Научитесь управлять эмоциями для лучшей концентрации | Большие Идеи

? Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Научитесь управлять эмоциями для
лучшей концентрации

Внимание эфемерно, наша способность сосредоточиться весьма ограничена.

Автор: Эд Батиста

Научитесь управлять эмоциями для лучшей концентрации
Zonduurzaam Deventer / Unsplash

читайте также

Фидбэк по правилам: как настроить обратную связь

Мария Григорьева

Почему новым руководителям становится не по себе

Мишель Антеби,  Нишани Бурмо

Что можно и нельзя делать при общении с разными типами коммуникаторов

Лия Метер

Платформа будущего

Виктор Орловский,  Владимир Коровкин,  Лев Хасис

Самый драгоценный ресурс лидера — это не время, а сосредоточенное внимание. Время все равно уходит, и только концентрация помогает нам что-то сделать. Когда мы направляем внимание на конкретный разговор или на какое-то задание, то с минимальными затратами времени достигаем максимального эффекта. Но если не удается сосредоточиться на работе, то и целых суток мало. Какие выводы может из этого сделать каждый из нас?

Нужно осознать, как важно оттачивать свою способность концентрировать и направлять внимание, сводя к минимуму отвлекающие моменты. Один из важнейших шагов к этой цели — управление эмоциями. Психолог Виктор Джонстон называет эмоции «выборочными гедонистическими усилителями»: они повышают громкость определенных сигналов среди окружающего нас шума, привлекая внимание к определенным событиям и отвлекая от других. Иными словами, эмоции — это магниты внимания.

Соответственно, знать свои эмоции и регулировать их необходимо для продуктивной направленности вашего внимания. Вот несколько практических указаний.

Укрепляйте способность к вниманию. Ее можно развить с помощью различных практик: медитация, ведение дневника, отдых на природе, регулярные занятия спортом и хороший сон. Все перечисленное укрепляет внимание, помогает избавиться от отвлекающих факторов и управлять эмоциями эффективно. Даже небольшие затраты времени на медитацию, отдых на природе и спорт приносят очевидные плоды. Недавнее исследование показало, что несколько минут медитации в день, один час в неделю на природе, краткие заметки в дневнике по вечерам заметно улучшают самочувствие. Мой опыт коуча подтверждает, что в результате повышается и личная эффективность. Важно регулярно выполнять эти ежедневные или еженедельные упражнения.

Хотя сами по себе эти занятия доставляют удовольствие, не нужно считать их роскошью — это инвестиции в собственную максимальную эффективность. Некоторые профессионалы в начале карьеры часто добиваются успеха благодаря тому, что могут отказаться от всех этих «подпорок» — они мало спят и не занимаются спортом, работая днями напролет. Какое-то время благодаря таким жертвам мы можем успевать больше, но в результате способность сосредоточиться убывает. И хотя руководители высшего звена, к числу которых принадлежит большинство моих клиентов, продолжают работать изо всех сил, на новом этапе они создают нечто ценное не благодаря дополнительным часам работы, а благодаря качественной работе, то есть умению концентрироваться.

Перекройте утечки. Внимание эфемерно, наша способность сосредоточиться весьма ограничена. Отвлекающие факторы могут подорвать самое эффективное руководство, поэтому нужно избегать любых «утечек внимания». Несколько месяцев назад я писал: «Все эти функции наших телефонов и прочих гаджетов — пищать, мигать, гудеть, сверкать красными цифрами — рассчитаны на привлечение внимания и усиление чувства «срочности». Но в самом ли деле эти сообщения неотложны? Вовсе нет. Так выключите же телефоны и все остальное».

Разрушительно действует на внимание и «многозадачность» (термин, кстати говоря, совершенно неверный). Можно выполнять одновременно маловажные задания, для которых не обязательны умственные усилия, но сложная работа — единственная, благодаря которой человек создает нечто ценное — разговор один на один, ведение собрания или принятие на нем решений, креативная мысль, творчество, требует всепоглощающей сосредоточенности. В таких делах многозадачность приводит к неэффективности: мы переключаемся с одного дела на другое и утрачиваем концентрацию прежде, чем достигнем более глубокого уровня мысли.

Выделите свободные часы. На время руководителя все покушаются, всем требуется его внимание, и, если он не проявит бдительность, его время растащат по кускам на недели вперед. Нужно отвести в календаре свободные часы — еженедельно, лучше ежедневно, которые будут выделены для креативного мышления и восстановления израсходованных запасов внимания.

Значит, придется отказывать людям, поскольку все считают, что их дело достойно внимания здесь и сейчас. Продуктивный управленец понимает, что все просьбы он удовлетворить точно не сможет, многие придется попросту игнорировать. В принятии таких решений ему должны помочь коллеги, родные и друзья (и в особенности личный секретарь). Должность личного секретаря специально придумана для того, чтобы сохранить руководителю «свободные» часы в календаре. Если секретарь не понимает этого, от него будет больше вреда, чем пользы.

Заключительное примечание: если вы — управленец и участвуете в собрании, недостойном того, чтобы уделить ему внимание, то вы исполняете тут чисто театральную роль. Иногда и это нужно. В каждой компании есть свои ритуалы. Но чаще всего от таких постановок страдает общее дело, потому что зря расходуется самый ценный ресурс. Сообщите организаторам собрания, что вы готовы присоединиться к ним в другой раз, когда вы действительно будете нужны, извинитесь и идите заниматься реальными проблемами. А если это вы затеяли такое собрание, то вы зря тратите время всех и каждого — все выполняют тут ритуальную роль, подчиняясь вашему авторитету. Поговорите по душам с надежным советчиком и постарайтесь понять, много ли пользы от подобного мероприятия.

Благодарю Криса Остерайха за своевременное напоминание о ценности свободных часов.

Читайте по теме: