Ездить на работу больше не нужно. Но куда уходит время? | Большие Идеи

? Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Ездить на работу больше не нужно. Но куда
уходит время?

Почему удаленка не всегда позволяет экономить время сотрудников

Авторы: Эндрю Кан , Раффаэлла Садун , Орит Шаер , Томас Теодорович

Ездить на работу больше не нужно. Но куда уходит время?

читайте также

Удушающее руководство

Елена Евграфова,  Фрайер Бронуин

Как принимают решения венчурные капиталисты

Илья Стребулаев,  Пол Гомперс,  Стивен Каплан,  Уилл Горналл

Почему и как приходится увольнять хороших сотрудников

Пэт Уэйдорс

Награда за цельность

Лейнванд Пол,  Майнарди Чезаре

Пандемия COVID-19 вынудила многие компании по всему миру перевести значительную часть сотрудников в удаленный режим, что практически полностью отменило ежедневные поездки на работу и обратно. Как работники перераспределили это время? Или, если говорить более обобщенно, как вынужденный переход к работе из дома повлиял на организацию труда и способы взаимодействия друг с другом? И одинаковым ли оказался эффект у менеджеров и рядовых сотрудников?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы подробно изучили дневники использования времени 1,3 тыс. работников интеллектуального труда из США, собранные летом 2019 и 2020 года. В этом интервале можно отследить, насколько изменился ежедневный график с начала пандемии COVID-19. Мы сосредоточились на том, когда и сколько люди работают и какие виды деятельности составляют их рабочий день.

Мы предсказуемо обнаружили, что наиболее заметным эффектом перехода на удаленный режим стало высвобождение времени, которое тратилось на проезд (41 минута в день). Но разные типы работников использовали его по-разному: независимые сотрудники (то есть не имеющие обязанностей руководителей) стали тратить его на личные дела, в то время как менеджеры стали больше работать и проводить больше времени на встречах. При этом для последних дополнительная занятость более чем полностью перекрывала эффект отмены поездок в офис и обратно: рабочий день увеличился в среднем на 56 минут, а время на ответы на электронную почту — на 13 минут. У менеджеров в крупных компаниях эти изменения оказались даже более существенными: они тратили на 22 минуты больше в день на встречи и на 16 минут больше на переписку.

Эти данные говорят о значительной реорганизации работы после окончания пандемии, особенно для управленцев. Организациям и менеджерам необходимо осмыслить произошедшие изменения, чтобы успешно адаптироваться к новой реальности работы из дома.

Результаты опроса

Мы собрали подробную информацию о ежедневной деятельности работников интеллектуального труда США в различных сферах в три этапа: август 2019 года (615 участников), июнь 2020 (203 участника) и август 2020 года (545 участников). До пандемии коронавируса все они ездили на работу. Участников попросили вспомнить наиболее типичный рабочий день и записать, что и когда они делают. Эти данные позволили нам получить для выборки в 1,3 тыс. человек оценки более чем 20 тыс. видов деятельности с указанием времени начала, окончания и длительности уделяемых им интервалов.

Сравнив модели до и после начала пандемии, мы обнаружили следующее:

1) Сокращение времени поездки на работу на 41 минуту и увеличение времени на личные дела на 37 минут, особенно по утрам. Многие респонденты продолжали работать и после окончания рабочего дня.

2) В целом времени на работу участники тратили не больше прежнего, но увеличилась продолжительность рабочего дня. У всех респондентов, участвовавших в опросе в 2020 году, время между началом первого рабочего процесса и окончанием последнего возросло на 36,3 минуты.

3) Значительные различия в том, как изменился рабочий график у менеджеров и независимых сотрудников:

  • Менеджеры смогли получить всего 23 минуты личного времени, а независимые сотрудники — более часа.

  • Продолжительность рабочего дня увеличилась на 56 минут у менеджеров и не изменилась у независимых сотрудников.

4) Существенные изменения в организации рабочего дня менеджеров и их отсутствие у сотрудников:

  • Менеджеры на 12% чаще участвовали в интерактивных действиях (например, личных и виртуальных встречах, семинарах, рабочих звонках).

  • Менеджеры на 6% чаще посвящали время чтению электронной почты и ответам на нее.

  • Менеджеры на 8% реже обедали с коллегами или проводили вместе свободное время.

Эти результаты в наибольшей степени относились к менеджерам крупных фирм (250 человек и более), где потребности в координации предположительно выше.

Наше исследование не могло охватить все виды взаимодействия, происходящие по электронной почте или на платформах для обмена сообщения вроде Slack и Teams. Зафиксированный нами рост времени, проводимого на встречах, может представлять нижнюю границу оценки дополнительной занятости во время пандемии, приходящейся на взаимодействия и коммуникации.

Влияние на сотрудников

Как эти изменения влияют на благополучие сотрудников? И меняются ли предпочтения в пользу удаленной работы в связи с новым рабочим графиком?

Удивительно, но учитывая мрачную реальность, с которой столкнулись многие из нас в данный момент, мы обнаружили, что респонденты не считают, что пандемия изменила их общее ощущение благополучия и настроение. Почему? Пожалуй, дело в том, что многие работники, менеджеры и независимые сотрудники начали видеть преимущества работы из дома. Около 58% участников опросов 2020 года смотрели на новый порядок более позитивно, чем до пандемии, в то время как всего 13% относились к нему негативно.

Однако ни тот ни другой результат не представляет кардинального изменения предпочтений. В 2020 году 45% участников сообщили нам, что хотели бы не менее трех дней работать из дома, но еще до пандемии такое желание выражали 37%. Пока рано говорить, сохранятся ли изменения, зафиксированные в этом исследовании, по окончании пандемии, однако имеются явные признаки того, что, по крайней мере, некоторые сохранятся: в конце концов, почти половина наших респондентов заявили, что предпочли бы работать из дома. Что могут сделать организации, чтобы адаптироваться к новой реальности?

Это исследование еще раз показывает, что преимущества удаленной работы неодинаковы для разных людей и компаний. Организациям необходимо понять все тонкости влияния перехода на удаленную работу на количество, тип и качество взаимодействий работников. Возможно, не стоит усиливать координацию сверху вниз, например, вводя запланированные онлайн-форумы или организуя виртуальное пространство для неформального общения. Подобный подход может перегрузить работников, уже приспособившихся к новой реальности удаленной работы с помощью дополнительных виртуальных собраний.

Возможно, организациям будет лучше сосредоточиться не на количестве, а на качестве взаимодействий. И в этой сфере могут очень пригодиться технологии. Например, большие возможности могут заключать в себе новые технологии дополненной и виртуальной реальности. С их помощью можно повысить качество удаленного сотрудничества команд, когда часть из них работает из дома, а часть в офисе, можно организовать доступ к инструментам совместного использования, таким как виртуальные доски, симуляции и общее социальное пространство. Не менее важно поддержать работников, привыкающих к другому ритму и отвлекающим факторам удаленной работы.

Технологии могут помочь работникам организовать свои задачи так, чтобы справляться с отвлекающими факторами. Например, Шамси Икбаль из Microsoft Research вместе с коллегами исследует, как с помощью технологий можно дробить крупные проекты на микрозадачи и за счет этого повышать производительность труда. Возможно, компании решат обеспечить дополнительную организационную поддержку, например, использовать цифровых помощников на базе искусственного интеллекта, которые вскоре, вероятно, приблизятся к уровню реальных помощников. Сейчас, когда личного ассистента нет рядом, а координировать работу менеджерам сложнее, чем обычно, для повышения производительности можно перепоручить машине назначение собраний, поиск информации и организацию совместного доступа к ресурсам. Cortana компании Microsoft и Duplex компании Google являются лучшими примерами подобных цифровых помощников.

И, наконец, пожалуй, самое важное: в новой реальности удаленной работы, какую бы форму она ни принимала, организациям необходимо активно помогать работникам эффективно разделять работу и личную жизнь. Для этого нужно напоминать им не перерабатывать без крайней необходимости или более точно оценивать выполняемые задачи. Возможно, для этого понадобится виртуально воссоздать вынужденный перерыв между работой и личной жизнью, который прежде приходился на дорогу домой. Иначе говоря, «Поездок в офис больше нет! Да здравствуют поездки в офис!»

Исследование проводилось с частичной грантовой поддержкой Национального научного фонда (NSF).

Об авторах

Эндрю Кан (Andrew Kun) — профессор электротехники и информатики Университета Нью-Гэмпшира.

Раффаэлла Садун (Raffaella Sadun) — профессор бизнес-администрирования в Гарвардской школе бизнеса. Изучает экономику продуктивности, менеджмент и организационные изменения в частном и государственном секторе. Научный сотрудник Национального бюро экономических исследований и Гарвардской школы общественного здравоохранения им. Т. Х. Чана.

Орит Шаер (Orit Shaer) — преподаватель информатики Колледжа Уэллсли, руководит лабораторией Human-Computer Interaction (HCI).

Томас Теодорович (Thomaz Teodorovicz) — научный сотрудник Лаборатории теории инноваций при Гарвардском университете.