Составьте план своего профессионального развития на год вперед | Большие Идеи

? Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Составьте план своего профессионального развития на
год вперед

Профессиональное развитие имеет три основных аспекта: учеба, связи, творчество

Автор: Дори Кларк

Составьте план своего профессионального развития на год вперед

читайте также

Алексей Учитель: «Мотивация всегда одна — сыграть на пределе возможностей»

Дмитрий Фалалеев

Рецепт здоровых взаимоотношений

Ирина Гусинская

Жизнь на цыпочках

Елена Евграфова

Не стоит домысливать за других

Светлана Иванова

Наступил новый год, вы, наверное, уже расписали свои планы: запуск нового продукта, рост продаж на 20%, завершение крупной сделки. Возможно, и какие-то личные новогодние обязательства были приняты — например, похудеть на пять кило или трижды в неделю посещать спортзал или выучить, наконец, испанский.

Но слишком часто задачи профессионального развития, то есть не только достичь тех или иных целей, но и стать в чем-то лучше, сводятся к рутинным галочкам в ежегодном отчете. Однако чтобы подняться на следующий уровень, пора спросить себя: «Что нужно сделать, чтобы в концу года стать более ценным специалистом, чем был в начале года?».

Некоторые вложения окупаются не сразу, однако инвестировать в личное развитие очень даже стоит: это обернется вашим личным конкурентным преимуществом, ведь очень многие вокруг вас сосредоточены лишь на сиюминутных победах, а о прочем забывают.

Профессиональное развитие имеет три основных аспекта: учеба, связи, творчество. Приоритетность того или иного аспекта зависит от этапа вашей карьеры и от остальных планов на год.

План учебы начинается с выявления пробелов в ваших знаниях или опыте. Есть ли в вашей профессии области, с которыми вы плохо знакомы? Или же вы перешли на другую работу, появились новые обязанности и требуется фундаментальная подготовка, пора ознакомиться с обязательной литературой по этой теме?

Десять лет назад, занявшись консалтингом, я каждый вечер на протяжении трех лет отводила чтению классических гуру менеджмента, таких как Питер Друкер, а также популярных современных авторов — Джима Коллинза, Кита Феррацци. Если хочешь, чтобы клиенты воспринимали тебя всерьез, нужно же знать, что такое «посадить в автобус правильных людей» или «никогда не обедать в одиночестве».

Читайте материал по теме: 4 расхожих мнения о тайм-менеджменте

Точно так же, получив назначение в другую страну, вы поспешите побольше прочесть журнальных и газетных публикаций об этом регионе, разобраться в местной политике и культуре, познакомиться с теми классическими произведениями литературы, на которые жители этой страны будут ссылаться, рассчитывая на ваше понимание.

Возможно, вам требуется развить какие-то навыки или разобраться с интересными наметившимися трендами. В зависимости от конкретной задачи определите наиболее подходящий метод: курсы (в интернете или в университетской аудитории), самостоятельное чтение, слушание подкастов.

Развитие связей начинается с вопроса о том, кому в вашей компании принадлежит власть и конкретно от кого зависит ваше будущее в вашей профессии. Понятно, что велико влияние непосредственного начальника, однако зачастую он вовсе не единолично решает вопросы о повышении и о распределении интересных заданий. Кто еще пользуется в компании влиянием? И к кому ваш босс прислушивается? В «персональном ребрендинге» я советую нарисовать схему, отражающую все эти отношения, и раскрасить зеленым цветом близкие отношения, желтым — нейтральные и красным — отсутствующие или негативные отношения.

Ваша задача на ближайший год — улучшить ключевые отношения на один цветовой тон, то есть красные перевести в разряд желтых, а желтые закрасить зеленым. Подумайте, как проводить больше времени с нужными вам людьми (и при этом не сделаться навязчивым и не показаться подхалимом). Например, если вы работаете в одном комитете, пригласите такого человека на чашку кофе обсудить последние новости. Уделяйте больше внимания секретарю большого босса, и у вас сложатся более прочные отношения. Или, например, если человек, от которого многое зависит, проводит благотворительный обед и продает билеты, то приобретите лишний билет: тем самым вы поддержите дело, о котором он печется, и проведете с ним три часа за одним столом, узнаете, чем еще он занимается, помимо работы.

Если вы уже давно работаете в компании и здесь у вас сложилась прочная социальная сеть, имеет смысл искать новые связи вне ее: с кем еще вы бы хотели познакомиться из коллег или же из представителей местного бизнеса?

Читайте материал по теме: Как излечиться от синдрома хронической занятости

И наконец, чаще всего в профессиональном развитии пренебрегают творчеством. Многие люди рассматривают профессиональное развитие как довольно-таки пассивную форму приобретения навыков. Но, создавая новый контент и делясь своими мыслями, вы можете наилучшим образом совершенствоваться профессионально. У такого подхода сразу два преимущества: во-первых, когда вы пишете, произносите речи, записываете подкасты или видео, вы учитесь формулировать свои знания достаточно кратко и при этом увлекательно. Это вынуждает вас глубже разобраться в деле, уточнить свои знания.

Во-вторых, как я говорю в книге «Stand Out», ключевой элемент профессионального развития — создание и культивация собственного персонального бренда. Публично делясь своими знаниями, вы приобретете репутацию эксперта и пожнете всевозможные преимущества: появятся новые клиенты, коллеги преисполнятся уважения к вам, откроются непредвиденные возможности. Репутация эксперта не создается за один день, но упорное творчество на уровне хотя бы одной заметки в неделю через год-другой принесет огромные дивиденды в вашей профессии.

Развитие лидерских качеств — это долгосрочные инвестиции, требующие не только времени и сил, но и тщательного планирования. Принимайте обязательства на будущий год с ясным пониманием того, что нужно достичь во всех трех сферах — учебы, связи, творчества — и к началу следующего года вы уже на два хода обойдете своих конкурентов.

Читайте по теме: