Искусство парадоксов, или Где искать новые идеи
Юлия ФуколоваСовременные менеджеры учатся не только в бизнес-школах и на практике — они также ходят в оперу, читают романы и изучают творчество художников-авангардистов. О том, что искусство может дать бизнесу, как развивать интуицию и фиксировать диссонансы, рассказывает декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ Сергей Филонович.
renchen.ru: Бизнес — сфера сугубо прагматичная. Что может дать предпринимателям искусство?
Сергей Филонович: Забавно, но ответ на этот вопрос нашел физик, академик Евгений Фейнберг. Он написал книгу «Две культуры», в какой-то мере его работа была ответом на знаменитую лекцию писателя Чарльза Перси Сноу про размежевание двух культур: гуманитарной и естественно-научной. Фейнберг пришел к выводу, что главная функция искусства — обоснование интуитивного способа познания мира. Интуиция — исключительная способность, которая важна и в бизнесе.
Что представляет собой интуиция с научной точки зрения?
Философы определяют интуицию как способность к усмотрению истины вне ее логического и эмпирического доказательства. Это своего рода инсайт, откровение. Интуиция порождается определенным опытом, но его можно приобрести разными способами: проводить научные эксперименты, заниматься творчеством и т. д. Если человек всерьез интересуется искусством, а не рассматривает его как развлечение по выходным или как обязаловку, чтобы считаться культурным человеком, то тем самым он развивает свою интуицию. А с точки зрения конкуренции интуитивные решения самые устойчивые.
Почему вы так думаете?
Потому что их невозможно воспроизвести. Решения, основанные на логике, можно повторить, тогда как интуиция и опыт у каждого свои.
Но интуитивное решение не означает безошибочное.
Аналитика тоже нередко подводит человека. Я бы сказал, что эти два способа познания существуют на равных основаниях, ни у одного из них нет явного преимущества. Интуиция просто добавляет к арсеналу бизнесмена важный элемент — возможность увидеть явления под новым углом зрения.
Как именно это происходит?
Интуиция позволяет фиксировать когнитивные и эмоциональные диссонансы, которые необходимы для порождения нового знания и новых идей. Диссонанс — это ощущение, что что-то здесь не так. Как рождались самые успешные проекты? Билл Гейтс обнаружил, что возможности компьютеров огромны, но пользователям надо знать языки программирования. Чтобы устранить этот парадокс, он придумал интерфейс, и теперь людям не нужно изучать программирование, а сам Гейтс стал миллиардером. Стив Джобс тоже увидел несоответствие — компьютеры большие, работать на них не очень удобно. Значит, нужно раскрепостить пользователя, дав ему маленькое устройство. Каждая новая идея в бизнесе связана с чувствительностью людей к подобным диссонансам, а искусство помогает эту чувствительность развивать.
Как находить эти диссонансы?
Чувствительность к диссонансам во многом зависит от воспитания — дети рождаются с естественным любопытством, а мы часто их забиваем. Людей можно с детства научить внимательно смотреть на вещи, но такому человеку сложно жить, потому что в нашем обществе диссонансов гораздо больше, чем нужно. А вообще парадоксы у нас все время перед глазами, все зависит от эстетического, интеллектуального и духовного опыта. Попробуйте вслушиваться в музыку — например, кантату Карла Орфа «Кармина Бурана». Это потрясающая музыка, она нагнетает атмосферу, передает накал человеческих страстей. Или, скажем, вы смотрите на картину и видите, как метко художник уловил ту или иную особенность. Неожиданный взгляд на привычные вещи дают импрессионисты. Современное искусство, несмотря на то что я не большой его поклонник, тоже заставляет удивляться. Всякого рода инсталляции вызывают иногда…
Оторопь?
Возможно. Но это тоже хорошо, потому что все наши чувства имеют значение. Инсайты ведь не происходят сами собой — это реакция мозга на внешние впечатления, и разнообразие впечатлений повышает вероятность озарения. Та же оторопь вполне может переключить наше сознание.
Иными словами, кто-то за переключением сознания ездит в Тибет или гоняет на мотоциклах, а кто-то ходит в оперу?
Совершенно верно. А еще в кино и на выставки, слушает музыку, потому что развитию интуиции способствуют любые виды искусства. Например, исследователи выяснили, что музыка влияет на качество финансовых решений. Оказалось, что, слушая тревожную музыку, люди принимают более взвешенные решения. А, скажем, под легкий джаз они более расточительны. То есть музыка может быть триггером конкретных действий.
Насколько глубоко нужно погрузиться в искусство, чтобы научиться видеть диссонансы?
Любые требования здесь чрезмерны. Но если вы в общих чертах знаете историю искусства, то увидите больше. Например, я ставил эксперимент на своей жене и повел ее в Эрмитаж — сначала в зал Тициана, потом к «малым голландцам». А потом спросил, в чем разница между художниками. Она ответила, что у картин разные размеры. А ведь это важная деталь! Работы Тициана висели во дворцах, в церквях, ему заказывали религиозные сюжеты. А работы «малых голландцев» — в домах обычных людей. Собственно, эти художники и сделали живопись предметом быта. И сюжеты у них реалистичные. Такой практичный подход во многом изменил социум. В конце концов, маленькая Голландия стала лидером в Европе в экономическом и политическом плане. Если вы знаете историю, то получите от искусства больше эмоций. Полезно также обсуждать свои наблюдения друг с другом, это опять-таки повышает чувствительность к разнообразию. Ведь когда бизнесмен предлагает идею, окружающие не всегда воспринимают ее одинаково — они могут увидеть в ней свой смысл.
Гуру менеджмента Джеймс Марч в интервью HBR говорил, что руководителю важно фиксировать неопределенность мира, но при этом доносить свои мысли до окружающих в простой и ясной форме. В качестве тренировки Марч рекомендовал управленцам читать стихи. Вы с ним согласны?
Тогда авторизуйтесь