Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали от офиса | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали
от офиса

Четыре принципа, которые помогут сделать обучающие экспедиции эффективными

Авторы: Кристофер Майерс , Майкл Дойл

Дикое лидерство: как развивать руководящие кадры вдали от офиса
Orla/Getty Images

читайте также

Что делать, если ваша компания не успевает за технологическими изменениями

Виктор Сурков,  Сергей Заборов

Четыре совета по улучшению офисного пространства

Салли Августин

Что делать, когда клиент нервничает

Джоди Уилмет,  Леонард Берри,  Скотт Дейвис

Драматургия и маркетинг: основные принципы

Алексей Каптерев,  Андрей Скворцов

Организации каждый год тратят миллиарды долларов на развитие руководящих кадров. И все же исследования показали, что многие из этих программ, по-видимому, не работают: они не помогают участникам развивать лидерские навыки, необходимые для работы в сегодняшних условиях, — умение реагировать на динамично меняющиеся ситуации и сотрудничать с людьми. 

Мы занимаемся программами развития лидерских качеств как исследователи, преподаватели и консультанты, и нас особенно вдохновляют успешные результаты походного формата — экспедиций в дикую природу. Участники, разделенные на несколько команд, развивают и оттачивают лидерские навыки, решая непростые задачи, связанные с общением и физическими нагрузками и неизбежные для тех, кто оказывается вдали от цивилизации. Суровая обстановка принуждает людей работать сообща, осваивать новые навыки, брать ответственность за свои решения и их последствия. При этом выявляются ключевые грани лидерства и командного взаимодействия, которые часто остаются незамеченными в «нормальных» условиях.

Наш личный опыт ведения таких экспедиций, в том числе десятидневного экспедиционного курса по развитию лидерских навыков для учащихся на MBA (либо сплав на каяках вдоль побережья Белиза, либо поход в горы в Норвегии), показывает, что такой формат успешно достигает многих целей современных программ по развитию лидерских компетенций. Эти экспедиции помогают участникам совершенствовать умение справляться с особо сложными задачами, принимать стратегические решения в неопределенных ситуациях, а также сотрудничать с командой и учиться у нее. Именно эти навыки желательны для современных руководителей организаций. Наши программы также благоприятствуют развитию способности адаптироваться и стойкости.

Экспедиции на природу и другие подобные мероприятия для руководителей проводятся в самых разных организациях. В частности, в NASA используют такие акции для обучения команд астронавтов и укрепления доверия. Однако мы понимаем, что это требует много времени и ресурсов, перемещений на дальние расстояния, а также хорошей физической формы. Все это доступно не всем руководителям и не всем компаниям. И все же мы полагаем, что как минимум четыре характеристики таких экспедиций можно адаптировать к другим типам программ по обучению руководящих сотрудников и развитию лидерских навыков и использовать для их улучшения.

Новый сложный опыт. Участники экспедиций оказываются в незнакомой обстановке, в которой требуется осваивать новые навыки и способы взаимодействия с окружающими, чтобы добиться успеха. Для большинства людей прибыть на отдаленный остров, где нет сотовой связи, и получить палатку, лопату и весло для каяка — не самый привычный способ провести выходные. Приходится осваивать новые модели поведения, что способствует появлению новых привычек и подходов к работе.

Эта новизна дает людям возможность по-новому себя проявить и раскрыть не использовавшиеся до сих пор способности и склонности, которые пригодятся и в решении управленческих задач. Даже опытных туристов неопределенность, присущая любой экспедиции (например, вызванная непредсказуемостью погоды и других условий), вынуждает вкладывать много усилий в работу команды. 

К сожалению, мы видим много противоположных этому тенденций в традиционных, «кабинетных» программах по развитию лидерских навыков. Например, традиционный курс обучения может включать в себя лекцию по общим понятиям о работе руководителя в сочетании с предоставлением обратной связи о том, что каждый участник в своей нынешней должности делает хорошо, а что плохо, или коучингом для совершенствования недостаточно развитых навыков. Получается информативно, но участникам это не дает возможности выйти за пределы освоенных областей знания и оттачивать свои лидерские навыки в новой обстановке. Просто концентрируясь на общих принципах или рефлексируя по поводу своего поведения в прошлом, человек не получает возможности раскрыть свой новый, еще не используемый потенциал или научиться реагировать на незнакомые, неопределенные ситуации, с которыми он может столкнуться в будущем.

Примерно так же обстоят дела с «ретритами» для командного обучения руководителей: участники оказываются в среде, похожей на их повседневную рабочую обстановку (например, в конференц-зале). Новых инсайтов и развития такой подход почти не несет, потому что каждый просто следует твердо усвоенным привычкам и паттернам взаимодействия. Экспедиция естественным образом принуждает адаптироваться к новой ситуации. Это ее преимущество организаторы мероприятия в замкнутом пространстве могут использовать, если создадут для его участников новую обстановку, в которой существующие иерархии не так важны (это может быть, например, что-то совсем простое вроде квеста «выйти из комнаты»). Новый опыт заставляет пересмотреть свои привычки и раскрывает невыявленные резервы знаний, инсайтов и потенциала.

Целенаправленная подготовка. Мало кто отправится в экспедицию в неосвоенную местность без основательной (физической, логистической и духовной) подготовки к решению грядущих задач и без четких целей. Кроме того, сам по себе отъезд в экспедицию требует осмысленности и сосредоточенности, так как вынуждает людей прервать связь с привычным рабочим окружением (в прямом и переносном смысле). В результате люди более продуманно участвуют в происходящем и узнают что-то новое о деятельности и поведении руководителя и на своем, и на чужом примере. Такие откровения могут оказаться неожиданными.

Например, в наших экспедиционных курсах участвует много ветеранов военной службы — мужчин и женщин, от которых естественно ожидать, что им будет комфортнее руководить командой в отдаленном суровом районе и что они по умолчанию вызовутся на роль лидера. И все же эти учащиеся, воспользовавшись возможностью установить цели своего участия в экспедиции и обдумать, какие задачи в области своего развития они могут решить, часто пользуются шансом отказаться от руководящей роли и учиться руководить у товарищей по команде. Это позволяет бывшим военным лучше понять, как адаптировать свой командирский опыт к корпоративному миру.

Подготовка и необходимость устанавливать цели в области развития, конечно, присущи не только мероприятиям на природе. И все же, когда предстоит оказаться вдали от цивилизации, многие подходят к планированию совсем не так, как в случае обычных лидерских программ, которые слишком часто воспринимаются как досадная нагрузка в рабочем графике, и всякая подготовка откладывается до последнего. Многие также остаются на связи с привычным окружением во время подобных курсов — отвечают на электронные письма или созваниваются с коллегами, лишая себя возможности полностью сосредоточиться на собственном развитии. В случае командного обучения ретриты и выездные программы могут быстро превратиться в место обмена жалобами. Также возможно, что их фокус сместится с задач из области личного развития участников на обсуждение технических моментов и совершенствования процессов.

Непрерывная обратная связь из множества источников. Во время наших экспедиционных курсов учащиеся получают большой объем обратной связи о своем стиле руководства и своей результативности. Сам ход экспедиции — отличный источник обратной связи: команда либо приходит в отмеченное на карте место, либо нет; палатка либо остается сухой, либо нет; все либо уходят из лагеря утром вовремя, либо нет — и тогда группу ждет ужин в темноте. Кроме того, мы каждый вечер проводим с каждой командой «разбор полетов». При этом назначаются партнеры по обратной связи, и каждый получает порцию эффективной критики, наблюдений и советов по результатам дневного перехода.

Эта непрерывная практика обратной связи делает открытые дискуссии и честное оценивание того, как люди воспринимают чей-либо стиль управления (негативно или позитивно), нормой для каждой команды. В непрерывном взаимодействии друг с другом участники группы понимают свою уязвимость, вырабатывается доверие друг к другу, формируются товарищеские чувства и готовность полагаться друг на друга, и все это остается с командой надолго после завершения программы. Мы действительно заметили, что участники наших мероприятий, по совместительству с работой учившиеся на MBA, уже вернувшись к своей повседневной работе, продолжают использовать своих товарищей по экспедиции как виртуальные референтные группы и источники обратной связи — даже если они работают в других организациях в разных частях страны.

И снова преимущества непрерывной и продуманной обратной связи не уникальны для экспедиционных условий. Однако очевидно, что в организациях обратная связь часто предоставляется в недостаточном объеме или слишком поздно и часто неэффективна. В программах развития лидерских навыков участники ее получают эпизодически — каждую неделю или каждый месяц — либо обобщенно и собирательно (например, по методу «360 градусов»). Тогда поведение руководителя изображается широкими мазками и прямо не соотносится во времени и пространстве с конкретными поведенческими элементами. Так упускается возможность должным образом отреагировать на каждый из них.

Повторяющиеся задачи. Экспедиционные программы по развитию лидерских навыков также пользуются преимуществами цикличности жизни в походных условиях. Каждый день экспедиции чем-то отличаются от других, но в основе их всех тот же самый набор задач (собрать рюкзак, найти дорогу, поставить лагерь и т. д.). В сочетании с постоянным поступлением обратной связи это повторение дает людям возможность действительно изменить свое поведение, руководствуясь отзывами товарищей. Цикл развития каждого участника завершается немедленной проверкой нового образа действий и измерением разницы между его результатом и результатом прошлого поведения.

В частности, мы видим, что учащимся трудно дается конкретное задание (например, совместное приготовление пищи на походной кухне) и обсуждаем с ними возникшие сложности. А на следующее утро они сразу после пробуждения получают возможность применить полученные знания, когда снова придется готовить. Хотя улучшения не всегда происходят немедленно, снова и снова возникающие возможности помогают участникам учиться и осваивать новые принципы поведения в режиме реального времени в течение курса. Это способствует переносу новых паттернов в повседневную работу.

На наш взгляд, этот элемент цикличности — одна из основных возможностей, упускаемых многими программами по развитию лидерских навыков или командному обучению. Мероприятия такого рода слишком часто являются разовыми, и даже в случае получения адекватной обратной связи и полноценной рефлексии участники стремятся просто усвоить полученную информацию и использовать ее на рабочем месте. Но без возможности попрактиковаться в использовании этих инсайтов изменений в лучшую сторону может не быть, а намерения могут не воплотиться.

Из-за этого пробела информация может забыться, инсайты — поблекнуть, намерения — ни к чему не привести. Возникает сумятица. Мы знаем, что перенос новых паттернов поведения из учебной обстановки в повседневную деятельность (основанную на системах и структурах, которые все еще держатся на «старом» образе действий) и без того трудная задача для руководителя. Если дать людям возможность немедленно применить на практике новые паттерны поведения или стратегии, это поможет им в более полном объеме использовать эти идеи на рабочем месте.

Вдали от цивилизации, где нет техники, конкурирующих задач офисной политики, появляется возможность понять саму суть лидерства и командной работы. При этом мы считаем, что перечисленные четыре элемента экспедиций на природу помогут усовершенствовать мероприятия по развитию лидерских навыков и командному обучению, проводимые в любой обстановке. Мы всегда будем пользоваться любой возможностью перенести обучение руководителей на природу, но признание этих принципов и их применение ко всем программам такого рода поможет реализовать на закрытых площадках самое ценное из того, что может предложить походный формат, и расширить возможности для развития руководящих сотрудников организаций.

Об авторах

Кристофер Майерс (Christopher G. Myers) — доцент в Университете Джонса Хопкинса (в Школе бизнеса Кэри и Школе медицины), а также в Институте безопасности пациентов и качества им. Армстронга. 

Майк Дойл (Mike Doyle) — директор по практическому обучению Школы бизнеса Кэри в Университете Джонса Хопкинса, сертифицированный коуч, соведущий экспедиционных курсов по развитию лидерских навыков, которые проводятся в Белизе и Норвегии. Руководит приключенческими программами для руководителей более 20 лет.