Пять советов, которые помогут быть всегда востребованными | Большие Идеи

? Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять советов, которые помогут быть
всегда востребованными

Как переосмыслить свою карьеру и стать неизменно трудоустраиваемым специалистом

Автор: Джефф Готэлф

Пять советов, которые помогут быть всегда востребованными
Lorenz and Avelar/Getty Images

читайте также

Готовы ли вы к работе в стартапе?

Бассганг Джеффри

Не пытайтесь угадать желания клиента

Скотт Беринато

Диалоги: Подумайте о деньгах — вам сразу станет легче

Вос Кэтлин

Что такое сотворчество и зачем оно российскому бизнесу

Аня Текич,  Желько Текич,  Мария Свирская

Когда я окончил университет в 1995 году, то и представить не мог, что буду руководителем в относительно новой сфере UX дизайна, которая отвечала за удобное и приятное использование веб-сайтов, приложений и ПО. Я мечтал стать профессиональным музыкантом — рок-звездой — и несколько лет стремился к этой цели. 

Я устроился на полугодовую стажировку в Soundtrack Studios в Нью-Йорке и быстро понял, что стажеры фактически делают все то, что больше никто не хочет делать. Я работал 50 часов в неделю, а мой недельный заработок составлял $150. Узнав больше о музыкальном продюсировании как бизнесе, я пришел к выводу, что эта карьера мучительна и дает мало возможностей для трудоустройства и мизерную зарплату. Ассистенты звукорежиссеров, работавшие в этом бизнесе много лет, получали в то время всего $6 в час. Мне это показалось неприемлемым, поэтому я решил отказаться от своей мечты стать профессиональным музыкантом и найти новый карьерный путь. 

Я устроился в компанию под названием iXL, занимающуюся фронтенд-разработкой и графическим дизайном. В 1999 году, на пике всеобщей одержимости онлайн-компаниями, фронтенд-разработка, по большому счету, сводилась к умению без ошибок написать HTML-код. В связи с эволюцией этой профессии я начал читать некоторые судьбоносные книги. Среди них особое место заняла «Информационная архитектура в интернете» Луиса Розенфельда и Питера Морвиля, которая полностью изменила мою жизнь. Я благодарен за то, что через несколько лет познакомился и пообщался с обоими авторами этого произведения. Благодаря ему я со временем стал UX-дизайнером, и моя карьера начала двигаться в этом новом направлении. 

Пока не лопнул пузырь доткомов, я сменил несколько работ. То были бурные времена, но мне всегда очень везло. Я родился в пригородной местности в штате Нью-Джерси, в семье, относящейся к среднему классу. Мои родители меня поддерживали, я получил хорошее образование. Мне всегда удавалось найти новую кратковременную работу. Несколько лет я работал в AOL и много узнал там о профессии дизайнера. Затем я создал команду дизайнеров в компании Webtrends на Западном побережье, которая тогда была лидером в сфере веб-аналитики. Затем я отправился в Нью-Йорк, где создал и возглавил команду дизайнеров в TheLadders (фирме, специализирующейся на поиске в сети работы для управленцев).

Но в день своего 35-летия я понял, что пребываю в паническом состоянии. Мне было трудно представить, какой будет вторая половина моей карьеры с точки зрения выслуги лет, зарплаты, достижений и прочего. Куда я пойду дальше? В конце концов, чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, тем меньше должностей тебе доступны — такова природа корпоративного монстра. Управленческих должностей для UX-дизайнеров и рабочих мест для директоров по UX-дизайну очень мало. 

Это побудило меня задуматься о том, как добиться того, чтобы наши усилия, продвижение по службе, профессиональная состоятельность позволяли нам оставаться ценными для организаций, общества и профессиональных сообществ на всем протяжении нашей карьеры. Ответ, который я нашел, оказался довольно простым, чего не скажешь о работе, которую он описывает. Этим ответом стало изобретенное мною понятие неизменной трудоустраиваемости (так я назвал свою новую книгу), которое подразумевает построение собственной платформы интеллектуального лидерства за счет постоянного обмена опытом, непрерывного перепрофилирования, увлеченности и компетентности. Став признанным экспертом в избранной сфере или дисциплине, вам больше не придется охотиться в поисках вакансий, карьерных перспектив и возможностей: они сами придут к вам.

Чтобы стать неизменно трудоустраиваемым, вовсе не обязательно увольняться. Эта концепция в той же степени применима и к тем из вас, кто хочет и дальше работать в штате в долгосрочной перспективе, и к тем, кто стремится стать консультантом или фрилансером.

На мой взгляд, обдумывая вторую половину своей карьеры и строя эту платформу интеллектуального лидерства, необходимо держать в голове перечисленные ниже пять ключевых понятий.

Предпринимательское мышление. Я никогда не думал, что могу быть предпринимателем. Вы, возможно, тоже никогда так не думали. Но в конце концов мне пришлось осуществить переход, для которого понадобилось освоить предпринимательское мышление и проактивно заявить о себе и своих идеях, чтобы привлечь возможности, воспользоваться ими и претворить их в успешные начинания. Это ваша жизнь, ваш бизнес, ваше трудоустройство, так что вам нужно смотреть на этот вызов глазами предпринимателя. Какая у меня целевая аудитория? В решении каких проблем я могу ей помочь? Какой способ предоставить им свои услуги будет самым эффективным для меня? Эти вопросы наведут вас на путь к построению «стартапа» вокруг себя.

Уверенность в себе. Задача делиться своими профессиональными знаниями может быть пугающей. Разве не все уже сказано о менеджменте, маркетинге, продажах, цифровой трансформации? У вас может быть такое ощущение, но есть одна история, которая еще не рассказана, — ваша история. Ваш уникальный жизненный опыт, разнообразные пути, которыми вы пришли к текущей должности, преодоленные вами препятствия — фундамент вашей новой платформы компетентности. Больше ни у кого всего этого нет. Не забывайте черпать из глубинного источника навыков и профессиональных знаний, который уникален для вас. Оказавшись на перекрестке, знайте, что вы принесете работодателю или клиентам нечто уникальное — то, чего больше ни у кого нет. Признайте это, присвойте это, станьте этим. Ваш опыт ценен, ваши знания ценны, вы можете внести в дискуссию нечто ценное. Ни у кого нет вашей истории. Будьте уверены в том, что знаете, и опирайтесь на это знание, берясь за новые проекты. 

Непрерывное обучение. Все постоянно меняется. Единственный способ не отставать — а еще лучше, держаться в авангарде — продолжать учиться. Вы непрерывно учитесь, читая записи в блогах и книги, слушая подкасты и аудиокниги, созданные людьми, которые могут осветить ваш путь вперед. Вы учитесь, разговаривая с теми, кто может объяснить, почему они добились желанного успеха. Вы учитесь, создавая профессиональные и профильные сообщества вокруг себя. Вы учитесь, постоянно экспериментируя и пробуя новое. Иногда ваши эксперименты будут успешны, а иногда нет. Но если вы учитесь чему-то в результате каждого эксперимента, у вас нет настоящих неудач. Оставайтесь любознательными. Оставайтесь открытыми для новых возможностей, которые лежат перед вами. Постоянно экспериментируйте, учитесь на полученных результатах, пробуйте снова. Как говорил мой давний инструктор по лыжам: «Если ты не падаешь, ты не учишься». 

Постоянное совершенствование. Если вы непрерывно учитесь, применяете результаты своих экспериментов для построения свой платформы, вы будете постоянно совершенствоваться, что позволит лучше справляться с теми задачами, которые вы поставили перед собой, чтобы добиться неизменной трудоустраиваемости. В своем популярном выступлении на конференции TED Talk Астро Теллер, капитан команды Moonshots в инновационной лаборатории Google X, объясняет, что вам нужно быть скептиком-энтузиастом в отношении всего того, что вы делаете. Другими словами, вы всегда должны хотеть найти способ сделать что-то наилучшим образом. «Скептический энтузиазм не враг безграничного оптимизма», — указывает Теллер. На самом деле, эти два явления — идеальные партнеры. Независимо от того, как бы хорошо вы, с вашей точки зрения, ни владели своей профессией, скептический энтузиазм помогает вам постоянно ищете лучшие способы делать свою работы. Более того, вам не терпится их найти. Что вы можете узнать у других специалистов в той области, в которой вы преуспели? А как насчет лидеров в других областях? Что они сделали, чтобы построить свои платформы, и что вы можете применить на своей?

Переосмысление себя. В конечном итоге, чтобы стать неизменно трудоустраиваемым, нужно переосмыслять себя. Сначала я был UX-дизайнером, потом стал руководителем UX-дизайнеров и собирался стать самым крутым руководителем UX-дизайнеров, по крайне мере, двигался в этом направлении. Но благодаря опыту, которым я делился, в моей жизни появились другие возможности. При поддержке семьи я подготовился к тому, чтобы за них ухватиться. С тех пор я то и дело переосмысляю себя. Ничто не стоит на месте, темп перемен сегодня быстрее, чем когда бы то ни было. Почти десять лет назад Amazon обновляла свою базу кодов каждые 11,6 секунды — компания фактически пять раз в минуту переосмысляла способ обслуживания клиентов. К 2015 году Amazon ускорилась — сильно. Она стала разрабатывать новый код каждую секунду. Представьте, каков этот показатель сейчас. В 2018 году Google сообщила, что проводит более 500 млн тестов в день, что равноценно более чем 4 млн перезапусков существующих и новых систем каждый день. Вот темп современных изменений. Если вы хотите оставаться неизменно трудоустраиваемым, вам нужно быть готовым переосмыслять себя, когда все вокруг меняется. И это происходит во все более коротких циклах. 

Реорганизации случаются постоянно, как и сокращения штата. COVID-19 опустошил целые отрасли. Технологические прорывы каждый год приводят к тому, что роботы вытесняют нас с рабочих мест. Это не означает, что мы перестали быть полезными, успешными и востребованными на рынке труда. Однако неизменная трудоустраиваемость означает, что вам нужно работать целеустремленно, быть готовым действовать — немедленно, без сомнений, — когда представится удобная возможность. Точное и актуальное понимание вашей области действий и постоянно растущая сеть коллег, на которую можно положиться, даст вам гарантию того, что новая работа вас найдет.

Об авторе

Джефф Готэлф (Jeff Gothelf) помогает организациям разрабатывать более совершенные продукты, а управленцам — строить культуры, обеспечивающих совершенствование продуктов. Соавтор книги Lean UX, получившей награды, и книги Sense & Respond. Его последняя книга, Forever Employable, была опубликована в июне 2020 года. Эта статья написана Джеффом на основе одного из ее фрагментов.