Как работать и делиться опытом с детьми | Большие Идеи

? Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как работать и делиться опытом
с детьми

Четыре совета тем, кто разрывается между семьей и работой

Автор: Сабина Наваз

Как работать и делиться опытом с детьми
JOBALOU/GETTY IMAGES

читайте также

Пять советов, которые помогут не сойти с ума родителям на карантине

Алисса Ф. Уэстринг,  Стюарт Фридман

10 ноября в рамках ежегодной конференции Oracle Cloud Day 2015 состоялся круглый стол для HR-директоров.

Дерк Сауэр

Анна Натитник

Бизнес-кейс: как скандал в FIFA влияет на ее рядовых сотрудников

Дженнифер Петриглиери

Если вы совмещаете множество дел на работе и дома, то знайте: вы не одиноки в этом. Большинству руководителей, которых я обучаю, с трудом удается соблюдать баланс между родительскими и рабочими обязанностями. Они беспокоятся о том, что проводят недостаточно времени с детьми, и хотели бы помочь им учиться на родительском опыте и избежать родительских ошибок.

Но как вы отнесетесь к идее экономить свое время, продвигаясь в решении рабочих задач, одновременно проводя время с детьми и в процессе помогая им обучиться важным навыкам? У меня тоже были похожие трудности с соблюдением баланса между многочисленными приоритетами, и я научилась нескольким способам извлекать максимальную пользу из своего времени как для работы, так и для семьи. Я поделилась этими рекомендациями с клиентами, и многие из них начали применять похожие методы. Они совсем не требуют дополнительного времени. Вы сможете проводить больше времени с семьей, не сокращая рабочее время и не увеличивая свою и без того большую нагрузку. Занимаясь делами немного по-другому, вы принесете пользу и своим рабочим планам, и своим детям, и себе. Итак, вот четыре способа, которые вам стоит попробовать.

Вместе практикуйтесь в управлении временем. Одна из ваших главных задач как руководителя – предвосхищать будущее и устанавливать курс к достижению успеха. Часто это требует времени, когда ваше внимание не рассеивается и вас не отвлекают встречи, следующие одна за другой. Многие руководители, которых я обучаю, отводят два часа в неделю на создание такого «окна» для размышлений. Но если вы заблаговременно не планируете ваше время, то трудно найти каждую неделю интервал продолжительностью два часа.

Мой старший сын с восьмилетнего возраста раз в квартал садится вместе со мной и помогает мне выделить временные «окна» на следующий квартал. Также мы выделяем время на отпуска, развлечения и волонтерскую работу. То, что мы делаем это вместе, помогает мне придерживаться более четких границ в отношении времени, проводимого с семьей. Помогая мне, сын оценивает разнообразие моих рабочих обязанностей, а не только то, что он замечает, когда смотрит видео с моими выступлениями. Также он научился строить планы заранее, чтобы создавать правильный баланс между занятиями и отдыхом и уделять время стратегическому мышлению, и некоторым другим навыкам управления временем. Он отмечает временные интервалы в своем календаре, чтобы удостовериться, что у него достаточно времени на крупные проекты, которые невозможно сделать за один подход. Благодаря этому в нашем доме сократилось количество «метаний в последнюю минуту».

Обучайте идеям лидерства с помощью книг. Гарри Трумэн однажды сказал: «Не все читатели — лидеры, но все лидеры — это читатели». Мне гораздо лучше удается читать много книг, чем запоминать много информации из них, поэтому, читая каждую книгу, я отмечаю отрывки, к которым хотела бы вернуться. Мои сыновья собирают все отмеченные фрагменты в один документ. Они следят за моими заметками, потому что я плачу им. В конце концов, это не те книги, которые они стали бы читать по собственной воле. Но вы можете вовлечь детей, придумав игру (например, за обеденным столом отвечать на вопросы викторины по книгам). Такая практика не только экономит мое время и помогает помнить о том, что я прочитала, но также в раннем возрасте знакомит моих детей с темами лидерства от авторов-экспертов. Вчера в нашем разговоре за обеденным столом шла речь в том числе о преимуществах зеркальных нейронов и проявления эмпатии для улучшения навыков влияния. Это напрямую касалось книги, с которой сейчас работает один из моих сыновей.

Обучайте моральным ценностям, обсуждая дилеммы из реальной жизни. В прошлом месяце у меня были трудности с ситуацией на работе. Я рисковала потерять большой процент дохода, действуя в соответствии со своими ценностями. Было бы легко притвориться перед детьми, что все идет в привычном режиме. Однако эта ситуация не давала мне покоя. Мне было трудно решить, что делать, и мы с мужем обсудили эту дилемму с нашими мальчиками (не разглашая конфиденциальную информацию). Мы рассказали о ситуации, объяснили, каким ценностям она противоречит и чем я потенциально рискую, придерживаясь своих ценностей. Это был трудный выбор, но я решила действовать в соответствии с моими взглядами.

Я не вспоминала об этом событии до тех пор, пока на днях старший сын не сказал мне: «Мама, я хочу быть принципиальным в том, как общаюсь со своим напарником по участию в ярмарке знаний и умений». Мне стало любопытно, и я спросила: «Что для тебя означает принципиальность?» Я удивилась, когда он напомнил мне: «Мама, ты всегда говоришь, что принципиальность – это правильные поступки, которые ты совершаешь, когда никто за тобой не наблюдает». Открытая дискуссия о трудностях на работе пошла на пользу моему сыну таким образом, который я не предвидела.

Помогите детям научиться формулировать проблемы несколькими способами. Часто проблема, с которой сталкиваются клиенты, которых я обучаю, заключается в следующем. Они строят предположения о мотивации своего противника во время межличностного конфликта и на основе одного этого заключения склоняются к деструктивным действиям. Например, Реймонд, который работает техническим директором, недавно считал, что его коллега Джей хочет дискредитировать его и взять под контроль команду. Реймонд пришел к такому поспешному выводу, потому что Джей перебил его, когда тот делал презентацию своего нового проекта перед гендиректором. Я сказала Реймонду, что вместо того, чтобы думать о Джее самое плохое, ему нужно воспользоваться своей естественной склонностью рассказывать истории и сочинить не одну, а три отдельные истории о том, какова могла бы быть мотивация Джея. Альтернативные истории Реймонда были таковы. Возможно, Джея очень воодушевила идея Реймонда, и он захотел добавить к ней свои собственные идеи. Или Джей не очень хорошо знаком с правилами межличностного общения и склонен перебивать других людей. Это позволило Реймонду трезво оценить свои предположения и изучить другие возможности.

Вы можете поделиться этой тактикой с детьми в форме игры, которую моя семья называет «Много смыслов». Мы по очереди сочиняем истории, основанные на наблюдениях за людьми и событиями во время поездок в школу и обратно. Например, если мы обращаем внимание на быстро идущего по тротуару мужчину с татуировками и в безрукавке, то можем сочинить историю о том, что он опаздывает на работу, потому что его машина сломалась и сам он не в силах справиться с этой поломкой. Или историю о том, что он владеет тату-салоном на другой стороне моста и стал ходячей рекламой своего бизнеса. Или, возможно, у него встреча с кем-то в парке, и он опаздывает? Наши дети используют эту игру, когда их что-то расстраивает дома или в школе. Это особенно полезно, когда сыновья спорят и обращаются ко мне за помощью. Чтобы уменьшить интенсивность конфликта, я спрашиваю: «Как ты думаешь, почему твой брат взял твой самолет Lego, какая еще может быть причина для этого?» Цель в том, чтобы они научились успокаиваться, проявлять больше эмпатии и обращаться к людям с любознательностью, а не осуждением.

Мы проводим много времени за работой. Мы тратим немало времени на образование наших детей: академические предметы, физические занятия и искусство. Но мы по отдельности подходим к этим двум видам деятельности. Вовлекая детей в свои рабочие занятия, мы можем обучить их ключевым навыкам и поделиться с ними опытом. Так мы проведем время с пользой и для работы, и для семьи.

Об авторе. Сабина Наваз — коуч, консультирует топ-менеджмент компаний, входящих в список Fortune 500.