Гибкая жизнь: добиваемся успеха в эпоху многозадачности | Большие Идеи

? Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гибкая жизнь: добиваемся успеха в
эпоху многозадачности

Как компании и люди должны ставить цели, которые приведут их к победе

Автор: Дори Кларк

Гибкая жизнь: добиваемся успеха в эпоху многозадачности

читайте также

Получить обещанное: тонкости смены власти

Голдсмит Маршалл

«Никто не скажет вам спасибо за ваши страдания»

Предпринимательство заведомо порождает неравенство

Дэниел Айзенберг

Почему умирают корпоративные университеты

Алена Мастерова

Мы работаем в стремительный век, когда все перегружены информацией и, чтобы преуспеть, вынуждены расставлять приоритеты и сосредотачиваться на чем-то конкретном. Это верно не только для корпораций, но и для людей. Чтобы достичь своих самых важных целей, мы должны бороться с двумя опасными тенденциями: желания слишком строго придерживаться намеченного плана или попыток делать слишком много вещей одновременно.

Может показаться, что противоядием против суеты и отвлекающих моментов рабочей среды может стать постановка долгосрочных целей, которых после того, как вы с ними определитесь, нужно будет не покладая рук достигать. Но это не так, утверждает исследование, проведенное профессором Колумбийской бизнес-школы Ритой Макграт. В своей книге «Конец конкурентного преимущества» она пишет, что самые успешные компании из ее выборки «вкладывают значительные ресурсы в гибкость».

Вместо обычного ежегодного ритуала стратегического планирования лучшие компании используют планирование каждый квартал. «Ускоренный темп операций позволяет им чрезвычайно быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Они замечают необходимость перемен и адаптации раньше, чем организации с более традиционным годовым циклом», – отмечает Макграт. Иными словами, скорость и гибкость – вот составляющие успеха в сегодняшней динамичной деловой среде.

Похожий ежегодный ритуал планирования есть и у многих профессионалов. К примеру, многие пишут сами для себя новогодние обещания. Нет ничего плохого в планировании своего развития на год вперед, ведь это дает вам преимущество по сравнению со многими коллегами, которые не утруждают себя мыслями о своем профессиональном росте, или исходят из предположения, что о них позаботится работодатель, оплатив несколько полезных тренингов. Но как показывают исследования Макграт в корпоративной сфере, будет еще лучше, если вы сделаете свой цикл планирования короче, чтобы учесть меняющиеся обстоятельства.

Так вы сможете обнаружить, что цель, которая когда-то казалась желанной (например, «достичь лучшей физической формы, играя в бадминтон с другом»), может на поверку оказаться ужасной идеей. В этом я недавно убедилась на собственном опыте, когда из-за утренних спортивных занятий перестала высыпаться и эффективно работать. С другой стороны, некоторые приоритеты вполне можно отложить в долгий ящик, когда подворачивается свежая незапланированная возможность.

Многие профессионалы подрывают свои шансы на успех, цепляясь за устаревшие цели, но есть и те, кто не может толком добиться ничего, поскольку слишком распыляется, пытаясь достичь всего одновременно.

Одним из доказательств этого утверждения можно считать популярность списков дел, с помощью которых многие из нас пытаются уследить за всеми своими обязанностями. Согласно исследованию LinkedIn, такими списками пользуются 63% профессионалов. Все это было бы здорово, если бы мы действительно достигали того, что наметили. Но стартап iDoneThis проанализировал данные своих пользователей и обнаружил, что 41% всех дел, внесенных в список, не был сделан, что не так уж удивительно в мире, где перед квалифицированным работником, согласно исследованию психологов Рэя Баумейстера и Джона Тайрнея, в каждый конкретный момент времени стоит в среднем 150 задач.

С таким количеством конкурирующих приоритетов легко понять, почему нечто значимое (например, написание книги) постоянно перемещается в конец очереди, поскольку не может соперничать с немедленным удовлетворением, получаемым от таких задач, как «написать письмо» или «поработать над презентацией».

Осознание этих двух проблем повлияло и на мой личный подход к постановке задач. Вместо того, чтобы ежегодно давать себе новогодние обещания, я ставлю цели на ближайшие шесть месяцев. Например, в 2015 году моими профессиональными целями стали «удвоение аудитории электронной рассылки к концу года» и «выпуск моей новой книги Stand Out». На вторую половину года я оставила себе первую цель, а вторую обновила, наметив договориться о продаже проекта следующей книги.

Еще один секрет заключается в том, чтобы ставить себе лишь две цели на один отрезок времени. Списки дел перестали восприниматься всерьез по многим причинам, но самая главная из них в том, что скопление множества задач в одном месте мешает нам увидеть самое важное. Разумеется, я не свожу всю свою профессиональную жизнь к двум целям. К примеру, в 2015 году я записала более 160 подкастов-интервью в поддержку своей книги. Эту деятельность я вообще не ставила себе как цель, но я рассматривала эти интервью на предмет их пользы для моих главных целей. Поскольку известность, которую мне принесли подкасты, помогала как продвигать книгу, так и наращивать список контактов для рассылки, в них был двойной смысл, ведь они помогли мне продвинуться сразу по двум направлениям.

Конечно, смысл постановки задач не в том, чтобы успешно достичь тех целей, которые мы слепо себе поставили два года назад. И не в том, чтобы максимально улучшить свои результаты в разных мелких тривиальных и скучных делах. Главное – это способность достигать верных больших целей – тех, которые могут изменить вашу жизнь, например, представления к повышению у высшего руководства, издания книги или запуска нового предприятия.

Такие цели могут быть достигнуты, если вы готовы регулярно сомневаться в своих базовых предположениях, при необходимости переоценивать ценности и отказаться от легкой дозы дофамина, получаемой от вычеркивания простых дел из списка. На самом деле от этих простых дел можно попросту отказаться, а сэкономленное время посвятить крупным проектам, которые действительно принесут вам пользу.

Об авторе: Дори Кларк – консультант по стратегическому маркетингу, автор книги «Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию» и один из авторов опубликованного HBR «Путеводителя по поиску правильной работы» («Guide to Getting the Right Job»).