Неотразимая сила жизненного сюжета | Большие Идеи

? Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Неотразимая сила
жизненного сюжета

Некоторые люди обладают даром просто объяснять сложные вещи. Они знают себя, знают, почему занимаются именно тем, чем занимаются, и куда стремятся.

Автор: Энтони Тянь

Неотразимая сила жизненного сюжета

читайте также

REMI

4 Задача

Открытый наем: зачем и как нанимать сотрудников без резюме

Дэвид Делонг,  Сара Маркус

«Ждите ответа»: почему ужасное обслуживание клиентов выгодно

И Чжу,  Энтони Дюкс

Найти идеального кандидата

Нилофер Мерчант

Некоторые люди обладают даром просто объяснять сложные вещи. Они знают себя, знают, почему занимаются именно тем, чем занимаются, и куда стремятся. Поскольку для себя они все решили, они в состоянии придать четкость идеям и перспективам. Они говорят просто и доходчиво. И многое успевают.

Понятная и вдохновляющая речь — это вовсе не «примитивно». Напротив, нужно добавлять анекдоты, метафоры, различные цепляющие элементы, нужно складывать сюжет и проводить аналогию, чтобы выявить логику и усилить эмоции. У каждого изобретателя и почти у каждого лидера есть видение перспективы, но многие затрудняются передать его внятными и доходчивыми словами. Возьмем хотя бы иных президентов и кандидатов в президенты США. Кто вам более всех запомнился? Кто понравился? Кто выиграл выборы? Скорее всего, вам запомнились именно те руководители, которые умели подойти к проблеме по-человечески и передать ее так, чтобы каждый слушатель почувствовал в душе отклик, чтобы люди поняли общую задачу и почувствовали свою связь с этими лидерами.

Я искренне уважаю писателей и поэтов, которые умеют прямым и простым языком посвящать нас в более глубокое понимание общечеловеческих проблем. Так, Артур Миллер в пьесе «Смерть коммивояжера» повествует о трагическом герое, Вилли Ломане, который живет и умирает, толком не осознав своего места в жизни. Эта пьеса до сих пор производит сильное впечатление на зрителей, потому что она честно рассказывает человеческую историю, историю каждого. Она показывает наши мечты и наши разочарования и что мы способны с ними сделать. Это понятно каждому.

В книге «Найти себя. Как выйти за рамки стереотипов и обрести свой путь» антрополог, а ныне предприниматель Боб Дойч подчеркивает насущную необходимость «истории о самом себе».

«Многому можно научиться на примере вымышленных персонажей… В жизни каждого отмечаются взлеты и падения, которые складываются в сюжет… Лучшие писатели умеют это уловить. Самые прекрасные романы живут в наших сердцах и отражают нашу сущность».

Недавно я читал чрезвычайно глубокую, но вполне доступную по языку книгу Ричарда Беттса «The Essential Scratch and Sniff Guide to Becoming a Wine Expert». Ричард принадлежит к высшей касте сомелье, которых в мире насчитывается менее двухсот человек, но о вине он рассказывает не учеными словами, а сводит все качества этого напитка к трем категориям: сорт винограда (красный, черный), дерево (дуб и другие) и почва (цветочный запах, земляной, «с дымком»). Я — давний любитель вина, но впервые мне довелось прочесть настолько простое описание аромата и вкуса этого напитка. Наслаждение вином становится и более доступным, и более приятным, поскольку ускользающая тема обрела язык и структуру. Теперь я дарю друзьям книгу Беттса и путеводители Роберта Паркера по карте вин.

И в своей работе венчурного капиталиста я также высматриваю такие истории, которые могут меня затронуть — то есть истории стартаперов, ищущих инвесторов. И, пожалуй, главный для меня вопрос: «Как этот человек стал таким, каков он есть? Какие он знал тревоги и успехи? Почему он так увлекся этой идеей? Что им движет?» От ответов на эти вопросы, как правило, зависит, будем ли мы поддерживать этого предпринимателя. И в разговоре с ним мы обращаем внимание не столько на факты, сколько на личность, на то, как эта личность подает свою историю, и как, в какой мере эта история совпадает с задачами нашего фонда. На первых порах становления компании очень важен дух, отвага и умение общаться с людьми. Особенно заметно на долговечности и эффективности новой компании сказываются умение найти с людьми общий язык, поделиться своей историей. Каждому нужно прочувствовать это на себе.

Читайте по теме: