту главы транснациональной корпорации сменит «старожил» Эллиот Хилл. За несколько десятков лет в Nike он прошел путь от стажера до топ-менеджера

Автор: Редакция «Больших идей»

Глубокие связи: какими принципами менеджмента руководствуется новый глава Nike
Эллиот Хилл / Фото: Nike

читайте также

Как рознице не разбазарить основной актив

Маршалл Фишер,  Сантьяго Галлино,  Сергей Нетесин

Бизнес и социум: союзники или антагонисты?

Ласло Крис,  Надя Жексембаева

За любой резкой сменой стратегии должна стоять история

«Для победы над бедностью нужно каждый год инвестировать $2 трлн»

В середине сентября 2024 года Nike объявила о том, что генеральный директор компании Джон Донахью уходит со своего поста, а на его место с 14 октября заступит Эллиот Хилл. Эту новость с восторгом встретил как фондовый рынок, так и сотрудники самой корпорации. Акции компании на нью-йоркской фондовой бирже Nasdaq подскочили уже после закрытия торгов на 8,5%, до $87,87 за штуку. Журналист Марк Уилсон из Fast Company, пообщавшись с рядовыми сотрудниками Nike, пишет, что многие из них в день объявления о назначении Эллиота Хилла ушли с работы пораньше, чтобы отпраздновать его триумфальное возвращение — Хилл покинул Nike в 2020 году, после 32 лет работы в компании. «Когда заходила речь о том, кто мог бы занять место Донахью, имя [Хилла] всегда звучало первым», — говорит в беседе с журналистом один из работников фирмы. Хилл, в свою очередь, заявил в обращении к сотрудникам, что «Nike всегда была значимой частью его идентичности».

Чем объясняется энтузиазм в отношении Хилла и каких управленческих практик придерживается новый CEO Nike?

Медленно, но верно

В Nike Эллиота Хилла действительно знают очень хорошо — он попал в компанию еще стажером в 1988 году. Перед этим Хилл окончил факультет кинезиологии Техасского христианского университета, а затем успел поработать помощником тренера профессионального клуба по американскому футболу Dallas Cowboys. Позже Хилл поступил в Университет Огайо, где получил степень магистра по спортивному администрированию. Именно там в процессе написания работы по маркетингу он впервые узнал о Nike, позже он познакомился с Тимом Джойсом, занимавшим тогда пост CEO компании и выступавшим в университете с лекцией. Попав после окончания вуза в Nike на стажировку, Хилл успешно прошел и ее — и получил должность продавца. Затем перешел на позицию торгового представителя, после стал менеджером по продажам. К 2000-м годам Эллиот уже был вице-президентом компании. А в 2020 году ушел на пенсию вскоре после того, как Джон Донахью был назначен генеральным директором.

Как отмечает CEO Enterprise, в отличие от многих руководителей корпораций, которые часто меняют компании в поисках более высоких позиций, Хилл в своей карьере следовал традиционной модели восхождения по корпоративной лестнице внутри одной организации. Зачастую работники выбирают частую смену работы как способ получить более высокую зарплату и расти по карьере. Хилл же оставался верным Nike, и эта преданность является ключевым фактором, определившим его стиль руководства: упорная работа, глубокое понимание культуры компании и непоколебимая приверженность бренду. «Я опытный лидер с сильным предпринимательским духом, глубокими связями с потребителями и мощной страстью к бренду Nike и миру спорта», — пишет он о себе в своем профиле в Linkedin.

Make Nike great again

На новом посту Хиллу предстоит решить несколько глобальных проблем, главная из которых — утрата лидерских позиций компании. Стратегия Донахью, которая предполагала фокус на интернет-продажах и отказ от долгосрочных партнерств с офлайн-ритейлерами, была хороша во время пандемии, но в итоге дала сбой — рост продаж компании зашел в тупик, пишет WSJ. В декабре 2023 года Nike понизила прогноз продаж и объявила о намерении сократить расходы примерно на $2 млрд в течение следующих трех лет. Оптимизация расходов происходила, в том числе, за счет сокращения 2% сотрудников (1600 рабочих мест). В конце июня Nike Inc. пережила самое крупное падение акций с 2001 года — на 18% за один день. Кроме того, компанию критикуют за зависимость от классических моделей, таких как Air Jordans и Dunks, и за отсутствие инновационного подхода в последние годы. Пребывание Донахью в должности завершилось весьма неоднозначной маркетинговой кампанией к Олимпиаде 2024 года, на которую Nike, по данным Bloomberg, потратила рекордную сумму.

Помимо стабилизации финансового положения компании от Хилла ждут, казалось бы, противоположных вещей: с одной стороны — появления инновационных продуктов, с другой — фокуса на устойчивом развитии, так как потребители все больше беспокоятся о том, как товары, которые они покупают, влияют на окружающую среду. Nike уже добилась значительных успехов в этой области, в частности, компания активно поддерживает сокращение углеродного следа и использование переработанных материалов. В частности, в 2019 году компания присоединилась к Хартии модной индустрии для борьбы с изменениями климата.

В заявлении после своего назначения Хилл как раз подчеркнул важность дальнейшего укрепления репутации Nike в области инноваций. «Вместе с нашими талантливыми командами я с нетерпением жду возможности выпускать смелые инновационные продукты, которые выделят нас на рынке и будут очаровывать потребителей на долгие годы», — сказал он.

Сохранение контактов

Эллиот Хилл однажды уже помогал Nike выходить из тяжелого периода. В 2017 году Nike проигрывал в конкуренции Adidas на родном североамериканском рынке. Тогда Хилл с коллегами подготовили стратегию компании, которая основывалась на нескольких принципах: удвоить количество запусков инновационных продуктов, при этом в два раза сократить время их разработки. А также обеспечить продажи напрямую, через свой сайт и приложение. Эллиот Хилл тогда как раз отвечал за развитие прямых продаж компании, а не оптовых, а также за перестройку партнерских отношений Nike с традиционными розничными ритейлерами. Хилл известен своей способностью налаживать связи с клиентами и партнерами Nike, считается, что он умеет не только налаживать, но и сохранять связь с людьми, с которыми работал на протяжении своей жизни. В частности, топ-менеджер рассказывал, что поддерживает отношения с некоторыми владельцами розничных магазинов спортивной одежды, с которыми работал в самом начале своей карьеры.

Командный дух

Задачей Хилла на новом посту, по мнению акционеров Nike, станет не только рост продаж, но и восстановление внутренней корпоративной культуры компании, которая за последние годы ухудшилась, так как снижение продаж и сокращения сказались на моральном духе сотрудников. Старший аналитик-исследователь Jane Hali & Associates Джессика Рамирес отмечает, что назначение Хилла является позитивным событием для Nike, поскольку новый гендиректор «глубоко понимает культуру компании, которая переживает упадок с точки зрения морального духа сотрудников».

Глобальный опыт Эллиота, его стиль руководства и глубокое понимание отрасли и партнеров в сочетании с его страстью к спорту, брендам Nike, продуктам, потребителям, спортсменам и сотрудникам делают его подходящим человеком для руководства компанией на следующем этапе роста Nike, убежден председатель совета директоров Nike Марк Паркер.

Опора на людей

По мнению одного из сотрудников Nike, который проработал в компании более 16 лет, Эллиот — идеальный генеральный директор Nike, потому что он может сплотить сотрудников так же, как спортивная команда объединяет своих болельщиков. «Он лидер, на которого люди хотят работать», — рассказывает сотрудник.

Сам Эллиот, еще даже не вступив в должность (официально он начнет работать в октябре), уже поддерживает сотрудников Nike и призывает их к прямой коммуникации.

После объявления о своем назначении он написал письмо всем работникам Nike, в котором признал, что компания сейчас находится в трудном положении, и призвал сообщать ему обо всех проблемах напрямую, пишет издание Complex. «Могу вас заверить, что мое сердце никогда не покидало Nike, и даже находясь за пределами компании, я всегда подбадривал вас», — цитирует издание это письмо Эллиота.

Хилл всегда подчеркивал значимость людей, с которыми он работает. Когда его спрашивают, чем он гордится, он рассказывает о людях, с которыми он работал в Nike. «Наблюдая, как люди вокруг меня растут, развиваются и добиваются успеха, я радуюсь, что сыграл некоторую положительную роль в их судьбе», —сказал Хилл в подкасте в прошлом году. Эллиот считает, что эмоциональный интеллект и эмпатия так же важны, как и умение конкурировать. «У вас должен быть эмоциональный интеллект, иногда его надо усилить, а иногда — приглушить. Не во всех ситуациях он бывает уместен», — пояснял Хилл.

Еще один из принципов Эллиота — начальники отвечают за воспитание нового поколения лидеров. «Наша ответственность как руководителей заключается в том, чтобы помогать своим сотрудникам расти и развиваться», — говорил он.

Лидерство во всем

Пока Хилл находился на своей временной пенсии, он продолжал заниматься любительским бейсбольным клубом «Остин Мунтауэрс» в родном Техасе, а также входил в совет попечителей своей альма-матер — Техасского университета. Хилл и его жена Джина поддерживают учебное заведение и другими способами — например, они предоставляют для занятий свой дом на ферме в Италии студентам-художникам, а также находят тренеров для студентов, которые занимаются спортом.

«Редко встречается лидер, который может быть одновременно смелым и решительным, а также вдумчивым и щедрым. Как выпускник, он помогал студентам и вкладывал время и ресурсы, чтобы молодежь добилась успеха. Как член совета [попечителей] он принимал мудрые стратегические решения. Эдди Хилл — вдохновляющий Horned Frog (маскот университета — прим. редакции), и мы не удивлены, что его выбрали для руководства крупнейшим мировым брендом», — заявил президент университета Виктор Дж. Бошини — младший.