Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата Илона Маска | Большие Идеи

? Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата
Илона Маска

Почему Tesla планирует заплатить своему владельцу $56 млрд

Автор: Джордж Серафейм

Дело не в миллиардах: кому нужна зарплата Илона Маска
CSA-ARCHIVE/GETTY IMAGES

читайте также

Как перезапустить экономику в условиях пандемии

Артуро Брис,  Жан-Филипп Бонарди,  Мариус Брюлхарт

Как нанять лучших специалистов и не разориться

Амелия Фридман

Бренд от селебрити: что делает его успешным?

Айелет Израэли,  Джилл Эйвери,  Леонард А. Шлезингер ,  Мэтт Хиггинс

Бывшие коллеги нужнее, чем вы думаете

Дэвид Буркус

В начале этого года акционеры Tesla одобрили крупнейший в истории компенсационный пакет для гендиректора, который на самом деле явно не нуждается в деньгах. Илон Маск и так невероятно богат и не похож на человека, которого можно мотивировать еще большими суммами. Психолог Даниэль Пинк считает, что основные источники мотивации людей, удовлетворивших свои базовые потребности в еде и жилье, — это независимость, мастерство и цель. Маск превосходно подтверждает эту мысль. Он проявляет независимость, работая над самыми амбициозными проектами. Он постоянно стремится достичь вершин мастерства в том, чем занимается. И наконец, он  крайне целеустремленный человек. Однако это противоречие практически не упоминается, когда речь заходит о вознаграждении Маска.

Более того, большинство дискуссий упускает самое важное. Главное в устройстве нового компенсационного плана и объявлении о нем вовсе не деньги. Главное — демонстрация намерений Tesla стать гигантом в области использования чистой энергии, что поможет решить проблему изменения климата и трансформирует автомобильную отрасль. Для этого Маску нужно не только добиться доверия инвесторов, но и убедить их в своем радикальном видении будущего компании.

Единственная причина, по которой Tesla до сих пор жива (ведь компания не приносит прибыли, что напоминает историю становления Amazon), — это вера инвесторов в то, что она сможет справиться со своей задачей: произвести революцию в области транспорта.

Tesla привлекательна для инвесторов не как обычный автопроизводитель, а как компания, которая может стать одним из самых крупных игроков в низкоуглеродной экономике будущего. Компенсационный план Маска, по которому он получит акции и бонусы на сумму в $56 млрд, если рыночная капитализация Tesla достигнет $650 млрд, нужен, чтобы выдвинуть ценностное предложение для Уолл-стрит. В Tesla инвестируют не ради устойчивого дохода, а из-за того, что она может стать одной из самых важных компаний этого столетия.

Если бы Tesla ставила перед собой задачу достичь рыночной капитализации в $100 млрд (что, откровенно говоря, является амбициозной целью для большинства компаний, так как требует годовую рентабельность в 7% на следующие 10 лет), то инвесторы быстро потеряли бы интерес к финансированию компании. Они подписывались на радикальные изменения, а не на устойчивые доходы.

Маск знает, что одно из самых больших конкурентных преимуществ Tesla — терпение и умение думать о задачах на перспективу (не только об управлении, но и о своих инвесторах). Чтобы сохранять терпение, необходимо постоянно видеть перед собой путеводную звезду в виде рыночной капитализации в полтриллиона долларов. Связав свою компенсацию с этим видением, он показывает Уолл-стрит, к чему стремится.

Почему будущее требует чего-то большего, чем еще одного отличного автопроизводителя? Будущее автомобильной отрасли предполагает взаимосвязь трех тенденций, которые всего несколько лет назад казались не связанными друг с другом: беспилотных автомобилей, каршеринга и электромобилей. Эти тенденции помогут автопрому отказаться от использования углеводородов, что будет способствовать решению проблемы изменения климата; значительно улучшит здоровье людей, снизив количество аварий и загрязнение окружающей среды; увеличит доступность передвижения и уменьшит количество машин на дорогах, заметно повысив качество жизни.

Эти тенденции связаны друг с другом, потому что распространение беспилотных автомобилей снизит стоимость их совместного использования. А рост каршеринга и автономности машин будет способствовать их электрификации, так как затраты на владение снизятся, и автомобили будут эксплуатироваться более эффективно. Когда четыре года назад я изложил эту идею группе руководителей высшего звена, в том числе из автомобильной отрасли, большинство из них сказало, что этот сценарий возможен в лучшем случае через 20 лет, что «Tesla никогда не сделает полноценный автомобиль» и что «Lyft и Uber — для миллениалов». Но тенденции изменились, и сегодня все автопроизводители включились в гонку за будущее. General Motors добилась значительных успехов в области беспилотных технологий; Mercedes и BMW заключили партнерское соглашение для развития совместных решений в сфере мобильности, и все производители объявили о планах по электрификации своих моделей.

Компенсационный план Маска, включающий амбициозные цели по рыночной капитализации, необходим для создания именно такого видения. Для того чтобы Tesla к 2028 году достигла стоимости в $650 млрд, рынку придется значительно измениться, и на электромобили должна будет приходиться подавляющая доля новых продаж. Это будет способствовать росту выручки Tesla от продаж как автомобилей, так и батарей. Такое будущее, вероятно, потребует, чтобы технология, применяемая в беспилотных автомобилях, стала совершенной и могла широко и безопасно использоваться не только в моделях Tesla, но и в автомобилях других производителей, которые будут работать по лицензии.

Столь амбициозные цели в первую очередь являются стратегическим шагом для привлечения внимания инвесторов к самому главному. Маск всегда поступает так, общаясь с ними. Если сравнить записи телеконференций различных автопроизводителей, становится ясно, что он единственный, кто все время подчеркивает долгосрочный подрывной потенциал Tesla. Он также постоянно обращает внимание инвесторов на S-образную кривую развития компании.

Например, отвечая на вопрос аналитика о том, как инвесторам следует относиться к планам Tesla по наращиванию объемов производства, Маск заявил: «… наращивание производства происходит по S-образной кривой. Крайне сложно точно предсказать, как поведет себя кривая в самом начале. Сначала она растет очень медленно, затем экспоненциально, далее линейно и, наконец, переходит в логарифмическую кривую. Поэтому ужасно трудно предсказать, какой будет форма этой кривой. И в этом-то весь подвох: вы пытаетесь нанести на эту кривую квартальные результаты, и в зависимости от того, в какой ее части находитесь, разница может оказаться колоссальной. Но ситуация может измениться всего за несколько недель благодаря экспоненциальному характеру роста в начале кривой».

К Tesla возникает больше вопросов на тему подрывных технологий, чем к другим автопроизводителям. Неудивительно, что часто обсуждаются технологии автономного управления и положение Tesla в этом вопросе относительно конкурентов. Предметом дискуссий также является возможность появления подрывных инноваций для других индустрий. Аналитики допускают крупные изменения на рынке автострахования, если заявления Tesla о том, что их автомобили являются на 90% безопаснее традиционных, окажутся правдой. Влияние Tesla на формирование ландшафта транспортной отрасли всегда остается в центре внимания. Вопросы же инвесторов Ford в основном сосредоточены вокруг ее влияния на маржу, продажи и другие финансовые показатели.

Будущее Tesla неопределенно. Но в периоды трансформаций целеустремленные организации часто лучше справляются с переменами, чем компании, действующие по инерции и сталкивающиеся со значительным сопротивлением в собственных рядах. Убедить менеджеров среднего звена и других сотрудников получить новые навыки, начать пользоваться новыми процессами и бизнес-моделями бывает проблематично, если организация не сплочена вокруг общего видения. Теперь у нас есть доказательства, что цель является движущей силой производительности. Пока похоже, что большинство автопроизводителей действуют, отвечая на изменения динамики рынка, а не из стремления улучшить жизнь людей. Чтобы победить, лидер должен изменить эту ситуацию.

Об авторе. Джордж Серафейм — доцент делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса.