Прощание Иньесты: как нужно менять и заканчивать карьеру
Джанпьеро Петрильери , Тим ЛеберехтИгра завершилась. Стихли аплодисменты, зрители разошлись. Его работа окончена, и теперь можно отдохнуть. Он снял бутсы и сел. Кто-то сфотографировал его в этот момент, и фотография распространилась с невероятной скоростью. Андрес Иньеста, один из самых талантливых и успешных футболистов своего поколения — босиком, один, на поле стадиона «Камп Ноу», принадлежащего ФК «Барселона», «Барсе», как называют его болельщики, после своей последней игры в клубе.
Этот поразительный снимок относится к индустрии, из которой мы часто заимствуем метафоры: точное попадание, проиграть сражение, отличный удар, потерять мяч. Эти образные выражения касаются разных моментов игры: побед или поражений, промахов и реваншей.
Снимок Иньесты запечатлел совсем другой момент, гораздо более философский: момент, в который видно то, что остается, когда работа, игра и выступление закончено, и человек находится в особой атмосфере. Атмосфере, где прошлое уже стало историей, а будущее еще не наступило. Мы все попадаем в это пространство, хотим того или нет. И теперь, когда карьера длится дольше и прерывается много раз, это происходит даже чаще, чем раньше.
За свою жизнь люди меняют работу больше десятка раз. Как отмечают Линда Граттон и Эндрю Скотт в своей книге «100-year life», некоторые из этих изменений являются не шагом в сторону или вверх, а крупными карьерными сдвигами.
Для Иньесты этот вечер ознаменовал подобные перемены. Он продолжит играть. Впереди его ждет чемпионат мира, эпилог карьеры в Японии и затем новые главы. И все-таки на этом снимке запечатлен не конец сезона. Это конец эры.
Иньеста начал заниматься в академии «Барсы» 12-летним подающим надежды мальчишкой, стал профессионалом и провел в клубе 22 года, завоевав больше всех наград среди испанских футболистов за всю историю. Он никогда не играл за другой клуб и помог сделать «Барсу» такой, какой ее знают болельщики. Именно благодаря таким клубам люди называют футбол красивой игрой.
Он был одним из немногих игроков, которому аплодировали на любом стадионе, даже болельщики его противников, не только за элегантную манеру игры, но и за характер. Когда Иньеста забил победный гол в финале чемпионата мира 2010 года, он снял футболку и продемонстрировал майку, на которой от руки было написано посвящение «Навсегда с нами» его другу и коллеге Дани Харке, умершему от сердечного приступа за год до этого.
Исследователи давно заметили: если люди помнят о смерти, они занимаются более значимыми вещами и находят больше смысла в своей работе. Когда мы помним, что наше время конечно, мы хотим использовать его по максимуму. Большинство профессиональных спортсменов, которые вкладывают в работу всю душу, умирают дважды, как выразился другой легендарный футболист Джанлуиджи Буффон. Первый раз это происходит, когда они уходят из игры, которой жили и которая определяла их личность в молодости. Даже те, кто становятся легендами, должны пережить конец своей рабочей жизни.
Прощание Иньесты было запланированным и эмоциональным. 90 тысяч зрителей скандировали его имя с первых минут последней игры, а после финального свистка товарищи по команде и болельщики устроили ему долгое чествование. После окончания праздника Иньесте разрешили побыть на пустом стадионе. Он сидел в центре поля, где пережил победы и поражения, отдыхая и размышляя о своей долгой карьере. Когда Иньеста ушел, был уже час ночи.
Пример испанского футболиста — редчайший и очень значимый способ завершения карьеры, отличающийся от скомканных и бессмысленных финалов, которыми отмечены (или даже не отмечены) многие изменения в карьере. Возможно, именно поэтому снимок так захватил воображение людей: на нем Иньеста спокойный, живой, в пространстве между двумя жизнями.
Ученые называют это пространство лиминальностью (или пороговым состоянием —от латинского «limen»). Это состояние духа и атмосфера, в которых мы не вполне четко осознаем себя. Независимо от специфики вашей деятельности в такие моменты приостановленного движения легко почувствовать себя потерянным или застрявшим на месте. Но когда у нас есть ритуалы, которыми можно руководствоваться, и пространство, где мы можем побыть одни, приостановленное движение превращается в нечто иное — плодотворную паузу между нашим старым и новым «я».
В своей проницательной работе, посвященной лиминальности в карьере, Эрминия Ибарра и Отилия Ободару доказывают, что в современной профессиональной среде лиминальность больше не является кратковременным состоянием. Оно стало хроническим. Мы всегда, по крайней мере, потенциально, находимся в развитии.
В наше время редко кому на работе удается принять свое одиночество, чувствуя себя при этом на своем месте. Гораздо чаще можно почувствовать одиночество, пытаясь найти свое место. Но фотография Иньесты подсказывает, что на самом деле все мы одиноки — в конце или в середине нашего карьерного пути. Просто не все могут так же ярко выразить это.
Его прощание служит напоминанием, что легко почувствовать себя живым и на своем месте, пока игра продолжается. Но если мы не сможем быть такими же живыми и спокойными, когда игра закончилась, то мы не игроки, а заложники — амбиций, стимулов или того и другого сразу. Вот почему мы не можем в полной мере ощущать себя людьми в организациях, где мало ритуалов и не хватает атмосферы для спокойствия, тишины и степенности.
Во многих организациях нам часто не хватает ритуалов и настроя, чтобы завершить проект или работу на определенной должности. Мы не говорим, что «страдали всю игру», как описывают свои усилия футболисты. Мы отдаем должное активным эмоциям, таким как радость, счастье и энтузиазм — или даже разочарование или гнев, если они помогают нам двигаться вперед. Мы сокращаем понятие «любить» до «люби то, что делаешь, и делай то, что любишь», но не оставляем пространства для тех часов или дней, когда сердце разрывается от любви. Мы хотим сосредоточить всю свою страсть на работе и не хотим, чтобы она кончалась.
Конец дается нам труднее всего, будь то конец карьеры или жизни. Но рабочая жизнь без окончания, как история без точки в конце: чем дольше она продолжается, тем меньше в ней смысла. Если мы хотим проявлять больше гибкости в карьере, если хотим постоянно начинать сначала, то нам и нашим организациям нужно научиться готовить финал ее этапов. Работа не может быть значимой, если мы не можем отпраздновать ее окончание и у нас нет для этого необходимой атмосферы.
К примеру, дизайнер Джен Чипчейз проводит мероприятия по выходу из стресса после сложных проектов, доказывая, что «подведение итогов» это не дежурная фраза. Прийя Паркер, консультирующая компании по вопросам проведения встреч и собраний, предлагает использовать ритуалы, позволяющие коллегам публично выразить свои чувства (например, завершить выходные в стиле Ренессанс выступлением с «последним словом»). Окончание карьеры можно отпраздновать так же пышно, как это было на прощальном вечере выходившего на пенсию CEO компании Net-a-Porter Марка Себба, так же серьезно, как это сделал Барак Обама, сев в вертолет, унесший его в неизвестном направлении. Ключевой момент в том, что глава в карьере «не прерывается, а заканчивается», говорит Паркер.
Девиз «Барсы» «m?s que un club» — «больше, чем клуб» — говорит о том, что его амбиции выходят за рамки соревнования. Победы недостаточно. «Барса» должна выигрывать в особом стиле. В последнем сезоне, хотя клуб и выиграл испанский чемпионат и Королевский кубок, болельщики были недовольны, потому что «Барса» редко демонстрировала красивый футбол, синонимом которого стала. Однако они на время забыли о разочаровании, чтобы попрощаться с Иньестой. Не было никакой выгоды в том, чтобы после окончания праздника оставлять стадион открытым для Иньесты. Это не принесло «Барсе» прибыли или победных очков. Но это соответствовало идеалам клуба и его стилю. В тот вечер «Барса» потеряла одного из своих лучших игроков, но подарила своим болельщикам чистый образ человечности, напоминающий им об их собственной человечности. Он навсегда сохранится в их памяти. В этом и заключается сила организаций, которые серьезно относятся к прощанию.
Об авторах. Тим Леберехт — основатель Business Romantic Society и автор книги «The Business Romantic: Give Everything, Quantify Nothing, and Create Something Greater Than Yourself». Джанпьеро Петрильери — доцент кафедры организационного поведения INSEAD, врач и психиатр по образованию.