Какие навыки нужны руководителям всех уровней | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Какие навыки нужны руководителям
всех уровней

На всех четырех уровнях руководства обнаружилось удивительное единодушие в вопросе о том, какие навыки наиболее важны.

Авторы: Джек Зенгер , Джозеф Фолкман

Какие навыки нужны руководителям всех уровней

читайте также

Интеллект или мошенничество

Джон Брокман

Три мифа о креативности

Ану Арора,  Пронита Мехротра,  Сандип Кришнамурти

Изобретения по-советски

Мария Божович

Польза одиночества

Майк Эрвин

Несколько недель назад нам поручили проанализировать составленную клиентом модель компетентности для развития лидерства. Эта модель строилась на идее, что в разные периоды карьеры потенциальному лидеру следует сосредотачиваться на различных навыках. Например, в этой модели предполагалось, что рядовые управленцы должны стремиться к результату, а руководители высшего звена в первую очередь думать о стратегических перспективах.

На первый взгляд, эта схема оправдана, поскольку предполагается, что, усвоив некий навык, человек будет и впредь им пользоваться. Но, как ни странно, к спорту это правило неприменимо: спортсмены продолжают оттачивать одни и те же навыки на протяжении всей своей карьеры. И мы также вспомнили, что все знакомые и прекрасные топ-менеджеры отнюдь не забывают о результатах и многие рядовые управленцы (лучшие из лучших) вполне ясно представляют себе и цель, и стратегию. И мы задумались: в самом ли деле на одном этапе карьеры можно пренебречь одними навыками, а на другом — другими? Или же существует фундаментальный набор навыков, необходимых на любом уровне управленческой иерархии?

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы составили базу данных, расспросив 332 860 начальников, их коллег и подчиненных о том, какие навыки наиболее важны в нынешнем положении респондента. Каждый из них выбирал четыре пункта в предложенном нами списке из 16 компетенций. Затем мы сравнили данные по менеджерам разных ступеней.

Как и следовало ожидать, на перечень необходимых навыков влияло не только положение человека в организации, но и характер исполняемой работы и конкретные обстоятельства. И все же на всех четырех уровнях руководства обнаружилось удивительное единодушие в вопросе о том, какие навыки наиболее важны. И администраторы, и руководители высшего и среднего звена упорно перечисляли одни и те же качества, причем шесть из семи этих навыков оказались основными и в списке, предложенном топ-менеджерами. По мнению участников опроса, на любом уровне руководителям требуется сбалансированный рецепт из этих семи навыков. Остальные девять из предложенного списка выбирали вдвое реже, чем основные семь.

Получается, что базовые навыки особо и не меняются по мере продвижения менеджеров по карьерной лестнице. Вместе с этим наши данные указывают, что относительная ценность семи первостепенных навыков постепенно корректируется. На графике семь основных навыков представлены в том порядке, в каком их перечисляла группа младших администраторов. У менеджеров среднего звена на первое место выходит решение проблем, у старших — коммуникабельность поднимается на второе место, и только топ-менеджеры добавляют к списку основных еще один навык — стратегическое мышление. Этот пункт постепенно поднимался с последних мест все выше и, наконец, занял пятую позицию.

Читайте материал по теме: 4 правила эффективной презентации

Как это понимать? На основе этого опроса мы готовы сделать вывод, что на разных этапах карьеры действительно какие-то навыки бывают нужнее, однако важнее следующее: существует фундаментальный набор навыков, который необходим на всех уровнях корпоративной пирамиды. И если с развитием навыка стратегического видения вы вздумаете ждать до тех пор, пока не достигнете вершин, то прогадаете. Наше исследование показало, что его отсутствие воспринимается как непоправимый изъян уже тогда, когда по долгу службы оно вроде бы и не требуется. Ваши боссы должны убедиться в ваших способностях, прежде чем примут решение продвигать вас дальше.

Итак, спросите себя, какие навыки требуются вам здесь и сейчас, но не забудьте также уточнить, какие навыки понадобятся чуточку позже для работы на следующем уровне. Демонстрируйте эти навыки на нынешней должности, чтобы все видели: вы справитесь и с работой посложнее.

Читайте по теме:

  • Зачем управленцам математика?
  • Как сделать крутую презентацию
  • Шесть искусств для бизнеса